"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
статья на тему
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
В стандартах нового второго поколения (2008 года) говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).
Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться
Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля знаний
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационных компьютерных технологий, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран
Применение новых информационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения.
Достоинства компьютерных технологий заключаются в следующем:
– использование данной технологии на уроках позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес школьника поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, рождающими желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный импульс для развития познавательной активности любого обучающегося.
– использование информационных технологий помогает расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ИКТ позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона;
– использование данных технологий предполагает учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и школьника.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Продолжением урока является внеурочная деятельность учащихся, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для младших школьников является принцип равноправного доступа к образованию. Изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.
ИКТ являются также и средством повышения эффективности взаимодействия учителя и родителей при обучении и воспитании школьников. Это и оперативное информирование родителей посредством электронной почты о ходе обучения и воспитания каждого ученика, используя индивидуальный диалог с обратной связью. Проведение дистанционных родительских собраний, бесед, лекториев и т.д
Сегодня Интернет – это не способ развлечений, а серьёзная база, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания.
Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.
«Послушай – и ты узнаешь.
Посмотри – и ты поймёшь.
Сделай и ты научишься»,
- гласит китайская мудрость.
Во многом именно от учителя зависит, каким будет ребёнок – будущее страны. А это значит, что учитель должен быть в одном ряду с развивающимся обществом, должен уметь и знать, как научить того, за кого в ответе. Поэтому самообразование учителя – важный этап в педагогической деятельности, в освоении коммуникативных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по использованию ИКТ...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов....
Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
Плюсы и минусы использования ИКТ в начальной школе....
Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида обр...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросше...