Консультация «Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предлагаются игры на развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и физиологического дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razviv_sluh_i_vospr.docx | 75.46 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для родителей и педагогов
«Игры, развивающие слуховое внимание, речевое дыхание, речевой и фонематический слух, голос»
Подготовила:
учитель-логопед
Малюк В.М.
Вязьма
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Где позвонили?
Цель. Определение направления звука.
Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Скажи, что ты слышишь
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Тихо — громко!
Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Наседка и цыплята
Цель. Закрепление понятий о количестве.
Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.
Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).
Кто что услышит?
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Продавец и покупатель
Цель. Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель
входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
Найди игрушку
Цель. Развитие координации движений.
Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры. Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которою они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу "Пора" водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.
Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова, поищи,
Как найдешь ее, то смело
С нашей Таней попляши.
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.
Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.
Часовой
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Повязка на глаза.
Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: "Стой!" Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой и игра начинается сначала.
Где звенит?
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
Где постучали?
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.
Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: "Пора". Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить, если не находит, продолжает водить.
Жмурки с колокольчиком
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик, повязки.
Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.
Жмурки с голосом
Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки.
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
Встречайте гостей!
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).
Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
Ветер и птицы
Цель. Развитие координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая — ветер — и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
Скажи, что звучит
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Солнце или дождик
Цель. Развитие координации и темпа движений.
Оборудование. Тамбурин или бубен.
Описание игры. Педагог говорит детям: "Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю".
Угадай, что делать
Цель. Развитие координации движений.
Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Узнай по звуку
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т.н.).
Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, мяч и т.п., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать.
Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
Кто это?
Цель. Закрепление понятий по теме "Животные и птицы". Формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Угадай,чей голосок
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу "Бегите в круг" дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга.
Дети идут по кругу и произносят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
(Игра повторяется несколько раз).
Вариант 2. Оборудование. Мишка (кукла).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.
Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
Улиточка
Цель. Узнать товарища по голосу. Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
Угадай, кто это
Цель. Воспитание слухового внимания. Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: "ку-ка-ре- ку", "ав-ав-ав" или "мяу-мяу" и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнал, будет водящим. Если не угадает, то останется водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.
Лягушка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала...
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: "Ква-ква-ква".
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Улавливай шепот
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
Горшочек
Цель. Закрепление представлений "горячий — холодный". Развитие координации движений рук.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: "Холодный", второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: "Горячий", то он не должен трогать мяч.
Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).
Кто внимательный?
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.
Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 — 4 до 5 — 6м. Выявляются победители.
Принеси игрушки
Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.
Оборудование. Мелкие игрушки.
Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: "Марина, принеси два гриба". Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.
Слушай и выполняй
Цель. Развитие понимания словесных конструкций и фразовой речи.
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1 — 2 раза несколько различных движений (одно - пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы, а затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется, за каждое правильно выполненное действие — очко (фант). Набравший большее количество очков — победитель.
Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: "Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку", "Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды" и т.п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.
Хлопки
Цель. Развитие количественных представлений.
Описание игры. Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо.
Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 — 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает "ошибаться": при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.
Лото
Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.
Оборудование. Любое детское лото ("Играем и работаем", "Картинное лото", "Лото для самых маленьких").
Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2 — 3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: "У меня..." — и называет предмет.
В более упрощенном виде эта игра проводится на "Картинках малышам". Дети получают по пять — шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два комплекта лото). Педагог спрашивает: "У кого собака?" У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее называет.
Первые две — три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные детьми, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.
Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: "Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например кошка летит, тогда руки поднимать нельзя". В конце игры педагог называет более внимательных.
В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение — водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.
Запомни слова
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считаются проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Красный—белый
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
Где звук?
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
Кто больше?
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, "Огород". После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
Поймай рыбку
Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры "Поймай рыбку". Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Кто внимательнее?
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: "Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку" Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: "Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их". Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Игру можно усложнить.
Кто больше слов придумает?
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Мяч, фанты.
Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определялся по количеству набранных фантов.
Найди место для своей картинки
Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: "Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола". Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... "Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш и ж. Если услышите звук ж, то ее надо положить справа". Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.
Будь внимательней
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д.
Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: "Я .буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку". Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
Звенит—жужжит
Цель. Дифференциация звуков з — ж.
Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: "Звенит", если слышит звук ж, то говорит: "Жужжит". Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
Отстукивание слогов
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, бубен.
Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Телеграф
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Описание игры. Педагог говорит: "Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город". Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (машина, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.
Угадай слово
Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: "Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова". Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Слова-перевертыши
Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Описание игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Вкусное варенье!
Цель. Активизация мышцы языка.
