перспективное планирование работы по преодолению дисграфии
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему
Представлены планы занятий по рпеодолению различных видов дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дисграфия | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
Занятий по преодолению акустической дисграфии
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 6-8 |
2 | Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Их дифференциация | 1-2 |
3 | Гласные и согласные звуки | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1-2 |
4 | Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е | Гласные буквы Я,Ю,Е,Ё,И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме | 1-2 |
5 | Дифференциация гласных А-Я | Гласная буква Я. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | 3 |
6 | Дифференциация гласных У-Ю | Гласная буква Ю. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
7 | Дифференциация гласных О-Ё | Гласная буква Ё. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация галсных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
8 | Дифференциация гласных Ы-И | Гласная буква И. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
9 | Дифференциация гласных Э-Е | Гласная буква Е. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Е.Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
10 | Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и опорой для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. Ь в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения | 3 |
11 | Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
12 | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
13 | Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ | Дифференциация звуковВ-ВЬ, Ф-ФЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
14 | Звуки Г-ГЬ, К-КЬ, Х-ХЬ | Дифференциация звуков Г-ГЬ, К-КЬ, Х-ХЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
15 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ | Дифференциация звуков Д-ДЬ, Т-ТЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
16 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ | Дифференциация звуков З-ЗЬ, С-СЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
17 | Звуки Ж-Ш | Дифференциация звуковЖ-Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
18 | Лабиализованные гласные. Звуки О-У | Закрепление знаний о гласных звуках О,У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти,внимания и координации движений | 1-2 |
19 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю | Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза | 1-2 |
20 | Дифференциация соноров. Звуки Р-РЬ-Л-ЛЬ | Дифференциация звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3-4 |
21 | Звуки Л-ЛЬ-Й | Дифференциация звуков Л-ЛЬ-Й в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами - паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3-4 |
22 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме | 2-3 |
23 | Звуки С-СЬ, Ш | Дифференциация звуков С-СЬ, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
24 | Звуки З-ЗЬ, Ж | Дифференциация звуков З-ЗЬ, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
25 | Звуки С-СЬ, Ц | Дифференциация звуков С-СЬ, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
26 | Звуки ТС-Ц (на усмотрение логопеда) | Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
27 | Звуки Ч-Щ | Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
28 | Звуки Ч-ТЬ | Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
29 | Звуки Ч-Щ | Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок | 3 |
30 | Звуки Ч-Ц (на усмотрение логопеда) | Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
31 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение | 6-10 |
Перспективное планирование занятий при дисграфии,
обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза
Тема логопедического занятия | Развитие фонематического анализа и синтеза | Развитие слогового анализа и синтеза |
Этап1 (занятия 1-21) | ||
Звук. Буква. Гласные-согласные | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед) | Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме |
Согласные звуки и буквы | Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
Этап 2 (занятия 22-26) | ||
Слог. Слоговой анализ и синтез | Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов | Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем |
Этап 3 (занятия 27-31) | ||
Слово. Словосочетание. Предложение. текст | Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков Слоговой анализ слов: - двусложные с открытыми слогами; - трехсложные с открытыми слогами; - односложные с открытым слогом; - двусложные с открытым слогом на конце слова; -двусложные со стечением согласных в середине слова; - двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; - трехсложные с закрытым слогом на конце; - трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; - трехсложные с двумя стечениями согласных; - односложные со стечениями согласных; - двусложные с двумя стечениями согласных; - четырехсложные слова |
Перспективный план работы
по преодолению нарушений письма
при аграмматической форме дисграфии
№ | Темы занятий | Содержание занятий | часы | |||
Слово.Словосочетание. Предложение. | 67 | |||||
Развитие навыков словообразования | 22 | |||||
1 | Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования | 2 | |||
2 | Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание однокоренных и родственных слов | 2 | |||
3 | Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений | 3 | |||
4 | Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса | 3 | |||
5 | Морфологиче-ский состав слов | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов | 2 | |||
4 | Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса | 3 | |||
5 | Морфологиче-ский состав слов | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов | 2 | |||
6 | Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространсвенных представлений. Выбор того или иного предлога | 10 | |||
Развитие навыков словоизменения | 16 | |||||
7 | Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря | 2 | |||
8 | Практическое употребление сущ-х в ед. и мн. числе | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа существительных. Развитие восприятия, внимания (зрительного, слухового) | 2 | |||
9 | Практическое употребление сущ-х разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления | 2 | |||
10 | Употребление сущ-х в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи | 10 | |||
Развитие навыков согласования слов | 29 | |||||
11 | Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой | 2 | |||
12 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию прилагательных с существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами. | 2 | |||
13 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи | 10 | |||
14 | Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действий к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой | 1 | |||
15 | Согласование глагола с существительными в числе | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | 2 | |||
16 | Соглас-е глагола с сущ-ми в роде | Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами | 2 | |||
17 | Согласование глагола с существительными во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений | 4 | |||
18 | Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи | 6 | |||
Предложение | 10 | |||||
1 | Предложение | Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст | 5 | |||
2 | Состав предложения. Виды связи слов в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями | |||||
Текст | 3 | |||||
1 | Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы воспитателя ГПД во 2 классе на 2012-2013 уч. год
Календарно-тематическое планирование работы воспитателя ГПД 2 класса на год....
Перспективное планирование работы ГПД во втором классе
Материал предназначен для воспитателей группы продленного дня коррекционной школы v вида. В каждом разделе указывается примерное планирование работы с учащимися....
Перспективное планирование работы по ручному труду в старшей группе (работа с тканью)
Занятия подгруппами...
Перспективное планирование работы с родителями на 2015 - 2016 учебный год второй младшей группы «Колобок»
Перспективное годовое планирование работы с родителями на 2015 2016 учебный год второй младшей группы....
Перспективное планирование работы с родителями
план мероприятий с родителями на учебный год...
Перспективное планирование работы по театрализованной деятельности в средней группе.
Перспективное планирование работы по театрализованной деятельности в средней группе....
«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...