ГОВОРЯЩАЯ СОБАКА Цикл сказок для автоматизации произношения звука [Р]
учебно-методический материал по логопедии на тему

Потемкина Наталья Николаевна
Сказки предназначены для работы с детьми  старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  Цикл построен по принципу усложнения. В первой сказке представлено изолированное звучание звука [Р], во второй - автоматизация звука [Р] в слогах, в третьей сказке - в словах, в четвёртой - в словосочетаниях. Пятая сказка помогает автоматизировать  звук [Р] в чистоговорках, а шестая - в тексте. Каждая сказка начинается с повторения пройденного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОВОРЯЩАЯ СОБАКА

Цикл сказок для автоматизации произношения звука [Р]

Аннотация на цикл сказок для автоматизации произношения звука [Р]

Сказки предназначены для работы с детьми  старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  Цикл построен по принципу усложнения. В первой сказке («Долгожданный подарок») представлено изолированное звучание звука [Р], во второй («Неожиданный поворот»)- автоматизация звука [Р] в слогах. В третьей сказке («Поход в магазин»)- автоматизация звука [Р] в словах, в четвёртой («Рэкс»)-в словосочетаниях. Пятая сказка («Полоса препятствий (или игра для Рэкса)») помогает автоматизировать  звук [Р] в чистоговорках, а шестая («Книга»)- в тексте. Каждая сказка начинается с повторения пройденного материала.

Сказки объединены в цикл главными героями - мальчиком Ромой и его четвероногим другом Рэксом. Каждая последующая сказка является логическим продолжением предыдущего.

Сказки воспитывают в юных читателях доброжелательное отношение к четвероногим друзьям, чувства ответственности, товарищества и любви.

Долгожданный подарок

     Как и все дети, Рома мечтал о собаке. Он даже любил изображать, как она рычит :«Р-р-р…». Родители пообещали мальчику подарить щенка на его день рождения. Каждый день малыш перелистывал страницы с изображением собак и тигров, не переставая рычать :«Р-р-р…».

     Наконец настал долгожданный день. Рома проснулся очень рано в предвкушении, что вот-вот его мечта осуществится. Наконец в комнату зашли родители, но… собаки с ними не было. Рома подумал, что родители забыли про своё обещание. Но тут вдруг он услышал громкое рычание, которое доносилось из коридора :«Р-р-р…». Рома зарычал в ответ «р-р-р…» и побежал навстречу доносившемуся звуку…

     Весь этот день из спальни то и дело доносилось то громкое и протяжное рычание «Р-Р-Р…» собаки, то тихое и спокойное «р-р-р» Ромы.

Неожиданный поворот

     Родители подарили Роме на день рождения не простую собаку, а говорящую. Но за весь день никто не услышал от неё ни слова, кроме долгого и протяжного рычания «р-р-р…». Но малыш не терял надежды научить её говорить.

     На следующий день мальчик решил познакомить собаку с местом, где она теперь будет жить - небольшой, но живописной деревней. И друзья отправились гулять. Спускаясь по ступенькам из дома, Рома по привычке считал их вслух: «Раз, два, три». Собака попыталась повторить, но вышло только «ра-ра-ра». Хозяин, обрадовавшись, попросил повторить за ним «ры-ры-ры». Пёс повторил. Потом - «ру-ру-ру», «рэ-рэ-рэ», «ро-ро-ро»...

     Мальчик и его новый друг вышли из двора и отправились на лужайку. В пути их сопровождало громкое карканье ворон. Собака попыталась сказать «кар», но вышло лишь «ар-ар-ар». Не останавливаясь на достигнутом, пёс выкрикивал «ор-ор-ор», «ыр-ыр-ыр»,  «ир-ир-ир», «ур-ур-ур», «эр-эр-эр», «ер-ер-ер». На лужайке они увидели кота, который приветливо им промурлыкал. Пёс в ответ сказал вместо «мур» - «ур-ур-ур».

