Последовательность коррекционной работы при исправлении ламбдацизма у детей дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии на тему
Последовательность коррекционной работы при исправлении ламбдацизма у детей дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи
Введение
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована), по-прежнему, неверно произносят звуки родного языка (Т. Б. Филичева) [16]. Причем число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. По данным М. А. Александровской для детей в возрасте от 5 до 9 лет неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1 %, й — 1,5% . Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания.
Возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Волкова Л.С. считает [1], что необходимо учитывать:
1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании;
2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера. [1]
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении проф. Ф. A. Pay, проф. М. Е. Хватцевым и др.
Фонетическое недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - это такая речевая патология, при которой происходит нарушение звукового оформления речи при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Причиной искаженного произнесения звуков обычно являются недостаточная сформированность или нарушения артикуляторной моторики.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Последовательность коррекционной работы при исправлении ламбдацизма у детей дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи».
Объектом нашего исследования будет являться фонетическое недоразвитие речи.
Предмет исследования - коррекционная работа по исправлению ламбдацизма у детей дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи.
Цель работы - выявить особенности организации коррекционной работы по устранению различных видов ламбдацизма у детей дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2.Дать характеристику основным понятиям работы.
3 .Выявить особенности организации логопедической работы по устранению различных видов ламбдацизма при фонетическом недоразвитии речи.
1. Теоретические основы коррекционной работы по устранению различных видов ламбдацизма при фонетическом недоразвитии речи.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи.
В теории и практике логопедии под фонетическим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается звуковое (фонемное) оформление речи при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. определяют, что фонетическим нарушением считается, если у ребенка нормальный физический слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков [16].
Анализ данных логопедической практики детей с ФНР позволил установить, что самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р’, j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только сонорные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, свистящие и сонорные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное. В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука (пример: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка);
- отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его
(пример: «коова» (корова);
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка (пример: «колова» (корова).
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции. Указания на это содержится в работах ряда исследователей: Т.Б.Филичева, Л.С.Волкова, С. Н. Шаховская, Каше Г. А., Фомичёва М. Ф. Ими было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей и предложена специфика коррекционной работы, которая заключается в следующем.
1.2. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Этапы работы:
Перед работой по коррекции звукопроизношения проводится логопедическое обследование речи дошкольников.
Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно:
- Подготовительный этап.
- Основной этап:
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация звуков;
(в случаях замены одного звука другим или смешения)
На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа. Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов [4] к концу дошкольного возраста ребенок с ФНР обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Звукопроизношение воспитанника соответствует возрасту. У ребёнка развита артикуляционная, мелкая и общая моторика. Он осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам, правильно употребляет грамматические формы слова, усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого), умеет подбирать однокоренные слова.
1.3 Артикуляционный профиль звука Л.
Ламбдацизм – это недостатки произношения звуков [л] и [л'], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям.
Звук л - по наличию преграды – согласный. По работе небной занавески - ротовой. По способу образования - смычно-проходной. По месту образования - язычно-альвиолярный. По степени участия голоса – сонорный. Норма артикуляции: губы нейтральны, расстояние между верхними и нижними резцами 2 - 4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, средняя часть языка опущена а задняя поднята, боковые края опущены, язык в форме седла. Воздушная струя проходит по бокам. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют, мягкое небо поднято и образует небно-глоточный затвор. Артикуляция мягкого л отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.
1.4 Типичные формы ламбдацизма.
Существует несколько форм ламбдацизма.
- Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао».
- Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.
- Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится два нечетких звука: [нг]. Речь ребёнка будет звучать так: « Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго».
- Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.
- Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.
- Боковое одностороннее произнесение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка.
- Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [л] произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.
Параламбдацизмы. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным [ы], фрикативным [г] (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким [л], [j]. Кроме того, звук [л] заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [л].
- Замена звука [л] звуком [ы].
При этом виде не правильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребёнок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо».
- Замена звука [л] звуком [г].
В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго».
- Замена звука [л] звуком [j].
При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».
- Замена звука [л] звуком [у].
При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [у], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук [л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [л]. При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.
- Замена звука [л] звуком [в].
При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука [л]. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво».
Вывод к 1 главе.
1. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (пример: шипящие или шипящие и сонорные) при нормальном физическом слухе. [1]. В результате такого нарушения звук искажается, произносится нечётко. Дети с ФНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Им нужна систематическая коррекционная помощь.
2. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно:
- Подготовительный этап.
