Автоматизация звука [ Р ]
картотека по логопедии на тему

Этот материал поможет автоматизировать, закрепить правильное произнесение звука [ Р ], в слогах, словах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука "Р"28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для автоматизации звука Р

После того, как ребенок научился произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр…, можно приступать к его автоматизации. Для начала потренируемся произносить его в слогах различных типов. Рекомендуется автоматизировать звук Р сначала в прямых слогах (ра, ро, ру, ры), затем в обратных (ар, ор, ур, ир), в слогах со стечением согласных звуков (бра, вра, гро, кро, пру, фру, хры), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Если ребенку легче произносить звук Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ТРУ-, ТРЫ, то начинайте с карточек с этими слогами. Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). Необходимо заниматься по карточкам ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».

Карточка № 1.
Закрепляем произношение звука Р в прямых слогах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Проговаривать слоги 3-4 раза:
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
ра-ра – ра-ра-ра, ро-ро – ро-ро-ро, ру-ру – ру-ру-ру
ры-ры – ры-ры-ры, рэ-рэ – рэ-рэ-рэ
3) Проговаривать слоги с изменением ударения:
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру
4) Повторять слоги 3-4 раза:
ра-ра-ру-ры, ру-ра-ры-ро, ро-ру-ра-ры

Карточка № 2.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова со звуком Р в начале:
ра
Рак, радио, радуга, равный, радость, раковина, рама, рана, ракета, ракетный, работа, работник, рабочий, рассказ.
ро
Рот, Рома, роза, роща, ров, рог, родина, рожки, ровный, робкий, рослый, розовый.
ру
Руки, ручка, рубка, рубить, рубанок, ручной, рукав, рукавица, русый, ружьё, румяный.
ры
Рыба, рыбный, рыбак, рысь, рынок, рыжий, рыжик, рыть, рытвина, рыхлый.

Карточка № 3.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова со звуком Р в середине:
ра
Буран, баран, баранка, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, муравей, барабан, карандаш, парашют, пара, мера, фара, сарафан, ураган, царапать, Вера, Ира, Юра.
ро
Урок, сорока, ворона, ворота, горох, коробка, корова, короткий, макароны, творог, хороший, сурок, мороз, дорога.
ру
Беру, орудие, кукуруза, Маруся, парус.
ры
Дары, комары, корыто, шары, топоры, дворы, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы, актеры, шоферы, шахтеры.

Карточка №4.    Саша!!!!!!!!!!
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Назови ласково»: (Проговаривать оба слова:)
рот – ротик
порог – порожек
горох – горошек
рак – рачок
рука – ручка
рыба – рыбка
ромашка – ромашечка
журавль – журавлик
расческа – расчёсочка
рог – рожок
пирог – пирожок
творог – творожок
город – городок
дорога – дорожка
перо – пёрышко
муравей – муравьишка

Карточка № 5.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Один – много»: (Проговаривать оба слова:)
рог – рога
рак – раки
гора – горы
дыра – дыры
рука – руки
город – города
озеро – озёра
парус – паруса
росток – ростки
городок – городки
рыбак – рыбаки
карась – караси
муравей – муравьи
журавль – журавли
воробей – воробьи
сорока – сороки

Карточка № 6.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
серый – сероватый
бурый – буроватый
розовый – розоватый
короткий – коротковатый
мороз – морозный
творог – творожный
дорога – дорожный
урок – урочный
город – городской
горох – гороховый
аромат – ароматный

Карточка № 7.ееееееееееееееее++++++
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Послушай слова, запомни и повтори только те, в которых есть звук Р:
рама – мама – лама
ноги – розы – козы
тучка – рыба – Рома
руки – лук – рынок
Тома – Рая – Роза
мак – рак – так
мороз – рыбка – лампа
глаз – ухо – рот
лужа – рама – дорога
парус – ночь – нора

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Выучить родственные слова:
барабан – барабанчик, барабанище, барабанить, барабанщик;
ворона – воронёнок (воронята), вороний, проворонить;
рыба – рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыболов.

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука
[Р] в словах с прямым слогом.

1. Добавь звук Р в начале слова и произнеси целиком:
. ак, . оза, . адость, . амка, . ома, . ука, . ыба, . ынок.
2. Добавь слог ра
а) в начале слова и произнеси целиком:
.. бота, .. бота, .. кета, .. ботник, .. сказ;
б) в конце слова и произнеси целиком:
ды .. , па .. , жа .. , фа .., ме .. , Ве .. , Ю .. , И .. .
3. Добавь слог ры в конце слова и произнеси целиком:
да .. , кома .. , ку .. , но .. , помидо .. , актё .. , това .. .

Карточка № 9.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
— Замени первый звук в слове на звук Р и произнеси новое слово:
танец – (ранец), хобот — …, забота — …, мычать — …,
макеты — …, дом — …, нога — …, лама — …, Тома — …,
козы — …, высь — …, мука — …, мак — …, газ — …, кот — …, поза — …, пугать — ….

