Постановка, автоматизация произношения звука «З» на материале лексической темы "Осень"»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_temu_osen.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Постановка, автоматизация произношения звука «З» на материале лексической темы "Осень"»
Цель: автоматизация звука [з] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [з];
2. Умение чётко произносить звук [з] изолированно, в слогах, в словах и связной речи;
3.Развитие фонематического восприятия и слуха;
4. Формирование навыка звукового анализа;
5. Развитие связной речи.
6. Закреплять знания о временах года «осень».
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
2. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание навыков самоконтроля;
2. Воспитание активности и внимательности на занятии;
3. Воспитание потребности в речевом общении;
4. Воспитание интереса к занятиям;
Оборудование: картинки к заданиям, мяч.
Ход занятия:
1) Вводная часть:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей)
П.: Вы любите гулять?
Р.: Да.
П.: Сегодня я приглашаю Вас на прогулку
Организационный момент.
Беседа об осени.
Я буду читать стихотворение, а вы внимательно его слушайте.
Листья в лесу осыпаются,
Дождик по крыше уныло стучит.
Светлое небо с землею прощается,
Хмурая осень в окошко глядит.
Скажите, о каком времени года это стихотворение?
Р.: Это стихотворение об осени.
П.: Правильно. Сегодня мы поговорим об осени.
Какие вы знаете осенние месяцы?
Р.: Сентябрь, октябрь, ноябрь. П.: Посмотрите, у меня есть осенняя картина . Как выглядят деревья в сентябре?
П.: Правильно, как вы догадались?
Р.: Листья на деревьях становятся разноцветными.
П.: Молодец, такую осень можно назвать ранняя.
П.: Правильно, как вы догадались?
Р.: Листья на деревьях становятся желтыми и начинают опадать.
П.: Осень в октябре можно назвать золотая.
П.: Как выглядят деревья в ноябре?
Правильно, как ты догадался?
Р.: Листья с деревьев уже опали.
П.: Осень в ноябре можно назвать поздняя.
Запомнил? Теперь ответь на мои вопросы: как называют осень в сентябре? Ранняя Октябре? золотая Ноябре? поздняя
П.: Молодцы, вы правильно сказали, как называют осень в разные месяцы.
(Цель: привлечение внимания детей, создание положительной мотивации)
Л.: Ну а теперь нужно и язычку дать поработать.
Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики)
“Улыбка” Растянуть губы в улыбке. (Смайлик)
«Окошко»
“Заборчик” Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Красим нижний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок” Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка” Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. ( На выбор любое )
Характеристика звука з.
(Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление правильного артикуляционного уклада звука)
Л.: Ребята, а какой первый звук в слове «золотая»?
Дети: Звук з.
Л.: Что вы можете рассказать об этом звуке?
Д.: Это звук согласный, потому что не поется; свистящий, твердый; произносится с голосом, значит, звонкий.
Л.: Как мы произносим звук з?
Д.: Губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам, посередине языка идет сильная струя воздуха.
3. Дыхательное упражнение «Ветер, ветерок, ветрище». (Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, автоматизация изолированного произношения звука) шаблоны на столе
П.: Посмотрите ветер поднялся
Налетел ветерок, зашумели листочки.
(на столах шаблоны листочков).
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Ветер успокоился и наши листочки перестали качаться. Прилетел комар
«Песенка комара»
Детям предлагается повторить песенку комара «з-з-з» (произносить длительно, на выдохе)
Л.: Ну что, дети, надо нам и отдохнуть. Встаем
Физминутка (развитие общей моторики, координация речи с движением)
Руки выше поднимите
И тихонько опустите
Разверните их как крылья
И вперёд чтоб ровно было
Громко хлопните ребятки
И садитесь всё в порядке.
«Слоговые цепочки»
(Поиграем с мячом: «Послушай и повтори»)
(Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация произношения звука в слогах)
ЗА – ЗА – ЗЭ ЗА– ЗЭ – ЗЭ
ЗА – ЗА – ЗЫ ЗА – ЗЫ – ЗЫ
ЗА – ЗА – ЗУ ЗА – ЗУ – ЗУ
ЗА – ЗА – ЗО ЗА – ЗО – ЗО
ЗА – ЗЭ – ЗА
ЗА – ЗЫ – ЗА
ЗА – ЗУ – ЗА
ЗА – ЗО – ЗА
ЗА – ЗЭ – ЗЫ
ЗА – ЗЫ – ЗУ
ЗА – ЗУ – ЗО
Подведение итогов занятия.
Л.: Вот и подошло к концу наше занятие.
-О чем мы сегодня говорили?
-А какой звук с нами сегодня был?
-Что вам больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация произношения звуков [р].[р] в словах и предложениях
Занятие по автоматицации произношения звуков [р].[р,] в словах и предложениях .doc...
Автоматизация навыка произношения звука З в составе прямого и обратного слога на уровне слов (с учётом изменения грамматических форм).
Автоматизация звука З в названиях картинок с применением игрового метода....
ГОВОРЯЩАЯ СОБАКА Цикл сказок для автоматизации произношения звука [Р]
Сказки предназначены для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цикл построен по принципу усложнения. В первой сказке представлено изолированное звучание звука...
Постановка и закрепление произношения звука З в первом классе
Первая часть занятия...
Постановка и закрепление произношения звука З в первом классе
Вторая часть занятия...
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков с-з, ш-ж.
Практический материал по постановке, автоматизации и дефференциации звуков с-з, ш-ж....
Постановка и закрепление произношения звуков Л и Ль.
Постановка и закрепление произношения звуков Л и Ль.Артикуляция звука.произношение в слогах, словах....