Логопедическое занятие "Согласование существительного с прилагательным"
презентация к уроку по логопедии (3, 4 класс) по теме

Тихонова  Надежда Геннадьевна

Данное занятие можно использовать как на логопедических занятиях, так и при изучении темы "Имя прилагательное" на уроках русского языка. В целях закрепления материала предлагается интерактивный тест. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонова Н.Г.

2016

Конспект логопедического занятия для 3, 4 классов школы для детей с ТНР.

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде. «Какой, какая, какое, какие?»

Предварительная работа:

- усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
- усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
- усвоены понятия «единственное и множественное число».
-   проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель:

- продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?

Задачи:

Коррекционно – дидактические:

Обучение  составлению  грамматически правильных словосочетаний и предложений;

Коррекционно – развивающие:

-закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

-развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;

-развивать словарный запас детей;

Коррекционно – воспитательные:

- формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

Ход занятия.

I.  Самоопределение к деятельности. Мотивационный момент.

        У каждого учащегося в руках карточка.

Инструкция: Прочитайте внимательно, деля сплошной текст на слова  и пожелайте друг другу то, что запомнили.

успехдобротасчастьемилосердиеудачавезениерадостьздоровье (Слайд 1.)

 Приветствие «Скажи пожелания»

Передавая солнышко друг другу, дети говорят пожелания. Например, «я желаю тебе…..

1. Дыхательная гимнастика.

       -Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать.

Упражнение «Снежки»

-Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку,  которую я записала на доске.

           2. Речевая гимнастика: (Слайд 2)

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

-Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Слайд 3.

- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке)

- Ребята, у меня на доске картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать «мой»?
(плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак);
«моя»  (машина, куртка, рубашка, ручка, книга);

 «моё»?(ружье,кольцо,перо,ведро, пианино,  пальто).

- Какого рода первая группа предметов? Вторая? Третья?

 Слайд 4.

- Что изображено у меня на слайде? (Окончания)

- Определите, это окончания какой части речи? (Это окончания имен прилагательных)

- На какие три группы можно разделить эти окончания (Окончания прилагательных женского рода, мужского рода и среднего рода) 

Слайд 5.

-Давайте вспомним, все, что мы знаем о прилагательном.

 Игра «Блиц – опрос».

-Как вы думаете, для чего мы все повторяли? О чем мы сегодня будем говорить на занятии (О прилагательных и существительных).

- А точнее? (Мы будем учиться согласовывать имена прилагательные и существительные в роде).

- Правильно. Прочитайте тему урока. Как вы понимаете слово «согласование»?

- Каким словом можно заменить это слово? (взаимодействие, подгонка, подбор, договариваться, когда два слова как бы «согласны» друг с другом, не ссорятся, а дружат)

III. Учебно-познавательный блок (практическая деятельность)

Слайд 6

1. Игра «Цветные клеточки»:

- У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.

Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского - зеленым, среднего- желтым.

-Что можно сделать с этими словами? (Составить словосочетание)

-Что такое словосочетание?

-О чем мы должны помнить, когда будем составлять словосочетания?

( Прилагательное стоит в том же роде, что и существительное, мы должны поставит вопрос от главного слова  к зависимому)

-Какое слово будет выступать в роли главного? (Существительное)

-А зависимого? (Прилагательное)

-Составьте словосочетание выделите окончания, запомните их.

Слайд 7.

2.  Упражнение  «Одно целое»

Выдели у предметов единый признак и составь словосочетание.

По цвету: Зеленая елка, зеленый лист, зеленое яблоко, зеленые огурцы.

По форме: Круглый помидор, круглое солнце, круглая луна, круглые очки.

По вкусу: Сладкая вата, сладкий пирог, сладкое варенье, сладкие ягоды.

Назовите лишнее словосочетание. Почему? (Потому, что это множественное число)

ФИЗМИНУТКА.

Если вдруг вопрос: «Какой?»,

Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...

Синий, зеленый, больной,

Маленький, теплый, смешной.

Если же вопрос «Какая ?»,

Говорим мы: «-ая, -яя»:

Светлая, весенняя,

Темная, осенняя.

