Как распознать умственную отсталость?
учебно-методический материал

Абдураимова Наталья Викторовна

Коррекционная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционная педагогика68.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как распознать умственную отсталость?

                             

Ранняя диагностика умственной отсталости удиагностика умственной отсталости

детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.

Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем  причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.

Диагностика умственной отсталости у детей

https://avatars.mds.yandex.net/get-direct/402265/DbFgGWebfOVR4zxnrOJoqA/x450

Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)

  • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
  • Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
  • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
  • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
  • Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования)  для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.

Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

1.     В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.

2.     У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.

3.     Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).

4.     Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).

5.     Тест Айзенка (с 18 лет и старше).

6.     Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.

В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости  обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе«Распознать, выявить, раскрыть, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант…»

Издавна говорят, что душа учителя – это совесть народа. Добрая, совестливая, ласковая душа педагога, находящаяся в неустанном творческом поиске, становится формирующим стержнем каждого его ученика и с...

Статья для родителей и педагогов "Как распознать в ребенке одаренность"

В статье говорится о том, как распознать в ребенке одаренность, о проблемах одаренных детей, представлена диагностическая карта одаренности....

Как распознать дисграфию и как с ней бороться

Как распознать дисграфию и как с ней бороться...

Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте?

Всем родителям, конечно же, хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Однако не всегда жизнь складывается так, как нам бы того хотелось. Случается, что появляются на свет малыши, требующие о...

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...