     Мальчик решил провести с четвероногим другом игру. Он бросал мяч и говорил слоги, а пес послушно повторял за ним - «рол-рол-рол», «рат-рат-рат», «рык-рык-рык», «лор-лор-лор», «тар-тар-тар», «кыр-кыр-кыр». Наигравшись вдоволь, они направились домой. Собаке так понравилось говорить, что она непрерывно что-то повторяла: «рта-рта-рта», «рба-рба-рба», «ирт-ирт-ирт», «орт-орт-орт», «урк-урк-урк».

     Успехами своего четвероногого друга малыш остался доволен, а сам пёс глазами, полными гордости за свои достижения, смотрел на хозяина и остаток дня не отходил от него ни на шаг.

Поход в магазин

     Проснувшись на следующий день,  Рома решил продолжать обучение. Он понял, что усилия не были пустыми, когда услышал от собаки «ара-дра-бра». Теперь нужно было научиться говорить слова. Непростая задача!

     Мама попросила Рому сходить в магазин и купить мороженое. Конечно же, четвероногий друг пошел вместе с мальчиком. Пока они шли мимо прилавков, Рома показывал продукты и называл их, а пёс пытался правильно и чётко повторить: «сыр», «торт», «крабы», «рыба», «огурцы», «помидоры», «арбуз», «арахис», «рулет», «пирожное». Наконец они нашли и купили мороженое. Затем они поднялись на второй этаж, где увидели гитару, краску, компьютер, сковороду. По дороге домой они встретили регулировщика. А около своего дома увидели трактор. Собака повторяла новые для неё слова, а Рома очень радовался ее успехам.

     Перед сном пёс вспоминал и повторял вслух все, что удалось узнать нового за день – «сыр», «торт», «крабы», «рыба», «огурцы», «помидоры», «арбуз», «арахис», «рулет», «пирожное», «гитара», «краска», «компьютер», «трактор»,  «сковорода».  

Рэкс

     Мальчик никак не мог придумать имя для своего нового друга. Или имя не нравилось ему или собака не хотела откликаться на него. Так было до сегодняшнего дня.

     «Рэкс - вот как я тебя назову!» - сказал Рома. «Рэкс? Рэкс. Рэкс…» - повторил пёс. «Тебе нравится?» - радостно спросил мальчик. «Да!» - ответил Рэкс.

     Сегодня у друзей была запланирована прогулка в горы. Но Рома не забыл про обучение Рэкса. Поэтому по дороге они играли в игру «Доскажи словечко». Рома называл предмет, который им встречался на пути, а Рэкс повторял слово и описывал его. Рома говорит: «Трава, родник, воробей, ворона, комар». Рэкс проговаривает :«Мокрая трава, прозрачный родник, шустрый воробей, чёрная ворона, крошечный комар». Мальчик решил собрать букет из красивых ромашек для мамы. «Красивые ромашки»,- повторил Рэкс.

     Друзья так увлеклись ромашками, что не заметили надвигающуюся чёрную-чёрную тучу. Только раскаты грома заставили их посмотреть на небо. «Начинается гроза, нужно спешить!» - крикнул Рома. «Скоро гроза!» - закричал Рэкс и побежал. Друзья до дождя успели добежать домой.

     Несмотря ни на что, прогулкой оба остались довольны. Подышали свежим воздухом, прогулялись и Рэкс получил новые знания.

Полоса препятствий (или игра для Рэкса)

     Родители Ромы решили помочь мальчику научить говорить Рэкса. Поэтому приготовили для них новую игру - полосу с препятствиями. Задача: как можно скорее добраться до финиша, не допустив ошибок при прохождении препятствий. Рома не стал откладывать, и они с Рэксом с радостью приступили к прохождению препятствий.

      Первое препятствие было таким – назвать, что нарисовано на картинке и каким цветом (чёрная ворона, красные шторы, оранжевый круг, розовый квадрат, бордовый ромб, чёрная смородина). С этим препятствием Рэкс справился без труда.