Если слышим -ее, - ое

Ставим мы вопрос: «Какое?»

Яркое, большое

Синее, крутое.

3. Работа в парах.

Слайд 8.

Прочитай текст. Найди словосочетания, поставь вопрос от главного слова к зависимому, определи род, выдели окончания. Давайте составим план действий.

-  Найдем в предложении прилагательное.

- Поставим вопрос от имени существительного к прилагательному, с которым оно связано.

- Определим род  и вставим окончание.

4.  Работа в тетради. Игра «Волшебник» Слайд 9

Формирование умения на уровне словосочетания.

-Прочитайте слова в правой колонке, прочитайте слова в левой колонке. К какой части речи относятся эти слова. (К существительным)

-Правильно. И сейчас мы будем, как настоящие волшебники превращать слова существительные в прилагательные.

Прочитайте задание и выполните его в тетради.

Слайд10.

        5. Игра «Умники и умницы».  Формирование умения на уровне предложения.

1 вариант. Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, тонк__, длинн ____ хвост,мягк__ шёрстка. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант:

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветёт розов____ клевер.

V. Диагностическая деятельность. Рефлексия.

Ребята, сегодня вы сами оцените, как вы усвоили эту тему.

Перед вами лежат карточки со знаками препинания. Если вы все поняли и хорошо усвоили тему, то поднимите карточку с восклицательным знаком. Если у вас  остались вопросы, поднимите ?, ну а если вы вообще ничего не поняли, то многоточие……

А насколько вы были честны, покажет компьютерное тестирование.

Литература.

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1991г.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1997.

4.Логопедия в школе: Практический опыт./ под ред. Кукушина В.С. – М.:ИКЦ «МарТ», 2005г.

5.Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей

с отклонениями в развитии) – М: Школа, 1992г.

Раздаточный материал.

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.





Предварительный просмотр:

Тихонова Н.Г.

2016

Конспект логопедического занятия для 3, 4 классов школы для детей с ТНР.

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде. «Какой, какая, какое, какие?»

Предварительная работа:

- усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
- усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
- усвоены понятия «единственное и множественное число».
-   проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель:

- продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?

Задачи:

Коррекционно – дидактические:

Обучение  составлению  грамматически правильных словосочетаний и предложений;

Коррекционно – развивающие:

-закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

-развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;

-развивать словарный запас детей;

Коррекционно – воспитательные:

- формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

Ход занятия.

I.  Самоопределение к деятельности. Мотивационный момент.

        У каждого учащегося в руках карточка.

Инструкция: Прочитайте внимательно, деля сплошной текст на слова  и пожелайте друг другу то, что запомнили.

успехдобротасчастьемилосердиеудачавезениерадостьздоровье (Слайд 1.)

 Приветствие «Скажи пожелания»

Передавая солнышко друг другу, дети говорят пожелания. Например, «я желаю тебе…..

1. Дыхательная гимнастика.

       -Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать.

Упражнение «Снежки»

-Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку,  которую я записала на доске.

           2. Речевая гимнастика: (Слайд 2)

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

-Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Слайд 3.

- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке)

- Ребята, у меня на доске картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать «мой»?
(плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак);
«моя»  (машина, куртка, рубашка, ручка, книга);

 «моё»?(ружье,кольцо,перо,ведро, пианино,  пальто).

- Какого рода первая группа предметов? Вторая? Третья?

 Слайд 4.

- Что изображено у меня на слайде? (Окончания)

- Определите, это окончания какой части речи? (Это окончания имен прилагательных)

- На какие три группы можно разделить эти окончания (Окончания прилагательных женского рода, мужского рода и среднего рода) 

Слайд 5.

-Давайте вспомним, все, что мы знаем о прилагательном.

 Игра «Блиц – опрос».

-Как вы думаете, для чего мы все повторяли? О чем мы сегодня будем говорить на занятии (О прилагательных и существительных).

- А точнее? (Мы будем учиться согласовывать имена прилагательные и существительные в роде).

- Правильно. Прочитайте тему урока. Как вы понимаете слово «согласование»?

