«Ваш ребенок-школьник, адаптация первоклассника к школе. Способности ребенка, как их распознать».
материал (1 класс) на тему

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vash_rebenok_shkolnik.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ваш ребенок-школьник, адаптация первоклассника к школе. Способности ребенка, как их распознать».

Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.

Участники: родители первоклассников, учителя, работающие в первых классах, школьный психолог.

 Подготовительный этап: изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания;  оформление художественной  выставки детей на тему: «Мой первый школьный день»; оформление буклетов для родителей: «Правила для общения с детьми»; подготовка анкет для родителей.

Оборудование: бланки анкет; буклеты для родителей; детские рисунки.

                               План.

1. Адаптация первоклассника к школе, советы по адаптации.

                       (Школьный психолог).

2. Способности ребенка, как их распознать?

                       (Учитель).

3. Анкетирование родителей.

4. Обзор выставки рисунков детей «Мой первый школьный день».

4. Ответы на вопросы родителей по проблеме собрания.

                      Ход собрания.

Учитель.

1. «Особенности адаптации ребенка к школьной жизни».

  Ваш ребенок стал школьником. Для него все новое, необычное, неизведанное. Он очень долго ждал этого удивительного события, часто примерял новенькую форму, подолгу рассматривал учебники и школьные принадлежности. И вот наступил  тот момент, когда веселым заливистым звонком его позвала школа.

В первые дни школьной жизни ребята с удовольствием бегут на занятия, и главная задача работников школы и вас, уважаемые родители, чтобы огонек желания не потух, чтобы ваши дети безболезненно прошли адаптацию к обучению в школе.

Психолог.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется   привычный   уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и детям.

Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Наблюдения за первоклассниками показали, что значительная часть детей (50, 60%) адаптируется в течение двух, трех месяцев обучения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладают хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу и выполнять требования учителя.   Другим детям, (их примерно 30%), требуется больше времени для привыкания школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполнять требования учителя, часто ссорятся с одноклассниками. У этих детей встречаются трудности в усвоении учебного материала.

         В каждом классе есть примерно 14% детей у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности длительной (до одного года адаптации). Такие дети не желают учиться и посещать школу. Они часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти ребята составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Многие к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором,  дорога в школу для детей требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у первоклассников не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота. Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психофизиологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

        Первоклассники, несмотря на столь ранний возраст, способны осознавать свое положение в обществе. Они владеют умением общаться, умеют сопереживать, знают и выполняют основные правила поведения. Для детей этого возраста наиболее характерны  наглядно-образное и действенно-образное

мышление. Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса, умение правильно произносить все звуки родного языка, однако несформированность речи (по мнению психологов) встречается у

70% первоклассников, это нарушение звукопроизношения, трудности в простейшем звуковом анализе слов. Таким детям нужна помощь учителя-

логопеда.

           Особенно важно развивать внимание и память  учеников.

У первоклассников преобладает произвольное внимание, однако его устойчивость невелика и зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.

Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении, могут осложнить процесс обучения. Развитие  зрительно-моторных координаций позволяет детям координировать свои движения. В этом возрасте ребенок должен срисовывать простые геометрические фигуры, выделять и классифицировать их по форме, размерам, направлению штрихов. В то же время для семилетних детей характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

        Самым важным вопросом в организации обучения первоклассников является создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья. Это режим учебных занятий, полноценный отдых, питание, эмоциональный климат в классе и дома.

Уважаемые родители!

Вы должны помочь ребенку преодолеть сложный адаптационный период, оказывать ему поддержку, быть внимательными, терпеливыми, создать дома благоприятную  атмосферу.

    Эти простые правила помогут вам при общении с детьми:


    1) создайте благоприятный психологический климат в



отношении ребенка со стороны всех членов семьи;



    2)  проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится



 ребенок, к каждому прожитому им школьному дню;



    3) как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте



 играйте;



     4) не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить



 сам, помогайте, когда просит;  



    5) не повышайте голос на ребенка, не запугивайте



его, разрешайте конфликты мирно;



    6) поощряйте ребенка, хвалите его за успехи в учебе, за добрые



 поступки, не жалейте ласковых слов.



    7) не критикуйте учителей в присутствии вашего ребенка.


     (Родители получают буклеты с этими советами).

  Учитель.

Огромную роль в жизни младшего школьника играет учитель, и каждый из родителей желает видеть учителя своего ребенка добрым, понимающим и терпеливым.

  2.Заполнение анкет:  «Главные качества учителя».