     Второе препятствие было сложнее - сочинить предложения по картинкам. Но и с этим заданием Рэкс справился успешно. Он сказал: «Рая кормит рыб. Рома убирает двор. Юра продаёт огромные арбузы. Ира раздаёт огромные тетради. Верба распускается ранней весной».

     Следующее препятствие было очень сложным: повторить и найти подходящую картинку:

-ра-ра-ра, ра-ра-ра – вот высокая гора,

-ро-ро-ро, ро-ро-ро – у Ромы новое перо,

-ру-ру-ру, ру-ру-ру – коза грызёт кору,

-ры-ры-ры, ры-ры-ры – Иру кусают комары,

-ор-ор-ор, ор-ор-ор – у Ромы острый топор,

-ур-ур-ур, ур-ур-ур – Рая гонит кур,

-ир-ир-ир, ир-ир-ир – мы все за мир.

 Но Рэкс справился и с этим заданием! Рома очень радовался за своего четвероногого друга.

     Осталось последнее препятствие, выполнив которое, Рэкс получит подарок от родителей Ромы. Но это задание было очень-очень трудным - придумать чистоговорки по картинкам:

-арки-арки-арки – Рая собирает марки,

-орка-орка-орка – во дворе крутая горка,

-ара-ара-ара – красивый город Самара,

-тара-тара-тара – грызёт сухарь Тамара,

-гра-гра-гра – хорошая игра.

Рекс посмотрел внимательно на картинки, немного подумал и… все выполнил! «Ура-а-а!» - радовался Рома. «Молодец, Рэкс!» - воскликнули родители. Подарком стала книга. Рэкс поблагодарил родителей за этот чудесный подарок и за этот день, который был полон веселья, смеха и новых знаний.

Книга

     За успехи в игре родители подарили Рэксу книгу.  Так как Рэкс не умеет читать, Рома вызвался ему помочь: «Я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно послушаешь и потом перескажешь то, что я прочту, и ответишь на вопросы, которые  я тебе задам». «Хорошо», - согласилсял Рэкс.

     Рома начал читать рассказ «Друг»: «У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости».

Рэкс слушал очень внимательно и легко пересказал услышанную историю. А затем Рома стал задавать вопросы, а Рэкс отвечал на них:

- Как зовут друга Егора?

- Друга Егора зовут Артем.

- Когда начали дружить Егор и Артём?

- Егор и Артем дружат с первого класса.

- Что вместе делают друзья?

- Егор и Артём вместе делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

- Что прописал врач, когда Егор простудился?

- Когда Егор простудился, врач прописал ему микстуру от кашля.

- Кто купил микстуру в аптеке?

- Артём купил микстуру в аптеке.

- Что рассказывал Артём Егору?

- Артем рассказывал Егору школьные новости.

     Рэксу очень понравился рассказ, он попросил Рому прочитать еще один, потом еще…  К вечеру друзья прочитали всю книгу.

    Рекс очень благодарен родителям Ромы и ему самому, за то, что теперь он умеет красиво говорить. А Рома, гордится своим четвероногим другом. А родители рады за своего сына.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи

Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...

Автоматизация произношения звуков [р].[р] в словах и предложениях

Занятие по автоматицации  произношения звуков [р].[р,] в словах и предложениях .doc...

Правила произношения звуков

Здесь четко прописано, в каком положении долшны быть органы артикуляции при произношении того или иного звука...

Таблицы для автоматизации свистяцих звуков. Звук С.

Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах  Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семиьи, заинтересованных в успехах ребенка, не т...

Постановка, автоматизация произношения звука «З» на материале лексической темы "Осень"»

Цель: автоматизация звука [з] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные : 1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [з]; 2. Умение чётко произносить з...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

Коррекция звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время: (сформировать артикуляционную базу звуков, о...