- Каким словом можно заменить это слово? (взаимодействие, подгонка, подбор, договариваться, когда два слова как бы «согласны» друг с другом, не ссорятся, а дружат)

III. Учебно-познавательный блок (практическая деятельность)

Слайд 6

1. Игра «Цветные клеточки»:

- У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.

Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского - зеленым, среднего- желтым.

-Что можно сделать с этими словами? (Составить словосочетание)

-Что такое словосочетание?

-О чем мы должны помнить, когда будем составлять словосочетания?

( Прилагательное стоит в том же роде, что и существительное, мы должны поставит вопрос от главного слова  к зависимому)

-Какое слово будет выступать в роли главного? (Существительное)

-А зависимого? (Прилагательное)

-Составьте словосочетание выделите окончания, запомните их.

Слайд 7.

2.  Упражнение  «Одно целое»

Выдели у предметов единый признак и составь словосочетание.

По цвету: Зеленая елка, зеленый лист, зеленое яблоко, зеленые огурцы.

По форме: Круглый помидор, круглое солнце, круглая луна, круглые очки.

По вкусу: Сладкая вата, сладкий пирог, сладкое варенье, сладкие ягоды.

Назовите лишнее словосочетание. Почему? (Потому, что это множественное число)

ФИЗМИНУТКА.

Если вдруг вопрос: «Какой?»,

Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...

Синий, зеленый, больной,

Маленький, теплый, смешной.

Если же вопрос «Какая ?»,

Говорим мы: «-ая, -яя»:

Светлая, весенняя,

Темная, осенняя.

Если слышим -ее, - ое

Ставим мы вопрос: «Какое?»

Яркое, большое

Синее, крутое.

3. Работа в парах.

Слайд 8.

Прочитай текст. Найди словосочетания, поставь вопрос от главного слова к зависимому, определи род, выдели окончания. Давайте составим план действий.

-  Найдем в предложении прилагательное.

- Поставим вопрос от имени существительного к прилагательному, с которым оно связано.

- Определим род  и вставим окончание.

4.  Работа в тетради. Игра «Волшебник» Слайд 9

Формирование умения на уровне словосочетания.

-Прочитайте слова в правой колонке, прочитайте слова в левой колонке. К какой части речи относятся эти слова. (К существительным)

-Правильно. И сейчас мы будем, как настоящие волшебники превращать слова существительные в прилагательные.

Прочитайте задание и выполните его в тетради.

Слайд10.

        5. Игра «Умники и умницы».  Формирование умения на уровне предложения.

1 вариант. Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, тонк__, длинн ____ хвост,мягк__ шёрстка. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант:

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветёт розов____ клевер.

V. Диагностическая деятельность. Рефлексия.

Ребята, сегодня вы сами оцените, как вы усвоили эту тему.

Перед вами лежат карточки со знаками препинания. Если вы все поняли и хорошо усвоили тему, то поднимите карточку с восклицательным знаком. Если у вас  остались вопросы, поднимите ?, ну а если вы вообще ничего не поняли, то многоточие……

А насколько вы были честны, покажет компьютерное тестирование.

Литература.

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1991г.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1997.

4.Логопедия в школе: Практический опыт./ под ред. Кукушина В.С. – М.:ИКЦ «МарТ», 2005г.

5.Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей

с отклонениями в развитии) – М: Школа, 1992г.

Раздаточный материал.

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

успехдобротасчастьеудачавезениерадостьздоровьелюбовь

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

помидор

сочное

солнце

погода

яркие

летняя

лисица

парень

рыжая

яблоко

зверь

красный

дикий

молодой

весеннее

звёзды

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

Весеннее пробужд ение.

         Наступила ранн__  весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру  сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса.  Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Логопедическое занятие для 3, 4 классов Согласование существительных с прилагательными в роде.

Данное логопедическое занятие может быть использовано для коррекции лексико - грамматического строя при ОНР....

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)

План - конспект урока по теме "Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)"...

Род и число имен существительных, согласование существительных с прилагательными.Развитие лексико-грамматического строя речи

Презентация к логопедическому занятию по развитию лексико-грамматического строя речи содержит упражнения для закрепления темы: "Род и число имен существительных", способствует формированию н...