Описание игры. Воспитатель показывает картинку, изображающую девочку, которая ест варенье и говорит: "Оно очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Слижем языком оставшееся варенье с верхней губы. Вот так», показывая, как надо слизать варенье, педагог делает движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону), верхнюю губу не втягивает внутрь рта. "А теперь слижите варенье вы", — говорит педагог. При повторении игры необходимо следить, чтобы дети не помогали языку нижними зубами (работает только язык, а губы и нижняя челюсть неподвижны).
Почистили зубы
Цель. Активизация мышц языка.
Описание игры. Дети сидят на стульях лицом к педагогу. Показывая картинку, он говорит: "Посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите, как чищу зубы я. (Чистит языком верхние зубы с внутренней стороны.) А теперь все почистим верхние зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей".
Педагог вызывает по очереди детей, они показывают, как умеют чистить языком зубы. "Чистить зубы языком надо при открытом рте. Следите, чтобы язык скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево, а нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны", — говорит педагог.
Лошадка
Цель. Активизация кончика языка.
Описание игры. Дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога "Поехали" дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу "Стоп" лошадки останавливаются. Педагог говорит: "А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами". Воспитатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.
Надо следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая его. Если у ребенка не получается прищелкивание, то можно с ним выполнить следующее упражнение: положить на кончик языка сливочную тянучку или ириску и попросить присосать ее к нёбу.
Прятки
Цель. Активизация корня языка.
Описание игры. Дети сидят лицом к педагогу, который предлагает им поиграть в прятки. "Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотрите, как спрячется мой язычок, вы его даже не увидите". (Показывает.) Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо. Педагог следит, чтобы они не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу.
Веселый язычок
Цель. Активизация мышц языка.
Описание игры. Вариант 1. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: "Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит ласкательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами). Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка и верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкает кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы) .
Вариант 2. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: "Жил язычок в своем домике, никуда не выходил. Надоело ему сидеть дома. Захотелось поиграть и порезвиться. Открыл он свой домик, высунул широкий хвостик и опять спрятался в домике (педагог открывает рот, высовывает широкий язык и опять его втягивает. Дети повторяют упражнение, а педагог регулирует ритм словами "выбежал из домика — спрятался в домик", "выбежал из домика — спрятался в домик"). Сначала язычок бегал медленно, а потом забегал вперед-назад все быстрее и быстрее, как будто котенок молоко лакает". Педагог производит языком быстрые четкие движения, дети повторяют.
Закрытые ворота
Цель. Активизация мышц языка.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: "Жил язычок в своем доме и захотел погулять. Стал открывать свой домик, а ворота не открываются. Язычок то одну дверцу потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего домика. Смотрите, дети, как вылезает язычок из домика (педагог показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами). И пока вылезал, дверки все шире и шире открывались. Язычок вылез весь на улицу".
Игра в хоккей
Цель. Активизация мышц языка.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: "Дети, вы знаете, как играют в хоккей?" (Объясняет.) Вот мы сейчас с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой у нас будет язычок, шайбой — фасоль, а полем — рот. Вот мы и будем шайбу (фасоль) гонять по полю (во рту) клюшкой (язычком). (Педагог показывает, как нужно делать это упражнение. Потом раздает детям фасолинки.) Ну, дети, начинайте игру, а я буду наблюдать, кто быстрее гоняет шайбу.
Маятник
Цель. Активизация мышц языка.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Показывая игрушку часы-ходики, он говорит: "Посмотрите, как у часов ходит маятник. Мы тоже сейчас поиграем в часики, а маятником у нас будет язычок. Посмотрите, какой длинный маятник (педагог высовывает язык, не прикасаясь к зубам). А теперь маятник будет ходить "тик-так" (показывает, как язык отклоняется то вправо, то влево. Сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее). А теперь все высуньте язычок-маятник и покажите, как ходят часики". Дети выполняют упражнение. При движении язык не прикасается к губам.
Фокус
Цель. Активизация кончика языка. Подготовка к произношению звука ш.
Описание игры. Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. Для игры-соревнования вызываются два ребенка. Выигрывает тот, кто верно выполнит все условия игры и у кого ватка взлетит выше.
Губы круглые, как бублик
Цель. Активизация мышц губ.
Описание игры. Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован круглый бублик, и говорит: "Дети, а кто может губы сделать такими же круглыми, как бублик?" Чтобы губы были круглые, педагог шепотом говорит: о. Затем по очереди вызывает нескольких детей и предлагает всем сделать круглые губы. Необходимо, чтобы дети делали упражнение без напряжения. В движениях участвуют лишь губы; рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Кто умеет улыбаться?
Цель. Активизация мышц губ.
Оборудование. Петрушка, куклы.
Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог говорит: "Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так (показывает). Когда мы хорошо улыбаемся, видны наши зубки. Улыбнитесь, дети. Ребята, сейчас к нам в гости придет Петрушка. Давайте все хорошо ему улыбнемся (дети улыбаются, педагог показывает Петрушку. Затем прячет его.). Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губками. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему" (игра повторяется 3 — 4 раза). Педагог следит за тем, чтобы дети улыбались естественно, без напряжения и зубы не сжимали, а слегка сближали.