- Основной этап:
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация звуков;
На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
3. Ламбдацизм – это недостатки произношения звуков [л] и [л'], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям. Существует несколько форм ламбдацизма: отсутствие звуков [л] и [л’], межзубное произношение, носовое [л] в виде заднеязычного носового звука, губно-губное (двугубное) произношение, губно-зубное произношение, боковое одностороннее произнесение [л]. Помимо этого встречаются разные формы замен звука [л] другими звуками-параламбдацизм.
Глава 2. Коррекционная работа при исправлении ламбдацизма.
2.1. Подготовительный этап при исправлении ламбдацизма.
Основной целью логопедического воздействия при ФНР является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь:
- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам);
- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука (варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи);
- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи[20].
Логопед должен найти наиболее эффективный путь обучения ребенка произношению.
Для правильного произношения звука [л] необходимо выработать:
- подъем кончика языка вверх;
- подъем задней части спинки языка вверх;
- умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Эти умения отрабатываются при помощи правильно подобранной артикуляционной гимнастики. Так, например, подъем кончика языка вверх вырабатывается с помощью специальных упражнений:
- "Качели-1": рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше.
- "Качели-2". Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами.
- "Качели-3". Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
- "Вкусное варенье". Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.
- "Пощелкать кончиком языка". Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.
- "Беззвучно пощелкать кончиком языка". Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижимать сначала к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром.
- "Индюк". Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл. [5].
Подъем задней части спинки языка вверх можно добиться, отрабатывая звуки [о], [у], [а] также [ы].
Умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами вырабатывается с помощью упражнения «охотник идет по болоту». Логопед: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.
Богомолова А.И. предлагает следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
Для губ и челюстей: Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребенок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот, повторить упражнение.
Для языка: «Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить по небу взад и вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
2.2. Постановка звука [л]. Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [л].
При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.
Создание слухового образа звука
Игровые приемы
— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.
Произносится многократно звук [л].
Формирование зрительного образа звука (л]
Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции
Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.
Как показывают данные исследований логопедов постановку звука [л] можно осуществлять разными методами.
Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)
Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.
Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)
1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].
2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.
Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)
1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.
2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.
Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)
1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.
Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.
2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].
3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.
4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.
Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)
Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.
Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)
Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.
Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании
Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».
Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Таким образом, при данном виде дислалии часто используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы.
По образцу ребенку предлагают, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.
Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание [ыа]. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его снова произнести это сочетание, но при зажатом между зубами кончике языка. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.
Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий [л] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].
При замене звука [л] на [л'] рекомендуется постановка [л] от [ы], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней. В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь - двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти; предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка
При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы;
При замене [л] на [у] нужно, прежде всего, довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднакратном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение). А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».
При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении подсчет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. Ребенку показывают, в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».
При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.
При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.
2.3. Автоматизация звука [л].
Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у].
В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л'], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л'] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).
2.4. Дифференциация звука [л] .
Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).
Если необходима работа над дифференциацией коррелянтной пары звуков, т.е. в данном случае [л] и [л'], используются:
1. Упражнения по произнесению слов, включающих мягкий и твердый звук
пола – поля,
лавка – лямка,
игла – земля,
лов – Лева.
2. Упражнения, где попеременно предъявляются картинки, содержащие звуки [л] и [л'] и не содержащие их. Дети должны правильно назвать предметы, изображенные на них.
3. Упражнения по дополнению предложений словами, где встречаются звуки [л] и [л']. Затем идет работа с текстами.
В других случаях параламбдацизма работа по дифференциации звуков идет по такой же схеме. Кроме того, необходимо провести сравнение звуков по фонетическим и артикуляционным признакам, тактильным и мышечным ощущениям. Будут полезны тренировки в произношении слов – паронимов, проводится работа по классификации слов по звукам, также упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих то или иной звук. Т.е. процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.
Выводы по 2главе.
Целью логопедического воздействия при ФНР является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопед должен найти наиболее эффективный путь обучения ребенка произношению. Для правильного произношения звука [л] необходимо выработать:
- подъем кончика языка вверх;
- подъем задней части спинки языка вверх;
- умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Эти умения отрабатываются при помощи правильно подобранной артикуляционной гимнастики. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный л, на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.
Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным а: сначала в закрытом слоге(ал), затем между гласными(ала) и, наконец, в открытом слоге(ла). Далее вводятся слоги с гласными ы, о, у (ала, алы, ало, алу, ла, лы, лу и т.д.).
