«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Конспект логопедического занятия по программе "Профилактика дисграфии" для первого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v-f.docx | 148.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №271
Красносельского района Санкт-Петербурга им. П.И. Федулова
Конспект логопедического занятия
Тема: «Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв «В»-«ф»
1 класс
Галитовская Е.Ю.
учитель-логопед
Санкт-Петербург
2018 г.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [В]-[Ф], соотносить их с буквами «в», «ф» (учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов, слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить сравнивать акустико-артикуляционную характеристику звуков [в]-[ф].
- Формировать навыки устной и письменной речи.
- Закреплять правописание заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.
- Закреплять правописание предлогов и сомнительной согласной в конце слова.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
- Учить дифференцировать звуки [в] – [ф] изолированно, в слогах, словах, в предложении на слух и правильно обозначать их на письме.
- Развивать фонематический и слоговой анализ и синтез.
- Развивать общую моторику.
- Развивать грамматический строй речи (формировать навыки словообразования и словоизменения).
- Развивать правильное дыхание и четкость дикции на материале скороговорок.
Коррекционно-воспитательные:
- Учить умению внимательно выслушивать ответы товарищей.
- Формировать навык самоконтроля.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Обогащать представления об окружающем мире.
- Учить адекватно оценивать результаты своей деятельности на уроке.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом возрастной нормы
- следить за соблюдением правильной рабочей позы учащимися
- соблюдать нормы освещенности в учебном помещении
- своевременно и целесообразно проводить динамические паузы
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки, образцы правильного написания букв, мяч, индивидуальные карточки с заданиями, яблоко для рефлексии с магнитами-смайликами.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед: Прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
- Постановка цели урока
Логопед: Попробуйте разгадать загадки.
Сероватый, зубоватый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
Дети: Волк
Логопед: Молодцы!
Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран
Эти вкусные продукты вместе все зовутся ……
Дети: Фрукты.
Логопед: Умнички! С каких звуков начинаются отгадки?
Дети: [в] и [ф]
Логопед: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
Дети: Мы будем учиться различать эти звуки.
Логопед: Правильно. Скажите, пожалуйста, какие органы участвуют в произношении звуков [в] и [вь]?
Дети: Губки, зубки и язык.
Логопед: Молодцы! А в произношении звуков [ф] и [фь]?
Дети: Тоже губки, зубки и язык.
Логопед: Что можно сказать о звуках [в] -[вь] и [ф] -[фь]?
Дети: Они похожи.
Логопед: А давайте попробуем понять, чем они отличаются. Положите ручку на горлышко и попробуйте произнести звуки [в] -[вь] и [ф] -[фь]. Как мы произносим звуки [в] -[вь]?
Дети: С помощью голоса.
Логопед: Да. Это звонкие согласные. А как мы произносим звуки [ф] -[фь]?
Дети: Без голоса.
Логопед: Правильно. И это глухие согласные. А какой буквой мы обозначим звуки [в] -[вь]?
Дети: Буквой «вэ».
Логопед: А звуки [ф] -[фь]?
Дети: Буквой «эф».
Логопед: Хорошо. Давайте вспомним, как пишутся эти буквы. Откройте тетради, запишите число. Сегодня у нас 14 февраля. Кто знает, какой праздник отмечают в католических странах?
Дети: День святого Валентина.
Логопед: Верно, еще говорят День всех влюбленных. Какой первый звук в имени Валентин, и какой буквой мы этот звук обозначим?
Дети: Звук [в], обозначим буквой «вэ».
Логопед: Хорошо. А как мы бы написали имя Валентин?
Дети: С заглавной буквы, потому что это имя собственное.
Логопед: Умнички! Пропишите заглавную и строчную буквы В в.
В католических странах празднуют 14 февраля день всех Влюбленных. А в России отмечают похожий праздник 8 июля, он называется День семьи, любви и верности, или День Петра и Февронии. С какого звука начинается имя Феврония и какой буквой мы обозначим этот звук?
Дети: Со звука [фь], обозначим буквой «эф».
Логопед: Хорошо. А как мы бы написали имя Феврония?
Дети: С заглавной буквы, потому что это имя собственное.
Логопед: Молодцы! Пропишите заглавную и строчную буквы Ф, ф на новой строчке.
- Речевая зарядка.
Логопед. Немного отдохнем. Постарайтесь запомнить и повторить за мной серию слогов :
Ва-фа-ва вна-фна-фна фа-ва-ва
Фа-ва-фа фна-вна-вна фла-вла-фла
Логопед. Повторяете слоги вы хорошо, а как вы умеете превращать слоги?
Игра «Наоборот»
Логопед. Внимательно послушайте, какой слог я назову и замените его ([в] на [ф] и наоборот)
Ва-? (фа), во - …, фу - …, фи - …, вы - …
А теперь в словах:
Ваня - …, вазы - …, вены - …, вон - …, вата - …
- Развитие фонематического анализа и грамматического строя речи
Логопед. Молодцы! Ушки у вас внимательные. А глазки? Сейчас проверим. Нужно распределить картинки на 2 группы: со звуками [в] или [вь] под буквой «В», со звуками [ф] или [фь] под буквой «Ф». (волк, одуванчик, воробей, корова, дельфин, жираф, фрукты, филин)
А теперь, давайте вспомним, какие были отгадки в начале урока? Среди этих картинок они есть. Со звуком [ф] какая?
