Схема нормального развития детской речи по А.Н.Гвоздеву
материал по логопедии
Уважаемые родители и педагоги! В этом учебном материале вы сможете познакомится с возрастными особенностями появления детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gvozdev.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период | Подпериод, возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение речи | Слоговая структура слов | Усвоение звуковой стороны речи | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословные, 1 год 8 мес. | Отдельные слова (около 27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) | Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) | Нет | Нет | Нет | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») | А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет |
Из двух корней, 1 год 8 мес | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк | |
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов, 1 год 10 мес. - 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны. | Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы | Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки. | Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. | Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) | Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | Твердые согласные н, т, д | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Усвоение флексной системы языка, 2 года - 2 года 6 мес. | Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами | Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы | Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род | 23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков | Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно | |
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение стечения согласных | |
3—4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений | Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы | >Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок | Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных | Усваиваются сравнительные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы | Звуковая сторона речи усвоена полностью | |||
4 года - 6 лет | Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | Практически усваиваются все частные грамматические формы | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах | Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм | Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детской речи. Пересказ.
Полноценное, богатое, всместе с тем правильное развитие речи у детей дает возможность точно высказать свои мнения, мысли при общении с окружающими детьми. Научить пересказывать текст - одна из г...
Схема нормального развития детской речи
Ответ на часто задаваемые вопросы.Периоды формирования лексико-грамматического строя речи у детей....
Совершенствование и развитие связной речи у детей с детским церебральным параличом.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей ме...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.
Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования...
Этапы развития детской речи.
Этапы развития детской речи: от 4 до 7 лет....