Игры и упражнения для развития фонематического слуха
методическая разработка по логопедии на тему

Игры  и  упражнения для развития фонематического слуха
 
Игра «Будь внимательным!»
Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук. Например,  звук «Р»:  л, р,л, м, р,  к, р, ч, р, ло, ро, ла , ра, ша, ру, лу,  нос, рот, корка, лак, рак, рыба, сок , шутка и т. д
 
Игра «Назови первый / последний звук в слове»
Назовите предметы на картинках (или в окружении) и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА  -Б,  и т.д.
Назови предметы, выделяя последний звук в слове. Например: дом –М,  дуб –Б.
 
«Определи место звука в слове»
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или в конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале),  машина (в середине).
 
Игра «Прохлопай слово»
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма – ли – на (3 слога),  па - ро – во – зик ( 4 слога)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  и  упражнения для развития фонематического слуха

  • Игра «Будь внимательным!»

Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук. Например,  звук «Р»:  л, р,л, м, р,  к, р, ч, р, ло, ро, ла , ра, ша, ру, лу,  нос, рот, корка, лак, рак, рыба, сок , шутка и т. д

  • Игра «Назови первый / последний звук в слове»

Назовите предметы на картинках (или в окружении) и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА  -Б,  и т.д.

Назови предметы, выделяя последний звук в слове. Например: дом –М,  дуб –Б.

  • «Определи место звука в слове»

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или в конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале),  машина (в середине).

  • Игра «Прохлопай слово»

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма – ли – на (3 слога),  па - ро – во – зик ( 4 слога)

  • Игра «Добавлялки»

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова.  Например: звук Ш ..уба(шуба),     ..апка(шапка),       .ар (шар),      мы..(мышь),     ду..(душ).

  • Игра  «Отгадай слово»

Взрослый  загадывает слово по звукам с небольшими паузами (вместо паузы можно использовать хлопок, стук и др.)  например,   Д.. ..О….М.  Задача ребенка – отгадать какое слово произнес взрослый. Затем поменяйтесь ролями, пусть ребенок вам загадает слово.

  • «Скажи наоборот»

Взрослый  проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.   Например, к, о, т  -  т, о, к

  • «Цепочка слов»

 Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений по развитию фонематического слуха

Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Упражнения на развитие фонематического слуха.

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха....

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр...

Консультация «Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия»

Предлагаются игры на развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и физиологического дыхания....