Синонимы.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Коррекционно-развиающие занятия для учащихся вторых классов с нарушением чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Синонимы»
Цели:
Коррекционные: восполнение лексических средств языка путем овладения навыками подбора синонимов, способами их употребления; совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие связной речи; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха, аналитико-синтетической деятельности мышления; повышение уровня речевой культуры, активизировать познавательную деятельность.
Образовательные: закрепление понятия «синонимы», повторение написания слов из словаря, профилактика орфографических ошибок.
Воспитательные: повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям, формирование умений учиться самостоятельно добывать знания
Оборудование: карточки с заданиями, кроссворды, компьютер.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Учитель – логопед читает стихотворение:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И. Токмакова
- Ребята, ответьте на вопрос: Что делает осинка?
- Эти слова разные по значению или близкие?
- Кто знает как называются такие слова? (Синонимы).
- Мы познакомимся со «словами-приятелями». Они называются синонимами. Это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же. Эти слова могут различаться оттенками значений. Они как члены одной семьи. Похожи при всей своей непохожести. Чтобы выявить эти тонкие различия, их надо ввести в текст. К концу занятия мы должны решить, для чего в нашей речи нужны синонимы.
Рассмотрим на примере, сравнивая по смыслу слова «буря» - сильный разрушительный ветер, «ураган» - необычайная по силе буря, «шторм» - сильная буря на море.
Дети рассматривают иллюстрации. Составляют предложения со словами: буря, шторм, ураган.
-А теперь, отгадайте загадки и найдите в них слова синонимы.
После урока непременно
Нужна ребятам ______________.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем _______________.
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ___________.
У каждого на столе лежит карточка с заданиями. Найдите первое задание. Это игра «Найди пару».
II. Тренировочные задания по теме занятия.
Задание №1.
Игра «Найди пару».
К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их линиями.
путь | страх | родник | лошадь |
работа | дело | тропинка | несчастье |
метель | дорога | друг | противник |
грусть | вьюга | враг | приятель |
тревога | нищета | горе | дорожка | ||
бедность | тоска | конь | ключ |
Проверку провести выборочно.
Задание №2.
Игра «Подберите по три».
Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.
Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.
Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать, ликование.
Задание №3.
Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?
Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
Разбор слов: сеча, побоище, колоссальный, неподалёку, спешно.
Ребята, вы устали писать и рисовать, наши пальчики должны отдохнуть. Давайте проведем гимнастику для пальчиков.
4. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.
(проводится под музыку)
Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками одновременно.
Имитация игры на пианино.
Разведение пальцев врозь и сведение их вместе.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Вращение кистями рук.
Сбрызгивание капелек воды с пальцев (вправо – влево).
Соприкосновение подушечек пальцев: пальцы одной руки по очереди соприкасаются с пальцами другой руки.
Работа с предложениями.
Задание №5.
Вставьте нужные слова в предложения из слов, данных за чертой.
Читаем сначала слова: сторожить, беречь, охранять, а затем работаем с предложениями.
Нам надо ________ школьное имущество. охранять
Часовые ___________ вход в штаб. сторожить
Пётр Васильевич ________ сад. беречь
Задание №6.
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
7.Физкультминутка.
(проводится с музыкальным сопровождением «Ужасно интересно»)
Дети произносят слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Руки выше поднимите
И тихонько опустите
Разверните их как крылья
И вперёд чтоб ровно было
Громко хлопните ребятки
И садитесь всё в порядке.
Работа с текстом.
Задание №8.
Прочитайте и спишите стихотворение. Найдите в нём слова-синонимы, подчеркните их.
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они.
В. Берестов
9. Подведение итогов работы.
- Вспомнить все слова-синонимы, которые употреблялись на занятии.
- Для чего нужны синонимы?
- Самооценка своей деятельности на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Разнородные синонимы"
Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Система упражнений по работе с синонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)
Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль и значение в нашей речи; формировать умение находить ...
Использование различных методов и приемов в работе над синонимами при формировании связной устной речи учащихся"
Использовать различные методы и приемы...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...