"Особенности нарушения звукопроизношения при разных формах дислалии"
презентация к уроку по логопедии на тему
Логопедия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_narusheniya_zvukoproiznosheniya_pri_raznyh_formah_dislalii.pptx | 347.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная дислалия вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата ( Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева , Г. В. Чиркина ) У детей сохранен интеллект, слух, зрение. Механическая дислалия ( органическая) отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) Как клинический диагноз функциональная дислалия ставитсят с 5 лет, а механическая в любом возрасте. Д ве основные формы дислалии
Причины возникновения биологические и социальные : О бщая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний. З адержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции ) З апоздалое развитие речи И збирательное нарушение фонематического восприятия Н еблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов П одражание неправильным образцам речи Н едостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение Функциональная дислалия
Формы функциональной дислалии 1 2 3
Первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляция звуков воспроизводится верно, но слабо различаются звуки сходные по акустическим признакам: 1. Звонкость – глухость 2. Твердость –мягкость 3. Свистящие-шипящие 4. Соноры [ р ] , [ л ] Наблюдаются случаи, в которой смешивается вся фонематическая группа. В период обучения дети с данным диагнозом испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта это считается фонематическое недоразвитие речи. А кустико-фонематическая дислалия
З веном нарушения является дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. 1. Артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной . При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. 2. Артикуляторная база оказывается полностью сформированной . Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению. Артикуляционно-фонематическая
Замены и смешение осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Э ти явления наблюдаются между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков : 1. свистящими и шипящими с — ш, з — ж 2. между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т — к, д — г . 3.между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с — с, л — л, т — т. Эти явления могут наблюдаться среди звуков: 1.одинаковых по способу образования . 2. между аффрикатами if и ч (« курича » — курица, « крицать » — кричать), 3.сонорами р и л (« лыба » — рыба, «рапа» — лапа). Артикуляционно-фонематическая
Не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки. Дефектное произношение при артикуляционно-фонематической дислалии обусловлено
К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями (звук есть, но его звучание ненормированное). Причины: 1. Подражание неправильно говорящим из близкого окружения 2.Временное диспропорции в росте частей артикуляционного аппарата 3. По структуре речевого дефекта-фонематическое недоразвитие речи. Артикуляторно -фонетическая дислалия
Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение: 1.Переднеязычные не взрывные согласные . Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движения, которые у него сформировались ранее в связи с биологическими актами 2.Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных среднеязычного . Артикуляторно -фонетическая дислалия
Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Механическая дислалия
Губы Зубы Челюсти Твердое нёбо Язык * Чрезмерно толстыми * Расщепленные * Рубец на губе * Утолщение * Укороченная верхняя губа Отражается : Затрудняет произношение губно-губных звуков [ п ]-[ б ] . Губы смыкаются не плотно. Изменяется качество произношения шипящих звуков. * Полное отсутствие зубов * Редкие зубы * Диастемы (большое расстояние между зубами) * Мелкие зубы * Излишне крупные зубы * Кривые зубы * Переднеоткрытый прикус * Заднезакрятый прикус * Прогения (нижняя челюсть выступает вперед) * Прогнатия (вперед выступает вурхняя челюсть) Отражается: недостатки шипящих и свистящих звуков * Высокое (готическое) Отражается: формирование звука [ р ] * Плоское нёбо * Низкое нёбо Отражается: гласные звуки теряют полетность , становятся «плоскими» * Укороченная подъязычная уздечка Устранение : растягивание, хирургическая подсечка * Укороченный язык * Толстый язык * Язык без выраженного кончика * Длинный или узкий язык *Язык большой, заполняющий всю полость рта. Устранение: Коррекция органа артикуляции, а при невозможности подбирается звук- алфон Механическая дислалия выражается в результате анатомических дефектов
Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В.Чиркиной . - М., 2005. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда.-М.,2004. Хрестоматия по логопедии / под. Ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, _ М., 1997, Т. 1 . Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии._М ., 1989 Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по коррекции нарушений звукопроизношения.
В статье содержатся советы логопеда родителям детей, имеющим речевые нарушения....
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Характеризуется речевое развитие у умственно отсталых детей. Даётся методика диагностики выявления особенностей нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточность...
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых дошкольников
Развитие речи и общения при умственной отсталости задерживается. Отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем возрасте...
Нарушение звукопроизношения и его коррекция в условиях логопедического кабинета.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако.........
Нарушения устной и письменной речи при ФФН и ОНР, сопровождающееся сильным нарушением звукопроизношения
В процессе работы над всеми видами нарушений логопедом школы для учителей и родителей один раз в неделю проводились индивидуальные беседы и консультации. Для родителей и учителей 1 к...
Особенности обучения детей с ОВЗ (умственная отсталость, интеллектуальные нарушения) в дистанционной форме.
Эффективным средством организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их...
Статья "Коррекционно-логопедическая работа по устранению артикуляторно-фонематической формы дислалии"
В статье описываются наиболее распространенные нарушения произносительной стороны речи, а именно избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех осталь...