Рабочая программа по внеурочной деятельности " Грамотейка" 2 класс
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( логопедия) "Грамотейка" во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа ро внеурочной деятельности (логопедия)
« Грамотейка» 2 класс
Пояснительная записка.
Учебная коррекционно-развивающая программа составлена на основе программы Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
Группа набирается по запросу родителей и результатам речевого обследования.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии.
В программе нашли отражение идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей.
При составлении был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района с младшими школьниками по проблеме становления навыков письма.
При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, А. В. Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой, Козыревой Л.М.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся общеобразовательных школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
Нарушения письменной речи у детей являются комплексной, наукоёмкой проблемой, требующей воздействия не только специалистов- логопедов, но и психологов, медиков и социологов.
Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Данная рабочая программа составлена:
- с учётом особенностей детей с дисграфией;
- с опорой на программу обучения в начальной школе;
- в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.
В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистике, логопедии.
Актуальность программы.
Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений
Цель программы:
-Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы.
Задачи программы:
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
- Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухо-произносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
- Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.
Адресат программы: учащиеся вторых классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции.
Нарушения лексико- грамматического оформления речи обнаруживаются в процессе выполнения специальных грамматических самостоятельных заданий, требующих сформированности морфологических и синтаксических обобщений, и приводит к значительным трудностям понимания вербальных инструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями.
Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.
С учащимися проводятся групповые занятия ( 12-14 человек), продолжительностью 40 минут. Программа рассчитана на 34 недели, с учетом проведения занятий 1 раза в неделю. Количество часов рассчитано на один учебный год.
Планируемые результаты: К концу курса учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:
- Узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
- Понимать по условно-графической схеме звуковой состав слова;
- Проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
- Уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- Узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- Правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- Правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- Уметь распространять предложения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс.
№ | название раздела | количество часов |
1 | Звуко-слоговой состав слов | 6 часов |
2 | Работа на лексико- грамматическом уровне | 9 часов |
3 | Дифференциация гласных звуков и букв | 5 часов |
4 | Дифференциация согласных звуков , сходных по акустическим и артикуляционным признакам | 8 часов |
5 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 6 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Грамотейка»
2 класс
№ | Тема урока | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||
1 | Анализ предложений на слова. | 1.09-7.09 | |
2 | Состав слова. Образование слов с помощью приставок. | 8.09-14.09 | |
3 | Образование слов при помощи суффиксов. | 15.09-21.09 | |
4 | Слоговой анализ слов. Ударение | ||
5 | Слоговой анализ слов. Перенос слов. | 22.09-28.09 | |
6 | Звуко- буквенный анализ слов. | 29.09-5.10 | |
7 | Слова, обозначающие предметы | 6.10-12.10 | |
8 | Слова, обозначающие действия предметов | 13.10-19.10 | |
9 | Слова, обозначающие признак предмета | 20.10-26.10 | |
10 | Закрепление представлений о словах (предмет, признак, действие) | 27.10-9.11 | |
11 | Составление предложений из слов | 10.11-16.11 | |
12 | Слова, близкие по значению | 17.11-23.11 | |
13 | Слова, противоположные по значению | 24.11-30.11 | |
14 | Изменение имен прилагательных по родам и числам. | 1.12-7.12 | |
15 | Работа с предлогами. | 8.12-14.12 | |
16 | Органы речи. Гласные звуки и буквы А-О-У-Ы-И-Э | 15.12-21.12 | |
17 | Различие звуков и букв А-О | 22.12-28.12 | |
18 | Различие букв У-И | 12.01-18.01 | |
19 | Различение звуков А-О, И-У. | 19.01-25.01 | |
20 | Слоговой анализ и синтез | 26.01-1.02 | |
21 | Понятие о звонких и глухих согласных Звуки и буквы Б-П | 2.02-8.02 | |
22 | Звуки и буквы В-Ф | 9.02-15.02 | |
23 | Звуки и буквы Г-К | 16.02-22.02 | |
24 | Звуки и буквы Д-Т | 23.02-1.03 | |
25 | Звуки и буквы Ж-Ш | 2.03-8.03 | |
26 | Звуки и буквы З-С | 9.03-15.03 | |
27 | Звуки и буквы Ц-Ч-Щ | 16.03-22.03 | |
28 | Безударные гласные в корне слова | 23.03-5.04 | |
29 | Буква Ь в конце слога или слова, как показатель мягкости. | 6.04-12.04 | |
30 | Буква Ь в середине слова | 13.04-19.04 | |
31 | Словарные слова | 20.04-26.04 | |
32 | Гласные буквы Е-Ё-Я-Ю | 27.04-3.05 | |
33 | Списывание с рукописного текста | 4.05-10.05 | |
34 | Диктант. | 11.05-17.05 |
Средства обучения: демонстрационный и раздаточный дидактический материал, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки, логопедическое лото.
Список использованной литературы:
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
- Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996. .
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
- Л. М. Козырева Программно-методические материалы для логопедических занятий. Ярославль 2006
- О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С.П.:Литера,2001
- Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
- Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
- А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
- З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.Детство-Пресс,2005
- О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов
ГНОМ и Д 2006 - Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. ГНОМ и Д 2007
- Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи Каро 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/08/picture-40198.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...