Дети. Фрукты.
Логопед. А со звуком [в]?
Дети. Волк.
Логопед. А каких детенышей искал волк в загадке? (телят, ягнят) Телята это чьи детеныши?
Дети. Коровы.
Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного?
Дети. [в]
Логопед. А ягнята это чьи детеныши?
Дети. Овцы.
Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного?
Дети. [ф]
Логопед. А как называются детеныши волка? (волчата) А мама волчат? (волчица) А хвост волка это чей хвост? (волчий) А лапа? (волчья) А ухо? (волчье) А глаза? (волчьи) Молодцы!
- Динамическая пауза
Игра «Начало, середина, конец»
Логопед. Правила вам знакомы, но я объясню для наших гостей. Если звук [в] в начале слова поднимаем ручки вверх, если в середине – на пояс, если в конце – то ручки вниз.
Речевой материал: вата, ива, ваза, квас, Ваня, совы, волк, хвост.
Логопед. Скажите, пожалуйста, где нам не встретился звук [в] ни разу?
Дети. В конце слова.
Логопед. А как вы думаете, почему?
Дети. В конце слова звук оглушается, и превращается в [ф].
Логопед. Правильно. И иногда дети могут обозначать неправильной буквой звук, который оглушается. Для того, чтобы узнать, какой на самом звук прячется и какой буквой его обозначить, надо превратить один предмет в несколько. Например: удав (мы слышим звук [ф]) – а когда их несколько, они называются?...
Дети. Удавы.
Логопед. И значит, какую букву мы напишем в конце слова «удав»?
Дети. Букву «В».
Логопед. Хорошо. А теперь слово «рыболов». Это один, а когда их несколько?
Дети. Рыболовы, напишем букву «В».
Логопед. Жираф один, а когда их несколько?
Дети. Жирафы. В конце напишем букву «Ф».
Логопед. Умнички!
- Работа с предложением
Логопед. Вы хорошо нашли спрятавшийся звук [в] в конце слова. А теперь, надо найти спрятавшееся слово среди букв. На каждой строчке спряталось одно слово. Из букв, которые отличаются, составьте слово.
и к р Ф с т н О л м Н п д А х з Р ц ж Ь п р
щ д С к л е В д т ъ Е х э ж Т а у й И ь т о Т
д р ь В о г л А щ д з э х Н и т с ы Е ю д з л
к н з О в а н п К т р ы ч Н л о ш у к О т р г
Слова: фонарь, светит, Ване, окно.
Логопед. Какое предложение можно составить с этими словами?
Дети. Фонарь светит Ване в окно.
Логопед. Какое маленькое слово вы добавили, чтоб предложение стало красиво звучать?
Дети. Маленькое слово «В».
Логопед. Да, Видите, звук [в] может даже быть целым словом, без которого предложение не получается. И это слово надо писать отдельно. Запишите в тетрадь с новой строки предложение - Фонарь светит Ване в окно. Как запишем первое слово в предложении?
Дети. С заглавной буквы.
Логопед. Какое еще слово запишем с заглавной буквы?
Дети. Ване, потому что это имя собственное.
Логопед. Что поставим в конце предложения?
Дети. В конце предложения поставим точку.
Логопед. На доске образец, спишите предложение без ошибок.
Логопед. На новой строчке сделайте звуковую гирлянду слова «фонарь».
Сколько звуков в слове? (5). Сколько букв? (6) Почему? (Потому что мягкий знак не обозначает никакого звука, а указывает на мягкость предыдущего согласного) Сколько гласных? (2) Какие? (а-а). Сколько слогов? (2) Почему? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Отхлопайте слоги в слове «фонарь». Разделите слово на слоги простым карандашом. Позовите слово, чтоб я услышала ударение. ([фанАрь]) Поставьте ударение. Назовите мягкие согласные в этом слове ([рь]) Назовите твердые согласные в этом слове. ([ф], [н]). Молодцы!!!
- Развитие слогового анализа и синтеза
Игра «Добавь слог» (с мячом)
Логопед. Я назову вам часть слова, а вы должны добавить слог –вы- или –фы- и назвать мне слово целиком.
Шка (фы) штра (фы) шар (фы) жира (фы)
Сли (вы) кана (вы) голь (фы) заба (вы)
Бук (вы) гра (фы) тра (вы)
- Итог занятия. Рефлексия
Логопед. С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи? Чем отличаются? Какие задания выполняли? Что показалось трудным? Какое задание понравилось больше всего? Как проверить, какой звук спрятался в конце слова? Когда пишется заглавная буква? Что ставится в конце предложения? Молодцы! Оцените свою работу с помощью яблока. Если у вас все получилось, поместите магнит-смайлик на зеленой части яблока. Если что-то вызвало затруднения и не совсем получилось – на желтой части яблока. Если все было трудным и не понравилось – на красной части яблока. Первым повторит за мной скороговорку тот, в чьем имени гласные звуки [у], [а] (Ксюша). Повтори на одном выдохе - Влас у нас, Афанас у вас.
Все дети, угадывая себя по гласным звукам в имени, повторяют скороговорку.
Логопед. Молодцы! Вы хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....