Формирование образования и употребления наречий у младших школьников
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Панкратова Юлия Николаевна

Статья расскажет о методах формирования образования и употребления наречий у детей младшего школьного возраста. Также в статье представлены лексические упражнения для закрепления употребления наречий на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_obrazovanie_i_upotr_narechiy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Известно, что условия обучения детей с ОНР определяются особенностями их речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Расширение словарного запаса может происходить либо путём объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова.

  Знакомство с наречиями происходит на  самых ранних этапах развития детей. Ребёнок очень часто использует слова, которые помогают ему выразить своё отношение к окружающему миру. Малыш пытается определить, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что некрасиво, что мило, а что безобразно. Наречие - часть речи, которая помогает ребёнку оценить окружающий мир.

   В школе, когда наречие как часть речи уже является неотъемлемой  единицей языка, дети, скорее, продолжают «сотрудничать» с наречием, ведь многие темы так или иначе связаны с этой частью речи. Далее мною приводятся игры и задания, которые научат ребёнка правильно образовывать и использовать наречия.

  Ознакомление с новым материалом у  учеников начальной школы, даже в 3-4 классах, должно происходить в непринуждённой, игровой форме. Для того, чтобы усвоить, что такое «наречие», как оно образуется и употребляется - мало выучить правило. В игре,  на занятии с элементами сказки дети, как правило, скорее адаптируют для себя этот трудный материал. Чтобы вызвать интерес к теме занятия – использую грамматические сказки  « Кто важнее?» и « Проделки наречий».

   Тема « Слова- противоположности» , изучающая слова- антонимы, тесно связана с образованием и употреблением наречий.  В данной теме использую следующие задания:

1) К каждому наречию из левого столбика подберите наречие-антоним из правого столбика, запишите парами.

     Образец: тускло-ярко.

Тускло, поздно, высоко, вдали, светло, внизу, чисто, устно, сытно, поближе, редко, весело, трудно, вредно, глубоко, вперёд, громко.

 Назад, ярко, тихо, рано, полезно, легко, низко, темно, грустно, грязно, голодно, вблизи, вверху, письменно, подальше, часто, мелко.

2) По образцу в таблицу впишите слова, противоположные данным.

светло

     т

     е

       м

    н

     о

грязно

вблизи

тяжело

холодно

Слова для справок: легко, чисто, вдали, тепло.

легко

     т

    я

   ж

     е

     л

       о

грустно

низко

близко

плохо

Слова для справок: весело, высоко, далеко, хорошо.

3) Прочитайте и найдите антонимы. Составьте рассказы, используя пословицу как заголовок.

   

      Сначала подумай, потом отвечай.

      Легко друга найти, да трудно сохранить.

      Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

      Сто друзей - мало, один враг- много.

      Лучше друг вдали, чем враг вблизи.

      Правда рано или поздно восторжествует.

   Также при изучении антонимов на занятиях мною используется игра  « Подбери пару».

4) Игра « Подбери пару». Детям раздаются карточки с картинками. Один ученик поднимает картинку и называет наречие, которое выражает ситуацию на картинке, например: плохо. Дети находят среди своих картинок наречие-антоним ( хорошо).

Картинки парами вывешиваются на доску. Устно с данными  словами ребята придумывают и проговаривают вслух предложения. Данная игра помогает закрепить правильность употребления наречий в связи с их лексическим значением.

 Карточки с картинками:    хорошо - плохо

                                                 много – мало

                                                 светло – темно

                                                 быстро – медленно

                                                 сладко – горько

                                                 мягко – жёстко

                                                 сыро – сухо

                                                 тихо - громко

 

5) Ещё один вид заданий на определение наречий – работа с текстом. Детям раздаются карточки со стихотворением, из которого они самостоятельно должны выбрать слова-антонимы (наречия)  и выписать парами. Данный вид задания можно выполнять и устно, тренируя тем самым слуховую память.

   Тема образования и использования наречий  отражена и при изучении слов- синонимов.