В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только л, но и его мягкую пару —л', исправление первого звука служит надежной базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда(ли, ле), a затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающихл ил' (ла-ля, ло-лё, лу-лю).
После того как будет достигнута правильная артикуляция звука л и проделаны упражнения по его закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, направленных на выработку дифференциации вновь усвоенного звука и того, которым он ранее заменялся.
Заключение.
Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевают дети, прислушиваясь к речи окружающих. При этом ребенок встречается с затруднениями, которые большинство детей постепенно преодолевают. Но у некоторых они остаются, что часто приводит к рассогласованности между механизмами слухового контроля и речевыми движениями. Именно здесь требуется квалифицированная логопедическая помощь. В данном исследовании мы рассмотрели понятие ФНР как речевую патологию, при которой происходит нарушение звукового оформления речи при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Определили этапы работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи. Дали характеристику основным понятиям, таким как ламбдацизм, параламбдацизм, изучили разные методы коррекционной работы исправления данного нарушения речи, опираясь на исследования разных авторов. Авторы-исследователи предлагают постановку звука [л] можно осуществлять разными методами. Каждый логопед может подобрать наиболее эффективный в зависимости от индивидуальных особенностей нарушений в произношении звука [л] и строения артикуляционного аппарата ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута и задачи выполнены.
Список использованной литературы:
- Волкова Л.С.Логопедия. М.: Владос, 2002;
- Жукова Н.С. и др. Логопедия - Екатеринбург, 2010.;
- Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.2012;
- Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 2011;
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.;
- Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2001г.;
- Логопедия. Теория и практика/ под ред. Д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – Москва: Эксмо, 2017.;
- Логопедия: учебн. для студентов ВУЗов/ под ред. Л.С. Волковой. М., 2007.;
- М. Полякова, Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Москва., 2008;
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов/ под общей ред. Г.В. Чиркиной, М.: АРКТИ, 2003
- Поволяева М.А. Справочник логопеда. - М.: Сфера, 2001.;
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л], М., 2015.;
- Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками /А. С. Герасимова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009.;
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. – изд.9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.;
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М.:"ГНОМ и Д", 2000.;
- Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М., 2015.;
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общая схема автоматизации звуков [л] и [л']:
1. Произнесение прямых и обратных слогов:
ла-ло-лу-лы;
ал-ол-ул-ыл
аль-оль-уль-ыль
яль-ёль-иль-ель
Ла- ла- ла,
Ла- ла- ла,
Мила в лодочке плыла
Ло- ло- ло,
Ло- ло- ло,
Светит солнышко тепло.
2. Произнесение слов со звуком [л] в начале, в конце и середине:
лом, лак, лаз, лодка, лужа, лапа, ласточка, ландыш, ластик,
поле, тело, школа, стул, кол, стол, бал, ствол
пламя, желудь, плакат, глава, колонка, молот
3. Произнесение слов со стечением согласных :
благодарность, глаза, злак, флот
наблюдать, клен, полет, лист
4. Отработка звука в словосочетаниях:
У Коли лыжи. Лида шила платье. Лиса поймала белку. Коля сделал лодку.
Лена мыла пол. Было лето. Валя пила лимонад. Лимонад был сладким.
Летом тепло. Лида стелила половик. Лида несла куклу.
Толя взял лодку. Люся посадила фиалки. Куклу звали Олей.
Лида любит Олю. Кончилось теплое лето. Мила и Люся катались на лодке.
5.Отработка звуков в предложениях:
Полные ответы на вопросы:
- Чем Дядя Лука копает клумбу?
- Что на деревьях летом бывает зеленое?
6. Отработка звуков в поговорках, в стихах:
1. Ливень хлещет, ливень льет,
Плот по лужице плывет.
2.У елки иголка колка.
Иголка, иголка, ты остра и колка.
3. Мама Милу мыла мылом
Мила мыло не любила.
4.Галка села на палку,
Палка ударила галку.
7. Отработка звуков во фразовой речи:
Расскажи стихотворение:
Юлька, Юленька, Юла!
Юлька бойкая была-
Усидеть на месте Юлька
Не минуты не могла.
Ну и Юлька!
Загадки:
Иголки лежали, лежали, да под стол убежали. (ежик)
Едет без колес, колеи не оставляет. (лодка)
Составить рассказ по картинкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО
В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...
Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы
Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...
Инновационные подходы к обучению сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 года....
"Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня" курсовая работа
Курсовая работа на тему "Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"...
Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"
Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...