"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Зозуля Оксана Викторовна

Подгрупповое логопедическое занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект  логопедического занятия во 2 классе.

              Составила учитель-логопед Зозуля О.В.

Тема: Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.

Цель: Учить детей дифференцировать Ж - Ш в словах, предложениях и тексте.

Задачи:

1.Познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков  Ж  и  Ш, нормами их артикуляции.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

3.Развивать фонематический и слоговой анализ и синтез.

4.Совершенствовать оптико-пространственные представления.

5.Учить работать с деформированным текстом.

6.Закреплять умение правильно оформлять и записывать предложения.

7.Закреплять знания норм орфографии.

8.Работать над согласованием слов в предложении.

9.Закреплять навык чтения.

Оборудование:

 Интерактивная доска

Компьютер

Рабочие тетради

Карточки с заданиями

Синий и голубой карандаш

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

1.Определение темы занятия.

Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с небольшого стихотворения. Послушайте его внимательно.

       Камышам шуршала мышь:

       Ветер нам нарушил тишь!

       Шепчут тихо камыши:

       Тихо, мышка, не шурши!

Л: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Дети: Звук  Ш.

Л: Назовите парный согласный для звука Ш.

Дети: Звук  Ж.

Л: Сегодня мы будем говорить с вами о звуках  Ш и  Ж.

2.Сравнение звуков  Ш  и  Ж по артикуляции.

Л: Ребята, давайте произнесем звук Ш ,как змея. Поднесите руку к горлышку.

Дети: ш-ш-ш-ш-ш

Л: А теперь звук Ж, как жук.

Дети: ж-ж-ж-ж

Л: Что общего вы заметили при произношении этих звуков?

Дети: Язык в виде «чашечки» поднимается за верхние зубы, зубы сомкнуты, губы трубочкой.

Л: А чем они отличаются?

Дети: Звук  Ш - глухой, произносится без голоса, а звук  Ж -звонкий, произносится с голосом.

2.Основная часть занятия.

1.Знакомство с героями занятия.

Л: Ребята, сегодня к нам в гости пришли девочка и мальчик.  (слайд 4). Давайте составим их имена по первым буквам слов-картинок.

На доске  появляются предметные картинки. Дети называют картинку, выделяют первый звук. Затем из первых звуков составляют слово. Имена записываются на доске, подчеркиваются буквы Ж и Ш.

КАРТИНКИ: 1.жук, огурец, рак, автобус – Жора  (слайд 5)

                        2.машина, арбуз, шапка, ананас– Маша (слайд 6)

Л: Значит, сегодня к нам в гости пришли Жора и Маша. И они просят нас о помощи.

2.Работа над дифференциацией Ж-Ш в словах.

1.Игра «Паутинка»

Л: Ребята, давайте поможем Жоре и Маше разобраться в паутинке.                   (открываем тетради, и записываем число)

Мы  на экране слоги линией соединим и полученные слова запишем в два столбика. Жора собирает слова со звуком Ж, а Маша - со звуком  Ш.

(Дети по очереди выполняют задание на доске и в тетрадях) (слайд 7)

Слова: шапка, кожа, шорты, шуба, жираф, жаба.

.

 

3. Музыкальная физкультминутка.

 

4.Работа над дифференциацией Ж-Ш в предложении.

Л: Какие вы молодцы, ребята! Но давайте поможем Жоре и Маше в следующем задании. На экране деформированный текст: (слайд 8)

Ната...а по... ла на лу…ок она увидела … ука … ук ле…ал ...ивотом вверх он не мог улететь Ната…а перевернула …ука он замахал крыльями и улетел  

Л: Жора и Маша  написали нам небольшой рассказ, но мне кажется, что что-то здесь не так.   А вы как думаете?

Дети: Они не выделили предложения.

Л: А как их надо выделить?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Л: Правильно, ребята! Давайте разделим текст на предложения и вставим пропущенные буквы Ш и Ж.

Задание выполняется на доске.

Л: О чём говорится в рассказе?

Дети: О жуке.

Л: А как можно озаглавить этот рассказ?

Дети: Жук.

Л: Давайте запишем этот рассказ в свои тетради. Только не делайте таких ошибок, которые допустили Жора и Маша. Подчеркните буквы Ш и Ж. Каким цветом мы их подчеркнём?

Дети: Ж-синим, потому что звук  Ж - звонкий, сильный, а  Ш –голубым, потому что звук  Ш - глухой, слабый.

3.Итог занятия.

Л: Жора и Маша благодарят вас, ребята, за то, что вы помогли им справиться с заданиями.

Дома вам надо будет найти ошибки в предложениях, записать их верно и подчеркнуть буквы  Ж-Ш.

Миша мазать хлеб масло.

Бабушка вязать пушистые варежки.

Маша жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка.

 

 Задание: найти ошибки в предложениях, записать их верно и подчеркнуть буквы  Ж-Ш.

Миша мазать хлеб масло.

Бабушка вязать пушистые варежки.

Маша жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка.

Задание: найти ошибки в предложениях, записать их верно и подчеркнуть буквы  Ж-Ш.

Миша мазать хлеб масло.

Бабушка вязать пушистые варежки.

Маша жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка.

Задание: найти ошибки в предложениях, записать их верно и подчеркнуть буквы  Ж-Ш.

Миша мазать хлеб масло.

Бабушка вязать пушистые варежки.

Маша жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка.

Задание: найти ошибки в предложениях, записать их верно и подчеркнуть буквы  Ж-Ш.

Миша мазать хлеб масло.

Бабушка вязать пушистые варежки.

Маша жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"

Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....