Постановка, автоматизация произношения звука «З» на материале лексической темы "Осень"»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Дорофеева  Люция Анваровна
Цель: автоматизация звука [з] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные : 1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [з]; 2. Умение чётко произносить звук [з] изолированно, в слогах, в словах и связной речи; 3.Развитие фонематического восприятия и слуха; 4. Формирование навыка звукового анализа; 5. Развитие связной речи. 6. Закреплять знания о временах года «осень». Коррекционно-развивающие: 1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику; 2. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление. Коррекционно-воспитательные: 1. Воспитание навыков самоконтроля; 2. Воспитание активности и внимательности на занятии; 3. Воспитание потребности в речевом общении; 4. Воспитание интереса к занятиям;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_temu_osen.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Постановка, автоматизация произношения звука «З» на материале лексической    темы "Осень"»

Цель: автоматизация звука [з] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [з];

2. Умение чётко произносить звук [з] изолированно, в слогах,  в словах и связной речи;

3.Развитие фонематического восприятия и слуха;

4. Формирование навыка звукового анализа;

5. Развитие связной речи.

6. Закреплять знания о временах года «осень».

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

2. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание навыков самоконтроля;

2. Воспитание активности и внимательности на занятии;

3. Воспитание потребности в речевом общении;

4. Воспитание интереса к занятиям;

Оборудование: картинки к заданиям, мяч.

Ход занятия:

1) Вводная часть:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Какое у вас  настроение? (Ответы детей)

П.: Вы любите гулять?

Р.: Да.

П.: Сегодня я приглашаю Вас на прогулку

                           Организационный момент.

Беседа об осени.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно его слушайте.

Листья в лесу осыпаются,

Дождик по крыше уныло стучит.

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко глядит.

Скажите, о каком времени года это стихотворение?

Р.: Это стихотворение об осени.

П.: Правильно. Сегодня мы поговорим об осени.

Какие вы знаете осенние месяцы?

Р.: Сентябрь, октябрь, ноябрь. П.: Посмотрите, у меня есть осенняя картина . Как выглядят деревья в сентябре?

П.: Правильно, как вы догадались?

Р.: Листья на деревьях становятся разноцветными.

П.: Молодец, такую осень можно назвать ранняя.

П.: Правильно, как вы догадались?

Р.: Листья на деревьях становятся желтыми и начинают опадать.

П.: Осень в октябре можно назвать золотая.

П.: Как выглядят деревья в ноябре?

Правильно, как ты догадался?

Р.: Листья с деревьев уже опали.

П.: Осень в ноябре можно назвать поздняя.

Запомнил? Теперь ответь на мои вопросы: как называют осень в сентябре? Ранняя  Октябре? золотая  Ноябре? поздняя

П.: Молодцы, вы правильно сказали, как называют осень в разные месяцы.

(Цель: привлечение внимания детей, создание положительной мотивации)

Л.: Ну а теперь нужно и язычку дать поработать.

Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики)

“Улыбка”      Растянуть губы в улыбке. (Смайлик)

«Окошко»

“Заборчик”   Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Красим нижний заборчик”    Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”       Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”     Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”      Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. ( На выбор любое )

 Характеристика звука  з.

(Цель: развитие фонематического восприятия,  закрепление правильного артикуляционного уклада звука)

Л.: Ребята, а какой первый звук в слове «золотая»?

Дети: Звук з.

Л.: Что вы можете рассказать об этом звуке?

Д.: Это звук согласный, потому что не поется; свистящий, твердый; произносится с голосом, значит, звонкий.

Л.: Как мы произносим звук з?

Д.: Губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка плотно прижимаются к боковым  зубам, посередине языка  идет  сильная  струя  воздуха.

3. Дыхательное упражнение «Ветер, ветерок, ветрище». (Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, автоматизация изолированного произношения звука) шаблоны на столе

П.: Посмотрите ветер поднялся

Налетел ветерок, зашумели листочки.

(на столах шаблоны листочков).

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Ветер успокоился и наши листочки перестали качаться. Прилетел комар

 «Песенка комара»

Детям предлагается повторить песенку комара «з-з-з» (произносить длительно, на выдохе)

Л.: Ну что, дети, надо нам и отдохнуть. Встаем

Физминутка  (развитие общей моторики, координация речи с движением)

Руки выше поднимите

И тихонько опустите

Разверните их как крылья

И вперёд чтоб ровно было

Громко хлопните ребятки

И садитесь всё в порядке.

 «Слоговые цепочки» 

(Поиграем с мячом: «Послушай и повтори»)

(Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация произношения звука в слогах)

ЗА – ЗА – ЗЭ  ЗА– ЗЭ – ЗЭ

ЗА – ЗА – ЗЫ  ЗА – ЗЫ – ЗЫ

ЗА – ЗА – ЗУ   ЗА – ЗУ – ЗУ

ЗА – ЗА – ЗО   ЗА – ЗО – ЗО

ЗА – ЗЭ – ЗА

ЗА – ЗЫ – ЗА

ЗА – ЗУ – ЗА

ЗА – ЗО – ЗА

 ЗА – ЗЭ – ЗЫ

 ЗА – ЗЫ – ЗУ

 ЗА – ЗУ – ЗО 

 Подведение итогов занятия.

Л.: Вот и подошло к концу наше занятие.

-О чем мы сегодня говорили?

-А какой звук с нами сегодня был?

-Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация произношения звуков [р].[р] в словах и предложениях

Занятие по автоматицации  произношения звуков [р].[р,] в словах и предложениях .doc...

ГОВОРЯЩАЯ СОБАКА Цикл сказок для автоматизации произношения звука [Р]

Сказки предназначены для работы с детьми  старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  Цикл построен по принципу усложнения. В первой сказке представлено изолированное звучание звука...

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков с-з, ш-ж.

Практический материал по постановке, автоматизации и дефференциации звуков с-з, ш-ж....

Постановка и закрепление произношения звуков Л и Ль.

Постановка и закрепление произношения звуков  Л и Ль.Артикуляция звука.произношение в  слогах, словах....