Отчёт учителя- логопеда.
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)
Отчёт о работе учителя-логопеда МКОУ ЗАТО Знаменск Астраханская обл.СОШ № 232 Гаврик Н.А. (1 кв.категория) ½ ставки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе учителя-логопеда
МКОУ ЗАТО Знаменск Астраханская обл.СОШ № 232
Гаврик Н.А. (1 кв.категория) ½ ставки
Целями моей деятельности со второго полугодия 2017 - 2018 учебного года являлось:
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
- Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- Устранение недостатков чтения и письма.
I. Диагностика.
Логопедическое обследование мною проводилось в середине и конце 2017-2018 учебного года.
Перед собой ставила следующие задачи:
1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.
2. Определить структуру речевого дефекта.
3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
4. Речевые заключения и группы детей были уже определены предыдущим специалистом (Вишняковой Л.А.) и откорректированы мной в ходе промежуточного диагностического периода.
Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.
При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Перечень методик логопедического обследования:
В работе использовались:
- схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФН Г.А. Волковой,
- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,
- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,
- логопедические тесты Е. Косинова,
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,
- методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,
- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.
В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФН-6 чел., ФН-4 чел. (учащиеся 1 «а» класса) , нарушение чтения и письма, обусловленное ФФН- 1 чел.(учащиеся 2 «а» класса) и нарушение чтения и письма обусловленное нерезко выраженным ОНР- 3 чел.(учащиеся 4 «а» класса).
На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт были зачислены 14 школьников из учащихся 1 «а» и 2 «а», 4 «а» классов.
С результатами диагностики были ознакомлены классные руководители и родители детей логопатов.
На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.
Так же при обобщении результатов проведенной логопедической диагностики мной было составлено заключение на ПМПК г. Астрахань для уточнения программы обучения ученицы 2 «а» класса Белкиной В.
Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | ||||||
ФН | ФФН | ОНР | Заикание | Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФН | Нарушение чтения и письма, обусловленные НВОНР | Другие нарушения. | |
Всего зачислено на логопункт | 4 | 6 | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 |
Всего выпущено | 4 | 6 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 |
Рекомендовано продолжить обучение | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 из-за частых пропусков по состоянию здоровья | 3 | 0 |
Итого на логопункте | 14 чел. (1/2 ставки) |
II. Консультирование.
В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:
- оказание помощи родителям в выборе методов для осуществления контроля за коррекцией речи своих детей;
- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
В течение второго полугодия 2017- 2018 учебного года было проведено ряд консультаций.
Были проконсультированы классные руководители (Майстренко Е.И., Веляева Т.В.), родители учащихся логопатов: 1 «а», 2 «а», 4 «а» .
Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители детей обращались по различным интересующим их проблемам.
Индивидуальная работа с Белкиной В.(ученица 2 «а» на индивидуальном обучении ) проводилась таким образом, что занятие проводилось в присутствии матери ученицы.
Так же была проконсультирована студентка Каменка Н. с факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ВГСПУ (г. Волгоград Волгоградской обл.)
Темы консультаций:
- Артикуляционная гимнастика.
- Выполнение домашнего задания.
- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.
- Проявление заикания у детей.
- Речевые игры.
В ходе консультирования родителям и педагогам, студентке предлагались результаты логопедических обследований школьников (речевые карты), обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.
Коррекционно-развивающая работа была организована мною с января 2018 года по май 2018 года. В связи с этим проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию для групп детей с ФФН, групп детей с нарушением чтения и письма, обусловленные ФФН и НВОНР.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать органы артикуляционного аппарата;
- развивать дыхание;
- развивать связную речь;
- обогащать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- вызвать звук;
- автоматизировать звук;
- дифференцировать звук;
- развить психические функции;
- развить мелкую моторику;
- совершенствовать навыки чтения;
- коррекция дисграфии и дислексии.
Продолжительность индивидуальных занятий 20 мин.
Подгрупповые занятия по коррекции чтения и письма проводились 3 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.
На индивидуальных занятиях проводились по коррекции звукопроизношения.
Так как работа велась с середины года, то у учащихся 1 «а» класса этап автоматизации поставленных звуков и дифференциация уже автоматизированных. Также проводилась работа:
- по развитию речевого дыхания;
- на развитие психических процессов;
- над связной речи;
- по развитию фонематических процессов;
- по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.
IV. Просветительско-профилактическая деятельность
В апреле 2018 г. в формате «Логопедическая практика» для студентки Волгоградского педагогического института кафедры дефектологии мной проводились открытые логопедические занятия по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста и коррекции дисграфии и дислексии у школьников начального звена с речевым заключением: Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
V. Повышение квалификации и самообразование.
- обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.
- изучила следующую литературу:
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.
2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.
3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство – пресс, 2010. – 80 стр.
VI. Вывод
Запланированная работа на второе полугодие 2017 - 2018 учебный год в полном объеме выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Положительными моментами в работе считаю следующее:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.
3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
Отрицательными моментами считаю:
- Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю- 1\2 ставки).
Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.
2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.
3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.
4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.
5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.
В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по устранению нарушений чтения и письма, т.е. коррекция дисграфии и дислексии.
Планирую изучать новые источники, методики и т.д.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.
VII. Перспектива.
Развитие интереса родителей к логопедической работе.
Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.
Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.
Делиться собственным опытом на страницах журнала «Молодой учёный»
Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчёт о работе учителя - логопеда
Сформированная связная речь - важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе, поэтому основной задачей учителя- логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирова...
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Годовой отчёт учителя-логопеда ОГКОУ «Приволжская школа-интернат» за 2016-2017 учебный год.
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью встречаются следующие виды речевых нарушений:- Системное недоразвитие речи тяжелой степени. - Системное недор...
ОТЧЁТ МЕТОДИСТА О РАБОТЕ МО УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА С-Пб
ОТЧЁТ МЕТОДИСТА О РАБОТЕ МО УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА С-Пб ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Аналитический отчёт учителя-логопеда
Аналитический отчёт учителя-логопеда за 2018-19 учебный год....
Отчёт учителя- логопеда ОГКОУ «Приволжская школа- интернат» за 2022-2023 учебный год.
Общее количество детей в 2022-2023 учебном году в ОГКОУ «Приволжская школа-интернат» 59 обучающихся, имеющих речевые нарушения, нарушения чтения и письма различной этиологии и степени выра...
Отчёт учителя- логопеда ОГКОУ «Приволжская школа- интернат» за 2021-2022 учебный год.
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью встречаются следующие виды речевых нарушений:Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Характеризуется как полиморфное нарушение звукопроизнош...