Конспект по развитию речи детей младшего школьного возраста
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Материал содержит задания по развитию речи и орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать навык связной речи
Задачи:
1. Развитие и закрепление навыка составления теста.
2. Развитие навыка выбора опорных выражений.
3. Развитие и закрепление навыка сравнения и выбора точных образов для передачи текста.
4. Развитие навыка слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
5. Развитие навыка восстановления деформированного предложения.
6. Развитие навыка использования языковых средств выразительности в речи.
7. Развитие логического мышления.
8. Развитие зрительного и слухового внимания.
9. Развитие навыка самоконтроля.
10. Актуализация знания пословиц.
11. Реализация метапредметных связей.
12. Развитие коммуникативных навыков.
Применяемые технологии :
1. Игровые технологии
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Технология развития критического мышления
4. Технология мнемотехника
5. Технология синквейн
6. Технология сотрудничества
7. Метапредметная технология
Ресурсы урока: интерактивное оборудование; муз. сопровождение
Бывшие беспризорники
У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки.
Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.
И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит.
Любуются ими люди. И невдомек им, что это бывшие беспризорники.
( по Э.Шиму)
Беседа по первичному восприятию
- Почему рассказ назван «Бывшие беспризорники»?
- Что означает слово «беспризорники»?
- На сколько частей можно разделить текст?
Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
- О чём этот рассказ?
( О том как учитель ухаживал за цветами)
- Историю какого цветка описывает автор?
- Прочитайте, какой он был? Как понимаете слово «хилый»?
(Слабый, некрасивый)
- Как автор называет изменения, которые произошли с цветами?
(Чудесами)
- Какие же чудеса происходят? Как их описывает автор?
(Использует слова, противоположные по значению мелкие-крупные, сравнение: как в голубых коронах)
- Почему важно использовать в тексте эти слова?
(Они помогают показать разницу между тем, какими цветы были и какими стали)
- Почему они такими стали?
(Учитель ухаживал за ними)
- Как учитель заботился о цветах? Прочитайте предложения, в которых описываются действия учителя?
( 4,7)
- Чем интересны эти предложения?
(Действия перечисляются)
- В чём хотел автор убедить своих читателей?
(Чудесные превращения произошли с цветами благодаря заботе человека)
- Что мы определили, отвечая на вопросы: о чем рассказ и в чем автор хотел убедить читателя?
( Тему и главную мысль)
- Почему это важно сделать при подготовке к изложению?
( Это нужно для того, чтобы раскрыть их в изложении)
- Как автор назвал свой рассказ? Что он отразил в названии?
( Главную мысль)
Определение ключевых слов (Слова, отвечающие на вопрос – что?)
- Послушайте внимательно первую часть, какие ключевые слова можно из неё выделить?
( Колокольчик, листья, тряпочки)
- Определите цветовой фон этой части (серый, синий, зеленый).
- Какое настроение передаёт этот фрагмент текста?
Анализ структуры текста.
- Какие части бывают в тексте?
- Прочитайте вводную часть текста. Сколько в ней предложений?
- Можно ли начать рассказ сразу со второй части? Почему?
- Что узнаем из вводной части текста?
(Где вырос колокольчик, какой он был)
- Для чего нужна вводная часть?
(Из нее узнаем, о чем пойдет речь в рассказе.)
- Почему эта часть называется вводной?
(Автор вводит читателя в тему текста)
- Расскажите, что произошло с колокольчиком и другими такими же цветами?
( Учитель за ними ухаживал, и они стали очень красивыми)
- Об этом мы узнаем из основной части текста.
- Эта часть в тексте самая большая. Она может делится на более мелкие части. Сколько частей в ней выделено в нашем тексте?
(Две)
- Почему?
(Сначала рассказывается, как учитель ухаживал за цветами, потом- какими они стали)
- Прочитайте последнюю часть текста. Зачем она нужна?
(Делает текст законченным. Подчеркивает главную мысль.)
- Как называется эта часть?
(Заключительная)
Орфографическая подготовка (безударные гласные в корне слова, имена и отчества людей)
-Определение признаков ключевых слов текста (Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?)
колокольчик | голубой, хилый, чумазый |
беспризорники | бывшие |
листья | как серые тряпочки |
сад | школьный |
ромашки | мелкие |
васильки | в голубых коронах |
чудеса |
Параллельно с ответами меняется картинка на доске.
Повторное чтение.
- Правильно ли составили картину?
Определение слов-действий текста и слов образа действий (Что делает? Как?)
- Вспомним, какие глаголы встретились в вводной части текста.
колокольчик | голубой, хилый, чумазый | вырос | у дороги |
листья | как серые тряпочки |
Пересказ вводной части
Работа над основной частью текста
Определение ключевых слов (Слова, отвечающие на вопрос – что?)
- Послушайте внимательно основную часть, какие ключевые слова можно из неё выделить?
- Определите цветовой фон этой части.
- Какое настроение передаёт этот фрагмент текста?
- Рассмотрите фигуры на доске, определите, подойдут ли они для этого фрагмента текста.
Определение признаков ключевых слов текста (Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?)
колокольчик | голубой, хилый, чумазый |
беспризорники | бывшие |
листья | как серые тряпочки |
сад | школьный |
ромашки | мелкие, крупными делаются, глазастыми |
васильки | в голубых коронах |
чудеса |
Дети исправляют неточности, объясняют сравнения. Параллельно с ответами меняется картинка на доске.
Повторное чтение.
- Правильно ли составили картину?
Определение слов-действий текста и слов образа действий (что делает? Как?)
- Вспомним, какие глаголы встретились в основной части текста.
учитель Сергей Степанович | выкопал, перенес, посадил, ухаживает, поливает, подкармливает | ||
сад | школьный | ||
чудеса | происходят | ||
ромашки | Мелкие, глазастыми | делаются | |
васильки | как в голубых коронах | стоят | |
колокольчики | |||
букет | целый | хватит |
Пересказ основной части.
Работа с заключительной частью.
люди | любуются | невдомек | |
беспризорники | бывшие |
Словарная работа.
- Прочитайте слова на доске, какая орфограмма их объединяет? Подберите проверочные.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением:
Безударные гласные, непроверяемые ударением:
- Прочитайте слова на доске, какая орфограмма их объединяет?
Парные согласные:
-Определите орфограмму, подберите проверочные слова.
Непроизносимые согласные:
-Прочитайте слова на доске, определите, какая орфограмма в них встретилась. Подберите проверочные слова.
Мягкий знак: колокольчик, листья, учитель, школьный, васильки, столько.
-Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?
Рефлексия
Запишите
5 им. сущ. из текста
5 им. прил.
5 глаголов
5 словосочетаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.
Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста...
Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.Речь – это процесс общения; язык – система выр...
Презентация по развитию речи детей младшего школьного возраста. Лексическая тема "Весна"
Этот материал предназначен для учащихся 3-4 классов и направлен на развитие связной речи детей. Содержит текст для работы, картинный материал, задания для развития орфографической зоркости....
Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увид...