Слоники
Цель. Активизация мышц губ.
Описание игры. Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован слон, и говорит: "Дети, видите, какой у слоника хоботок, а кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут "пить воду" своими хоботками (при вдохе "пьют воду"). Набрали воды, а теперь "побрызгаем себя водичкой". Поднимите хоботок вверх". (При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды.)
В лесу
Цель. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
Оборудование. Две корзиночки.
Описание игры. В кругу детей стоят мальчик и девочка. У них в руках корзиночки для ягод. Все дети ходят по кругу и говорят:
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричали в лесу...
После этих слов девочка и мальчик сначала по очереди, а потом вместе громко говорят: "Ау!"
Потом выбирается другая пара детей, и игра повторяется.
Эхо
Цель. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:
Мы в лес пойдем,
Грибов найдем.
Ребят мы громко позовем: "Ау! Ау! Ау!"
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Вторая группа после этого говорит очень тихо: "Ау, ау, ау". Потом дети меняются ролями.
Кто лучше сделает дудочку?
Цель. Активизация мышц губ.
Описание игры. Дети сидят полукругом лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисована дудочка, и предлагает детям сделать дудочку губами, вытянув их вперед. "Посмотрите, дети, какую я сделаю дудочку" (вытягивает губы вперед).
По сигналу педагога "Дудочка играет" дети вытягивают губы вперед, по сигналу "Дудочка замолчала" губы приводят в нормальное положение.
Спрячем зубки
Цель. Активизация мышц губ.
Описание игры. Дети сидят на стульях лицом к педагогу, а он им говорит: "Посмотрите, как я умею показывать зубки (показывает). А теперь спрячем зубки, закроем их, чтобы не было видно. Покажите, ребята, зубки. Вот так. А теперь спрятались зубки. Закрыли их губами. Не видно зубов".
Педагог проводит игру несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 4-6 секунд. Дети должны сидеть спокойно. Движения верхней губой выполняются спокойно, без напряжения, зубы не нужно сжимать.
Кто умеет смеяться без голоса?
Цель. Активизация мышц губ.
Описание игры. Дети сидят перед педагогом, который спрашивает: "Кто из вас умеет смеяться, но только так, чтобы я не слышала вашего голоса, но видела, что вы смеетесь? Посмотрите, как я тихо смеюсь (показывает, произнося про себя звук э). А теперь посмеемся все вместе, но чтобы я не слышала вашего голоса". Потом педагог вызывает тех детей, у которых получается лучше, и они показывают всем детям, как можно смеяться без голоса. Необходимо, чтобы дети смеялись без напряжения, т.е. не морщили нос, не растягивали сильно губы, не открывали широко рот.
Кормление птенцов
Цель. Активизация мышц нижней челюсти.
Описание игры. Дети сидят на стульях лицом к педагогу, который показывает картинку, на которой изображена птичка, кормящая птенцов. Педагог говорит: "Сейчас мы поиграем. Вы будете птенчиками, а я — мамой-птичкой. Птичка принесла зернышки, и все птенчики открыли клювы. Съели зернышки и закрыли клювы". Дети выполняют эти движения. Игру можно проводить несколько раз. Дети должны сидеть прямо, спокойно. Голову держать прямо, не кивать ею во время открывания и закрывания рта. Движение выполняет только нижняя челюсть, язык и губы спокойны. Рот открывается спокойно, без напряжения.
РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ
Осторожные птицы
Цель. Закрепление представлений по теме "Птицы".
Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т.п.
Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. "Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц", предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).
При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны подуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2 — 3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.
Узнай цветок
Цель. Закрепление представлений по теме "Цветы". Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыш, фиалка, сирень.
Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета.
Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.
Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи).
Узнай ягоду
Цель. Закрепление представлений по теме "Ягоды". Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например: черная смородина, земляника, малина.
Описание игры. На столе тарелочка с ягодами. Педагог предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Душ этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.
Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.
Чей пароход лучше гудит?
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1 — 1,5 см).
Описание игры. Педагог говорит: "Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?" Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.
Чья птичка дальше улетит?
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу "Полетели" дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
Одуванчики
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 — 3 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами....
Развитие фонематического слуха и восприятия; игры и упражнения для его формирования
Понятия «фонематический слух», «речевой слух», «фонематическое восприятие». Роль фонематического слуха в развитии правильного звукопроизношения. Пути развития фонем...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Игры и упражнения для развития фонематического слуха • Игра «Будь внимательным!»Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук. Например, зв...
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия
Игры на развитиефонематического слуха и восприятия...
Методическая разработка: "Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия"
методическая разработка по логопедии...
"Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия".
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...