Консультация "Признаки нарушений речи у младших школьников"
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Пушкина Надежда Александровна

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает устную речь. Если у него наблюдаются трудности в её освоении, ему помогает логопед.

Но дошкольное детство заканчивается, и малыш становится школьником. К устной речи прибавляется письменная, которую тоже не всегда бывает легко освоить. Не все родители задумываются о том, что письмо и чтение - это тоже речь, а значит и здесь на помощь придёт логопед.

Как же понять, что у ребёнка есть нарушения речи?

Для начала напомню признаки нарушений устной речи. На них стоит обратить внимание ещё в дошкольном возрасте.

  • самое очевидное - нарушения звукопроизношения: пропуски, искажения и замены звуков;
  • нарушения слоговой структуры слова: пропуски, замены или перестановки целых слогов (а также перестановки звуков);
  • нарушения грамматического строя речи: ошибки в словообразовании, словоизменении, согласовании слов в роде, числе и падеже, неправильное употребление времён глаголов, пропуски предлогов и т.п.;
  • недоразвитие связной речи: неумение ясно выразить свою мысль, трудности в пересказе соответствующих возрасту сказок и рассказов.

А теперь перейдём к нарушениям письменной речи. Их тоже достаточно много:

  • неумение ориентироваться на листе бумаги;
  • игнорирование клеток и линеек в тетради;
  • зеркальное написание букв;
  • неправильное написание букв (без некоторых элементов или с лишними элементами, смешение разных букв в одну);
  • невозможность сопоставить букву и звук;
  • замены букв при письме и чтении, пропуски и перестановки слогов или целых слов, добавление лишних слогов и слов);
  • механическое чтение без понимания смысла прочитанного.

Не стоит паниковать, если вы изредка встречаете какие-нибудь из этих ошиок у своего ребёнка. Некоторые из них могут допустить и взрослые, если будут, например, торопиться, плохо себя чувствовать или просто очень устанут, а ваш ребёнок ещё только учится. Однако если какие-то из перечисленных ошибок встречаются систематически, - это повод обратиться к логопеду. Чем раньше начнётся коррекционная работа, тем легче будет преодолеть все трудности в овладении красивой и правильной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon priznaki_narusheniy_rechi_v_nachalnoy_shkole.pdf120.24 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Дифференциальная диагностика нарушений речи у младших школьников с ТНР

В данной статье рассматриваются особенности обследования младших школьников с ТНР, два варианта классификаций речевых нарушений, по которым уточняется логопедическое заключение, а так же различия неко...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...