Упражнения для младших школьников при проведении профилактики дислексии
презентация к уроку по логопедии (1, 2 класс) на тему
В презентации наглядно продемонстрированы упражения, которые необходимо выполнять как на занятиях, так и дома для профилактики дислексии у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_mladshih_shkolnikov.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. Дислексия - специфические затруднения в овладении навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями . Особенно распространенными являются нарушения письма и чтения.
Н арушения чтения оказывают отрицательное влияние на: весь процесс обучения; психическое развитие ребёнка; речевое развитие ребёнка.
ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ для профилактики дислексии
ИГРЫ С БУКВАМИ Например, буквы можно выложить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
Можно использовать прием « Дермолексия », когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознает ее с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария . Предложить закрасить части картинки с изучаемыми буквами.
Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице». На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это - «Перечеркнутые бук-вы», «Разный шрифт», «Перевернутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв».
Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ - Ц и т. д .) «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
На развитие памяти и внимания - «Какой буквы не стало». Варианты - поменять буквы местами - ребенок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет ее. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь еще тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определенной последовательности). П А В О Р О З В Е ЛС И П Е Д А О У И Э
Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции - «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д . «На что похожа эта буква»
Если хотите помочь ребёнку, не забывайте, что: 1 . Ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система; 2. родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха; 3. помните , ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может читать лучше. Ему надо помочь!
Интернет-ресурсы : Статья «Советы логопеда»: https :// nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2017/11/08/uprazhneniya-sposobstvuyushchie-formirovaniyu Изображение Сова с рамкой: https ://yandex.ru/images/search?p=4&text= картинки%20для%20презентации%20сова& img_url =https%3A%2F%2Fmedia.istockphoto.com%2Fvectors%2Fowl-holding-an-apple-vector-id498748793&pos=142&rpt= simage&lr =1058 Понятие Дисграфия : https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дисграфия Понятие Дислексия : http:// www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dyslexia Изображение Сова с указкой: https://yandex.ru/images/search?p=1&text= Мудрая%20Сова%20Рисунок& lr =1058
Изображение Сова с яблоком: https://yandex.ru/images/search?text= Мудрая%20Сова%20с%20яблоком& lr =1058 Изображение Буквы из палочек: https://yandex.ru/images/search?text= буквы%20из%20палочек%20картинки Изображение выкладываем буквы: https://yandex.ru/images/search?text= выкладывае%20буквы Изображение найди букву: https://yandex.ru/images/search?p=1&text= Найди%20Букву%20Среди%20Других%20Букв Изображение Закрась букву: https ://yandex.ru/images/search?text= Закрась%20Букву Изображение Допиши буквы: https ://yandex.ru/images/search?text= Допиши%20Букву Изображение Допиши букву: https ://yandex.ru/images/search?text= Зашумленные%20Гласные%20Буквы%20Картинки Изображение Сова с книгой https ://yandex.ru/images/search?p=7&text= Умная%20Сова%20Рисунок Изображение На что похожи буквы: https ://yandex.ru/images/search?text= Дом%20в%20Виде%20Буквы
Спасибо вам за Ваше внимание и Ваши усилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нарушение пространственно-временных отношений у младших школьников с дисграфией и дислексией»
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.Практическая значимость данного исследования заключается в том, что ...
Доклад на районном совещании завучей по теме:"Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКиСЭ как средство подготовки итогового проекта"
В данной публикации представлен материал из опыта работы по курсу ОРКиСЭ в 4 классе...
выступление на МО "Учителей начальных классов" «Неконструктивное поведение младшего школьника коррекция и профилактика.»
выступление на МО "Учителей начальных классов"...
Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.
Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....
«Неконструктивное поведение младшего школьника коррекция и профилактика.»
Наблюдая за школьниками во время урока, на переменах, можно видеть, как некоторые из них бессмысленно раскачиваются телом, трясут головой, сосут пальцы, стучат одним предметом о другой. В...
Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.
Как осуществлять индивидуальный подход в работе с младшими школьниками....
Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.
Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов....