Рабочая программа по внеурочной деятельности " Грамотейка" 2 класс
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности ( логопедия) "Грамотейка" во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа ро внеурочной деятельности (логопедия)

« Грамотейка»     2 класс

Пояснительная записка.

         Учебная коррекционно-развивающая программа составлена на основе программы  Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Группа набирается по запросу родителей и результатам речевого обследования.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии.  

В программе нашли отражение  идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей.  

    При составлении был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района  с младшими школьниками по проблеме становления навыков письма.

    При составлении учебной программы использованы системы  коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, А. В. Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой,  Козыревой Л.М.

 Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.  

 Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.  Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся общеобразовательных школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Нарушения письменной речи у детей являются комплексной, наукоёмкой проблемой, требующей воздействия не только специалистов- логопедов, но и психологов, медиков и социологов.

    Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Данная рабочая программа составлена:

  • с учётом особенностей детей с дисграфией;
  • с опорой на программу обучения в начальной школе;
  • в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.

      В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистике, логопедии.

 

Актуальность программы.
Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений

Цель программы:

-Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы.

Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухо-произносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
  • Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.

 Адресат программы: учащиеся вторых классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции.

Нарушения лексико- грамматического оформления речи обнаруживаются в процессе  выполнения специальных грамматических самостоятельных заданий, требующих сформированности морфологических и синтаксических обобщений, и приводит к значительным трудностям понимания вербальных инструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями.

Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

С учащимися проводятся групповые занятия ( 12-14 человек), продолжительностью 40 минут. Программа рассчитана на 34 недели, с учетом проведения занятий 1 раза в неделю. Количество часов рассчитано на один учебный год.

Планируемые результаты: К концу курса учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:                                                                                  

  •  Узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;                                                                                                                                                
  • Понимать  по условно-графической схеме звуковой состав слова;                                                
  • Проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;                                                                                                                                                
  • Уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;                    
  • Узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;                                                      
  • Правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;                                                                          
  • Правильно употреблять предложно-падежные конструкции;                                                                  
  • Уметь распространять предложения.

                                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                           2 класс.

название раздела

количество часов

1

Звуко-слоговой состав слов

6 часов

2

Работа на лексико- грамматическом уровне

9 часов

3

Дифференциация гласных звуков и букв  

5 часов

4

Дифференциация согласных звуков , сходных по акустическим и артикуляционным признакам    

8 часов

5

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

6 часов

            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Грамотейка»

                                                                      2 класс

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Анализ предложений на слова.

1.09-7.09

2

Состав слова. Образование слов с помощью приставок.

8.09-14.09

3

Образование слов при помощи суффиксов.

15.09-21.09

4

Слоговой анализ слов. Ударение

5

Слоговой анализ слов. Перенос слов.

22.09-28.09

6

Звуко- буквенный анализ слов.

29.09-5.10

7

Слова, обозначающие предметы

6.10-12.10

8

Слова, обозначающие действия предметов

13.10-19.10

9

Слова, обозначающие признак предмета

20.10-26.10

10

Закрепление представлений о словах (предмет, признак, действие)

27.10-9.11

11

Составление предложений из слов

10.11-16.11

12

Слова, близкие по значению

17.11-23.11

13

Слова, противоположные по значению

24.11-30.11

14

Изменение имен прилагательных по родам и числам.

1.12-7.12

15

Работа с предлогами.

8.12-14.12

16

Органы речи. Гласные звуки и буквы   А-О-У-Ы-И-Э                

15.12-21.12

17

Различие звуков и букв А-О

22.12-28.12

18

Различие букв У-И

12.01-18.01

19

Различение звуков А-О, И-У.

19.01-25.01

20

Слоговой анализ и синтез

26.01-1.02

21

Понятие о звонких и глухих согласных Звуки и буквы Б-П

2.02-8.02

22

Звуки и буквы В-Ф

9.02-15.02

23

Звуки и буквы Г-К

16.02-22.02

24

 Звуки и буквы Д-Т

23.02-1.03

25

Звуки и буквы Ж-Ш

2.03-8.03

26

Звуки и буквы З-С

9.03-15.03

27

Звуки и буквы Ц-Ч-Щ

16.03-22.03

28

Безударные гласные в корне слова

23.03-5.04

29

Буква Ь в конце слога или слова, как показатель мягкости.

6.04-12.04

30

Буква Ь в середине слова

13.04-19.04

31

Словарные слова

20.04-26.04

32

Гласные буквы Е-Ё-Я-Ю

27.04-3.05

33

Списывание с рукописного текста

4.05-10.05

34

Диктант.

11.05-17.05

Средства обучения: демонстрационный и раздаточный дидактический материал, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки, логопедическое лото.

Список использованной литературы:

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
  3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996. .
  6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
  7. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
  8. Л. М. Козырева Программно-методические материалы для логопедических занятий. Ярославль 2006
  9. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С.П.:Литера,2001
  10. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
  11. Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
  12. А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
  13. З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.Детство-Пресс,2005
  14. О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
  15. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  16. Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов
    ГНОМ и Д 2006
  17. Мазанова Е.В.  Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. ГНОМ и Д 2007
  18. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи  Каро 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...