Аграмматизмы в устной и письменной речи.
статья по логопедии на тему
Данный материал поможет разобраться с проблемами в устной и письменной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrammatizmy_v_ustnoy_i_pismennoy_rechi.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов, учитель – логопед,
ГБОУ СОШ №398 Красносельский район г. Санкт-Петербург
АГРАММАТИЗМЫ
В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Несформированность звуковой стороны речи, особенно в сочетании с неразвитостью фонематического восприятия, обусловливает недоразвитие лексико-грамматического строя языка.
Садовникова И. Н. отмечает, что трудности формирования грамматического строя проявляются в устной речи детей с нарушениями письма в бедности синтаксических конструкций и так называемых аграмматизмах - ошибках согласования и управления. Предлагаемые на слух фразы типа: "Внука проводил дедушка." - Кто уезжал? - дети не понимают. Кроме того дети затрудняются при анализе связей в сложных предложениях - в установлении причинно-следственных отношений. Ученики испытывают трудность в выборе правильной фразы типа: "Стало тепло, потому что выглянуло солнышко. - Выглянуло солнышко, потому что стало светло".
По Трошину, в норме аграмматизмы исчезают в возрасте от 2,5 до 3 лет.
C этим согласна C. Н. Цейтлин, она считает, что самая главная причина, которая приводит к возникновению ошибок - это "давление языковой системы." Чем меньше ребёнок, тем это давление заметнее.
Большая часть ошибок - "системные" - возникает у детей в результате того, что норма языка усваивается гораздо позже, чем система языка: Обрадоваться пальту. - Правильно с точки зрения системы, но не верно с точки зрения нормы языка.
Она предложила следующую классификацию системных ошибок:
1). Ошибки типа "заполнение пустых клеток": пустые клетки - отсутствие какой-либо формы в системе формообразования различных частей речи:
-существительное мечта не имеет формы родительного падежа множественного числа (мечт)
- прилагательное синий не образует краткой формы (синь)
- семантическая ошибка в понимании существительного одиночка
(норма - камера для одного человека, ошибка - парта для одного человека).
Очень много ошибок такого типа наблюдается в словообразовании, так как слов намного меньше, чем их возможностей.
2). Ошибки типа "выбор ненормативного варианта": языковая система предлагает несколько вариантов, но в норме закрепляется только один:
- образование видовых пар: украсить - украшать (ошибка украшивать)
- обозначение места: в + предложный падеж; на + предложный падеж: в горах, на море (ошибка - я отдыхал в море)
3). Ошибки типа "устранение фактов чуждых языковой системе": в языковой норме иногда существуют факты, которые противоречат системе, так как современный язык - результат длительного исторического развития и в нём существуют следы уже отжившего - эти противоречия подгоняются под систему:
- случаи изменения несклоняемых существительных (купить пуговицы к пальту)
- деформация глаголов (киса кашу едит)
- ошибки в формообразовании и словообразовании (человек - люди ошибка-человеки)
4). Ошибки типа "устранение идеоматичности" - используются "семантические надбавки":
- существительное машинистка: корень - машин, суффиксы: -ист- (указывает на профессию) и -к- (указывает на женский род) - работает на пишущей машинке, а не на швейной
- фразеологизмы "ставить палки в колёса" - мешать кому-то.
Второй причиной детских ошибок, считает речь окружающих с ошибками, так как устная речь формируется по подражанию и оказывает влияние на письменную - просторечия:
- формы слов: одежда - одёжа
- в синтаксисе: Не забыли Петя и Маша принести с леса подарок для бабушки.
- пропуск слова себя: Скромный человек - это тот, который не хвалит.
Ошибки этого типа более устойчивы, чем системные.
Оказывает влияние на речевые ошибки и сложность порождения речи:
- местоименное дублирование одного из членов предложения: Мой брат, он учится в 11 классе.
- опускание тех слов, которые для говорящего очевидны: Одни копали лопатами ямы, другие сажали молодые деревья (ребята).
- лексический повтор: Но рассказ, о котором я хочу рассказать, не повествует о трудной жизни писателя.
Р. Е. Левина выделяет различные виды аграмматизмов на письме у детей с общим недоразвитием речи:
1. неправильное употребление падежных окончаний существительных: Дежурный стирает доску.
2. неверное согласование в роде, числе: По обрывистому берегам раскинулась тайга.
3. ошибки употребления глаголов: Из клетки выпала птица.
4. неправильное употребление предлогов, пропуски предлогов: У деревни протекает река, а у ней густой лес.
5. ошибки в употреблении суффиксов: под окном - подоконник – подоконщик.
Из приведённых выше данных ясно, что появлению аграмматизмов на письме способствует недоразвитие или нарушение лексико-грамматического строя устной речи. Р. Е. Левина при исследовании письма у детей с недоразвитием речи подчёркивает зависимость письменной речи от развития устной речи, и как причину аграмматизмов на письме, приводит недоразвитие обобщений в устной речи.
Р. И. Лалаева в качестве причины аграмматической дисграфии у детей выдвигает несформированность морфологической системы речи, нечёткость и недифференцированность представлений о синтаксических связях внутри предложения и связях предложений в тексте.
Недоразвитие грамматической структуры речи проявляется не только в аграмматизмах на письме, но обуславливает и значительные трудности в усвоении орфографии. Аграмматизмы на письме у детей с системным нарушением речи, как правило, сопровождается большим количеством ошибок орфографии, среди которых наиболее распространёнными являются следующие:
- ошибки в написании безударных гласных в корне и в окончаниях слов: в корне - чежи; в окончании - из речке
- ошибочное написание глухих или звонких согласных: Выпал снек.
- ошибки в обозначении мягкости и твёрдости согласных на письме: Я спою тебе любимую песьню.
Р. Е. Левина объясняет эти ошибки несформированностью лексических, морфологических и синтаксических обобщений, которые формируются в процессе устного общения и обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».
Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....