 Виды заданий:

1) Прочитайте предложения. Выпишите наречия- синонимы:

  1. Моряк твёрдо стоял на ногах. Я так прочно на качающейся палубе стоять не мог. 2. Петя отважно вступил в бой. Его друзья воевали не менее храбро.  3. Грозно в синей вышине стояли тучи в стороне. Зловеще ветер выл в трубе.  4. Над рекой тихо светит луна. По реке бесшумно скользят парусные лодки.  5. Куда ни оглянись - повсюду рожь густая. Во время праздника везде люди поют, танцуют, смеются.

2) Подберите к словам из левого столбика наречия-синонимы из правого столбика   и запишите их парами. Составьте словосочетания.

 Образец: отлично- прекрасно.

Отлично,  вверху, быстро, сзади, близко, грустно, бессердечно, назойливо, безмолвно, разумно, бесстрашно, трудно.

Тяжело, прекрасно, наверху, храбро, беззвучно, скоро, позади, рядом, печально, жестоко, надоедливо, умно,  важно.

 

3) По образцу впишите в таблицу  наречия , синонимичные данным.

повсюду

     в

      е

      з

       д

      е

нетрудно

быстро

скучно

близко

опять

обратно

Слова для справок: легко, рядом, скоро, уныло, снова, назад.

прежде

   р

   а

   н

   ь

   ш

   е

невесело

крепко

 близко

удовлетворительно

Слова для справок: хорошо, грустно, прочно, вблизи.

   Из опыта работы знаю, что дети очень любят работать с индивидуальными карточками. Я подготовила несколько видов заданий, которые можно использовать не только при прохождении тем, связанных с наречием, но и в качестве повторения или закрепления в любое время. Карточки можно использовать как на групповых занятии, так и на индивидуальных.

 Карточки « Что как делать?»

                      «Осень»

                       «Зайчик»

                      «Слова-враги»

                      « Закончи предложения»

                      « Какой - как?»

                       « Найди лишнее»

 Формирование связной речи подразумевает использование всех частей речи, их правильное употребление. Однако дети очень редко используют в своих рассказах  наречия.  Тогда на помощь спешат сюжетные картинки. На обороте данных карточек – картинок указаны опорные слова, которые ученик должен использовать при составлен по картинке рассказа.

 Карточки- картинки со словами:  тепло, мокро, ветрено, интересно,  весело,

                                                                    долго;

                                                                    прохладно, грустно, красиво, медленно,

                                                                    свежо, светло  и т. д.

  Данный вид заданий тоже можно использовать довольно часто, а также давать на дом.

    На логопедических занятиях я повожу физкультминутки. Данный вид отдыха можно использовать для повторения наречий:

  1) Игра « Скажи наоборот» .  Логопед кидает ребёнку мяч и называет слово, ученик возвращает мяч обратно и называет слово- противоположность.

  Слова: тепло - (холодно), морозно- (жарко), глубоко- (мелко), высоко-(низко), далеко- (близко), широко- (узко), тихо- (громко).

  2) Игра « Измени слово». Логопед бросает мяч и называет слово , отвечающее на вопрос какой? , ученик возвращает мяч обратно и называет родственное слово, отвечающее на вопрос как?

   Слова: вежливый – ( вежливо)

                 терпеливый- ( терпеливо)

                 ласковый- ( ласково)

                 страшный- ( страшно)

                 грустный – ( грустно) и т.д.

    Таким  образом, подводя итог, можно утверждать, что при изучении образования и употребления наречий важную роль играют наглядность, игровые моменты , доступный смысловой контекст на групповых и индивидуальных занятиях. Все эти аспекты помогают выполнять основную цель логопедических занятий: обогащение словарного запаса школьников, создание грамотной, правильной и, самое главное, выразительной речи наших учеников.

Список используемой литературы

1. Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н.

   Система упражнений по коррекции письма  и чтения детей с ОНР .        

   Практическое пособие для логопедов.- Воронеж, 2006

2. Волина В. В.   Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995

3. Володина Н. В. Говорю красиво : для детей 6-7 лет.- М.: Эксмо, 2008

4. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет.- М.: Олма Медиа                                  

    Групп , 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины употребления наркотических средств младшими школьниками".

Материал поможет в проведении родительского собрания в начальной школе, посвященный проблеме раннего алкоголизма и наркомании....

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в...

Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.

Выступление на МО. Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников....

Презентация. Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.

Выступление на МО.Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников....

Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной систе­мы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...