Карточка № 10.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Сок из смородины (какой?) – смородиновый,
начинка из смородины (какая?) – смородиновая,
варенье из смородины (какое?) – смородиновое.

Сок из моркови (какой?) – морковный,
котлета из моркови (какая?) – морковная,
пюре из моркови (какое?) – морковное.

Суп из рыбы (какой?) – рыбный,
котлета из рыбы (какая?) – рыбная,
заливное из рыбы (какое?) – рыбное.

Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 журавль – 2 журавля – 5 журавлей
1 муравей – 2 муравья – 5 муравьёв
1 воробей – 2 воробья – 5 воробьёв
1 карась – 2 карася – 5 карасей
1 баран – 2 барана – 5 баранов
1 корабль – 2 корабля – 5 кораблей
1 король – 2 короля – 5 королей
1 карандаш – 2 карандаша – 5 карандашей

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

У Ромы гитара. – Это Ромина гитара.
У Ромы барабан. – Это Ромин барабан.
У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.

У Раи гитара. – Это Раина гитара.
У Раи барабан. – Это Раин барабан.
У Раи рояль. – Это Раин рояль.

Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

У Ромы гитара. – Это Ромина гитара.
У Ромы барабан. – Это Ромин барабан.
У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.

У Раи гитара. – Это Раина гитара.
У Раи барабан. – Это Раин барабан.
У Раи рояль. – Это Раин рояль.

Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
барабанить на барабане:
Я барабаню на барабане,
ты барабанишь на барабане,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
рубить ветки топором:
Я рублю ветки топором,
ты рубишь ветки топором,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточки № 25.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
собирать помидоры на огороде:
Я собираю помидоры на огороде,
ты собираешь помидоры на огороде,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Сторож сторожит. Рассказчик рассказывает. У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра – барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.

Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары розовый карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик весело барабанит. Народы мира хотят мира. Жора и Юра собирают рыжики. В небе разноцветная радуга. От мороза щёки у Ромы румяные.

Карточка №28.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Проговаривать чистоговорки 3-4 раза:
ра-ра-ра – у лисы нора,
ро-ро-ро – новое ведро,
ру-ру-ру – ягод наберу,
ры-ры-ры – летят комары.

ра-ра-ра, ра-ра-ра,
рама, рак, гора, нора.
ро-ро-ро, ро-ро-ро,
роза, роща, рот, перо.

ру-ру-ру, ру-ру-ру,
руки, ружья, кенгуру.
ры-ры-ры, ры-ры-ры,
рыба, рынок, рыжик, рысь.

Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Ра-ра-ра – высокая нора,
ра-ра-ра – старая нора,
ро-ро-ро – новое перо,
ро-ро-ро – Рома, вымой рот,
ру-ру-ру – скачет кенгуру,
ры-ры-ры – синие шары.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
на дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
очень рада детвора.

Карточка № 30.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
Тара-тара-тара-ра!
Поднимайся детвора!
Поднимайся детвора
В детский сад идти пора!
Туру-туру-туру-ру!
Поднимаем детвору.
Поднимаем детвору –
Туру-туру-туру-ру!
Тыры-тыры-тыры-ры!
Нету дома детворы.

Карточка № 31.
Закрепляем произношение звука Р в стихах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И ароматные «кашки».
По дороге корова идёт,
Ароматную «кашку» жуёт.
Идёт по дороге баран,
Несёт баран барабан.

Карточка № 32.
Закрепляем произношение звука Р в стихах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить стихотворение:
Есть у Ромы огород,
В нем морковка растет
И горох, и помидоры.
Урожай будет скоро.

Рыжий Ромка очень рад –
У него родился брат.

Карточка № 33.
Закрепляем произношение звука Р в обратных слогах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Многократно проговаривать слоги, четко произнося звук Р.
1). Повторять слоги 3-4 раза:
ар-ар-ар, ор-ор-ор, ир-ир-ир, ыр-ыр-ыр, ур-ур-ур
2). ар-яр, ор-ёр, ур-юр, ыр-ир, эр-ер, яр-ар, ёр-ор, юр-ур, ир-ыр, ер-эр, ар-яр-ар, ор-ёр-ор, ур-юр-ур, ыр-ир-ыр, эр-ер-эр

Карточка № 34.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

1). Проговаривать слоги и слова 2-3 раза:
ар-ар-ар – вар
ар-ар-ар – дар
ар-ар-ар – пар
ар-ар-ар – шар
ар-ар-ар – жар
ор-ор-ор – бор
ор-ор-ор – сор
ор-ор-ор – хор
ор-ор-ор – двор
ыр-ыр-ыр – сыр
ур-ур-ур – бур
ур-ур-ур – шнур
ир-ир-ир – мир
ир-ир-ир – пир
ир-ир-ир – тир
2). «Запомни, повтори»:
пар – дар – жар, хор – бор – двор, мир – тир – пир , бобёр – ковёр – шофёр, мотор – забор – топор.

