Рабочая программа по внеурочной деятельности " Логовичок" 3 класс
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логовичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_logovichok.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности (логопедия)

                                             «Логовичок»

Программа внеурочной  деятельности «Логовичок» разработана на основе примерной программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Елецкой О.В. , Горбачевской Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи программы:

Развитие фонематического анализа и синтеза;

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;

Формирование и развитие грамматически правильной речи;

Формирование и развитие выразительной, связной речи;

Обогащение словарного запаса;

Развитие фонематического восприятия;

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.

Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.

Адресат: обучающиеся 3 классов с нарушением чтения и письма, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формировании связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)

Планируемые результаты 

В результате работы по данной программе у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

- расширение словарного запаса;

- осознание значимости правильного говорения для личного развития;

- потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;

- умение планировать грамотную речь,

В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:

1. Личностные.

- нравственно-этическая ориентация;

- ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

- добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

2. Коммуникативные.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);

- постановка вопросов (поиск и сбор информации);

- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение критично относиться к собственному мнению;

- управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).

3. Регулятивные.

- целеполагание – постановка учебной задачи;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:

- прогонозирование – предвосхищение результата;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;

- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

4. Познавательные.

- умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку;

Используемые технологии

•Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (игры с мячом, коррекционные игры из «Психогимнастики», развитие чувства равновесия и координации движений) пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук.

•Технология учебного диалога.

•Информационно-коммуникативные технологии.

Программа предназначена для учащихся 3 классов образовательной школы.

Форма обучения: групповые занятия (12-15 человек).

Срок реализации программы- 1 год

Занятие проводится 2 раза в неделю по 40-45 минут.

Количество часов в год: 68 часа.

В процессе занятий используютя различные формы работы и методические приёмы:

- групповая дискуссия;

- беседа;

- ролевая игра;

- импровизация;

- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

- чтение скороговорок;

Основные методы обучения, используемые на занятиях:

- практические,

- наглядно-демонстрационные,

- игровые,

- методы ролевого моделирования типовых ситуаций,

- словесные.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Предметные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться:

•различать гласные и согласные звуки;

•правильно называть мягкие и твердые звуки в словах, показывать мягкость согласных на письме;

•определять место ударения в слове, выделять безударную гласную;

•графически обозначать звуки, слоги, слова, предложения;

•вычленять слова из предложений;

•применять на письме морфемный анализ и синтез слов;

•дифференцировать словосочетания, предложения, текст;

•дифференцировать написание предлогов и приставок;

2. Метапредметные результаты:

•Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – учащиеся научатся анализу и синтезу объектов, выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построению логической цепи рассуждений, доказательств, самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;

•Регулятивные УУД – учащиеся будут совершенствовать навык волевой саморегуляции;

•Коммуникативные УУД – учащиеся будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, учет разных мнений и умение обосновать свое, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3. Личностные результаты

•Личностные УУД – учащиеся будут совершенствовать положительное отношение к учению социальной роли ученика, познавательных и учебных мотивов.

Содержание программы

Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:

I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Речь. Предложение. Слово. Звуки речи.

13

2

Работа над звуко - слоговым составом слова

23

36 часов

Основные задачи I этапа:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:

Коррекция дефектов звукопроизношения;

Развитие познавательной активности учащихся.

II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Состав слова

15

Основные задачи II этапа:

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Связь слов в предложении

4

2

Устная связная речь

10

14 часов

Основные задачи III этапа:

Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

 

                         Тематическое планирование, 3 класс

Тема

Количество часов

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

37 часов

Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

15 часов

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

14 часов

Оценочный этап

2 часа

Календарно-тематическое планирование

Внеурочной деятельности «Логовичок»

 

                                      Тема урока

Дата проведения урока

План.

Факт.

1

Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи.

1.09-7.09

2

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

1.09-7.09

3

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

8.09-14.09

4

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

8.09-14.09

5

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

15.09-21.09

6

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение.

15.09-21.09

7

Слоговой анализ и синтез слов. Безударные гласные.

22.09-28.09

8

Безударные гласные в корне слова.

22.09-28.09

9

Безударные гласные в корне слова.

29.09-5.10

10

Предложение. Слово.

29.09-5.10

11

Антонимы.

6.10-12.10

12

Синонимы.

6.10-12.10

13

Омонимы.

13.10-19.10

14

Однозначные и многозначные слова.

13.10-19.10

15

Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда).

20.10-26.10

16

Дифференциация гласных [а-я].

20.10-26.10

17

Дифференциация гласных [о-ё].

27.10-9.11

18

Дифференциация гласных [у-ю].

27.10-9.11

19

Дифференциация гласных [ё-ю].

10-16.11

20

Дифференциация гласных [ы-и].

10-16.11

21

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

17-23.11

22

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

17-23.11

23

Буква Ъ

24-30.11

24

Звуки согласные звонкие и глухие.

24-30.11

25

Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф'].

1.12-7.12

26

Дифференциация звуков [п-б], [п'-б'].

1.12-7.12

27

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

8.12-14.12

28

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

8.12-14.12

29

Дифференциация звуков [с-з], [с'-з'].

15-21.12

30

Дифференциация звуков [к-г], [к'-г'].

15-21.12

31

Дифференциация звуков [ш-ж].

22-28.12

32

Дифференциация звуков [с-ш].

22-28.12

33

Дифференциация звуков [з-ж].

12.01-18.01

34

Дифференциация звуков [с-ц].

12.01-18.01

35

Дифференциация звуков [ч-т'].

19-25.01

36

Дифференциация звуков [ч-щ].

19-25.01

37

Дифференциация звуков [ч-ц].

26.01-1.02

38

Предлоги

26.01-1.02

39

Предлоги

2.02-8.02

40

Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа.

2.02-8.02

41

Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова.

9.02-15.02

42

Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова.

9.02-15.02

43

Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс.

16.02-22.02

44

Морфемный анализ и синтез слов. Приставка.

16.02-22.02

45

Дифференциация предлогов и приставок.

23.02-1.03

46

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

23.02-1.03

47

Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

2.03-8.03

48

Имя существительное. Категория числа, рода. Склонение.

2.03-8.03

49

Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение в единственном числе.

9.03-15.03

50

Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение во множественном числе.

9.03-15.03

51

Глагол. Неопределенная форма. Изменение глаголов по временам.

16.03-22.03

52

Глагол. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

16.03-22.03

53

Словосочетание. Согласование в числе.

23.03-5.04

54

Словосочетание. Согласование в роде.

23.03-5.04

55

Падежное управление.

6.04-12.04

56

Падежное управление.

6.04-12.04

57

Работа над текстом. План к каждой части рассказа.

13.04-19.04

58

Работа над текстом. Рассказ по серии картинок.

13.04-19.04

59

Работа над текстом. Рассказ по сюжетной картинке.

20.04-26.04

60

Работа над текстом. Рассказ-повествование.

20.04-26.04

61

Работа над текстом. Рассказ-описание.

27.04-3.05

62

Работа над текстом. Рассказ-рассуждение.

27.04-3.05

63

Работа над текстом. Выборочный пересказ.

4.05-10.05

64

Работа над текстом. Рассказ по началу, по концу.

4.05-10.05

65

Работа над текстом. Деление рассказа на законченные части.

11.05-17.05

66

Работа над текстом. Краткий пересказ.

11.05-17.05

67

Диктант.

18.05-25.05

68

Исследование процесса восприятия и чтения.

18.05-25.05

68 часов.

Учебно-методическое обеспечение:

Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.

Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.

Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.

Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.-64 с.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.

Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.

Список литературы

Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.

Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.

Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.

Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.

Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...