 3. «Способности ребенка, как их распознать?».

Учитель.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

  Так что же такое способности? Способности -это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у младших школьников, чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми они занимаются дополнительно (техническое конструирование, музыка, изобразительная деятельность, физическая культура, хореография).

  В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или интеллектуальные способности проявляются во многих видах деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности -это способности в отдельных видах деятельности.

Способности ребенка определяют по следующим критериям:

выдающийся интеллект; хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету); творческое мышление; незаурядные способности в области искусства)

 Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными  для их ребенка, поддерживать  стремление к творчеству, создавать условия для углубленного  и всестороннего изучения  интересующего его вида деятельности.

    Если у ваших детей незаурядный интеллект, то  они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал, задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, хорошо рассуждают, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

     О ярко выраженных музыкальных способностях говорят следующие признаки: любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте.

   Когда дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели, у них преобладают технические способности.

  А вот те ребята, которые часто выражают свои чувства мимикой и жестами, имеют способность к подражанию, с большим желанием выступают перед аудиторией, наделены артистическими способностями.

  Если же дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются скакалками и мячами, то они наделены спортивным талантом.

    У детей, которые любят рисовать и лепить, умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства, с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства, ярко выражены художественные способности.

     Уважаемые родители! Если вы считаете своим долгом помочь ребенку в развитии  его способностей, если вы видите его в будущем творческим и состоявшимся человеком, поддерживайте познавательный интерес ребенка, помогите ему поверить в свои возможности, будьте для него путеводителем в жизни.

 

 4.Обзор выставки детских рисунков на тему: «Мой первый школьный день».

  5. Анкетирование родителей.

  6. Рефлексия собрания.

Анализ анкетирования: «Главные качества учителя», (вывод - какими качествами, по мнению родителей, должен обладать учитель?

Обмен мнениями родителей об услышанном на собрании.                                                                                                                                              

  Список использованной литературы:

 Рабочая книга школьного психолога/ под редакцией доктора

 психологических наук  Дубровиной И.В.—Москва,

 «Просвещение», 1991;

 Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. –

 Москва, «ВАКО», 2005;

Доровской А.И Сто советов по развитию одаренности детей. – Москва, 1997;

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. -- Москва, «Просвещение», Учебная литература, 1996.- 136с.;

Савенков А.И.  Одаренный ребенок в массовой школе. -- Издательская фирма «Сентябрь», 2001;

Популярная психология для родителей/ под редакцией

Бодалева А.А.--Москва, «Педагогика», 1989.  

1). Анкета. Учитель вашего ребенка! Каким бы вы хотели  видеть его?

Выделите семь, наиболее значимых для вас, качеств учителя:                                  

  • Добрый.
  • Творческий.
  • Понимающий.
  • Честный.
  • Знающий свой предмет.
  • Ответственный
  • Уважающий учеников.
  • Справедливый.
  • Деликатный.
  • Уравновешенный
  • Терпеливый.
  • Заинтересованный.
  • С чувством юмора.
  • Вызывающий доверие.
  • Мудрый.
  • Умеющий находить индивидуальный подход к детям
  • Тактичный.
  • Безгранично любящий свою работу.

.

Анкета для родителей первоклассников.

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на перечисленные вопросы.

 Подчеркните тот вариант ответа, который более всего  характеризует вашего ребенка.

Фамилия и имя ребенка _________________

1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

  • всегда с радостью;
  • как правило, охотно;
  • как правило, неохотно;
  • затрудняюсь ответить.

2. Делится ли он своими впечатлениями о школе?

  • делится всегда;
  • когда хорошее настроение;
  • если просят об этом родители;
  • практически никогда.

3. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

  • да, справляется;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет, не справляется.

4. Чем он занимается  в свободное от школы время?

  • читает книги;
  • лепит и рисует;
  • подолгу сидит у телевизора или компьютера;
  • играет с игрушками.

5. Жалуется ли ваш ребенок на одноклассников?

  • никогда не жалуется;
  • иногда;
  • довольно часто;
  • затрудняюсь ответить.

6. Приходят ли его друзья к вам в гости домой?

  • да, всегда;
  • изредка;
  • нет, не приходят;
  • у него нет друзей.

7. Какие способности являются приоритетными для вашего ребенка?

  • незаурядный интеллект;
  • способности в технической области;
  • музыкальные способности;
  • художественные способности;
  • артистические способности;
  • спортивный талант;
  • затрудняюсь ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе Как ребенок привыкает к школе

        Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жи...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...