Карточка № 35.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
ар
Карта, загар, комар, Макар, самовар, марка, армия, парта, фартук, артист, арбуз.
ор
Горка, зоркий, норка, корка, форма, мотор, забор, помидор.
ур, ыр
Урна, бурка, Мурка, пурга, шнурки, огурцы, абажур, сыр, дырка, фыркать.
ир, ер,
Кефир, мундир, бирка, ширма, мирный, кирпич, первый, верба, верно, мерка, ферма, персик, офицер, беркут, термос.

Карточка № 36.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
ар
Карман, картон, повар, Барбос, барсук, сахар, картошка, мартышка, гармонь.
ор
Орден, мухомор, горный, шорты, форточка, тормоз.
яр, ёр
Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный.
юр, ер, ир,
Юрта, юркий, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, чернила, вернуть, перчатки.

Карточка № 37.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
нора – норка
гора – горка
картина – картинка
шкура – шкурка
горло – горлышко
сверло – свёрлышко
червяк – червячок
зеркало – зеркальце
дырка – дырочка
корка – корочка
порт – портик
торт – тортик
ветер – ветерок
верба – вербочка

Карточка № 38.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Один — много»:
Проговаривать оба слова:
карта – карты
парта – парты
ферма – фермы
арбуз – арбузы
барсук – барсуки
шнур – шнуры
дар – дары
забор – заборы
карман – карманы
зеркало – зеркала

Карточка № 39.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
зеркало – зеркальный
карман – карманный
картина – картинный
арбуз – арбузный
бархат – бархатный
сахар – сахарный
карта – карточный
дырка – дырчатый

Карточка № 40.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
Выучить родственные слова:
кормить – корм, кормление, кормушка, прикорм, выкармливать;
гора – горка, горушка, горный, пригорок.
сахар – сахарок, сахарный, сахарница.

Карточка № 41.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
1. Добавь звук Р в конце слова и произнеси целиком:
забо., актё., кефи., команди., кома., топо., ковё., помидо., хо., костё., вете., масте., боксё..
2. Добавить слог ар в начале слова. Ребёнок называет слог ар, взрослый – конец слова, после чего ребёнок проговаривает слово целиком:
.. буз, .. тём, .. мия, .. ка, .. тист, .. фа.
3. Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай):
карта (кар-та), парта, ферма, верба, арбуз, фирма, картина, карманы, карман, барсук, барсуки, картон, Мурка, Барбос, хор, дар, сор, пар, сахарок.

Карточка № 42.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
Гараж из кирпича – кирпичный
Шарф из шерсти – шерстяной
Платье из бархата – бархатное
Котлета из картофеля – картофельная
Семечка от арбуза – арбузная
Коробка из картона – картонная
Сахарница из фарфора – фарфоровая
Кольцо с изумрудом – изумрудное
Пол из паркета – паркетный
Сок из черники – черничный

Карточка № 43.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 парта – 2 парты – 5 парт
1 гараж – 2 гаража – 5 гаражей
1 арбуз – 2 арбуза – 5 арбузов
1 картина – 2 картины – 5 картин
1 зеркало – 2 зеркала – 5 зеркал
1 мухомор – 2 мухомора – 5 мухоморов

Карточка № 44.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 оранжевая морковка, 2 оранжевых морковки, 5 оранжевых морковок;
1 шерстяной шарф, 2 шерстяных шарфа, 5 шерстяных шарфов;
1 серый воронёнок, 2 серых воронёнка, 5 серых воронят;
1 ароматный персик, 2 ароматных персика, 5 ароматных персиков.

Карточка № 45.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Рая кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер. Захар дёргает за шнур.

Карточка № 46.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Федор метёт двор. Егор чистит ковёр. На стене картина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Мама даёт Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки. Зернистый снег темнеет в марте. Федор натёр паркет.

Карточка № 47.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
каркать, как ворона
Я каркаю, как ворона,
ты каркаешь, как ворона,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 48.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
кормить Мурку
Я кормлю Мурку,
ты кормишь Мурку,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 49.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Путаница»: послушать слова, составить из них предложение и посчитать количество слов (загибать пальчик на каждое слово).
Роща, вороны, в, каркают – Вороны каркают в роще (4 слова).
Рома, карман, у, оторвался. — …
Рая, парта, за, сидит — …
Ира, марка, конверт, на, наклеивает — …
Воробей, кормушка, на, сидит — …

Карточка № 50.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Проговаривать чистоговорки 3-4 раза:
Ар-ар-ар – мы купили самовар.
Ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар.
Ор-ор-ор – вырос в поле мухомор.
Ор-ор-ор – это Ромин мухомор.
Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир.
Ёр-ёр-ёр – дети в поле жгут костёр.
Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.

Карточка № 51.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1. Отгадай и выучи загадку:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. Выучить стихотворение:
Наша Мурка –
Шёлковая шкурка.
Мордочка – картинка,
Пушистенькая спинка.

Карточка № 52.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
* * *
В яркой куртке мухомор
Гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор –
Не пойдём на косогор.
* * *
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.

Закрепление правильного произношения звука [c]  в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...