Статья "Рекомендации по коррекции нарушения письменной речи"
статья по логопедии (3 класс) на тему
В статье приведены примеры управжнений, которые могут выполнять родители самостоятельно со своими детьми, занимаясь дома. Занимаясь дополнительно дома, родители быстрее смогут помочь ребенку в исправлении существующей ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция нарушения письменной речи | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические основы по коррекции нарушения письменной речи
ЗВУК, БУКВА
1. Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы (например: С и Ш).
Капу_та ко_ка _умка _и_ка _катулка
2. Записать диктуемые слова под буквами (Ш и С) сосна, шапка, санки, шалаш, письмо, шуба, шарф, пишет, каша, сирень. Или посередине (обе эти буквы есть в слове): простокваша, старушка, спешить.
3. Вспомнить и записать слова с заданной буквой (Д,В,Г,Ж,З,Б), а потом с буквой (Т,Ф,К,Ш,С,П) соответственно.
4. Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы Б,П:
голу_ой, _лавал, цара_ал, глу_окий, за_латил, _о_еда, _ри_оры, _алу_а, _ро_лыл, _о_орол, _у_енцы, _од_ородок, _лаго_олучно, _асно_исец.
5. Записать слова, а затем и предложения со звуками после предварительного называния буквы, которую собирается записать в данном слове (предварительный диктант).
6. Словесная игра « Любопытный»: дети составляют предложение (по вопросам), в котором слова начинаются с заданного звука.
КТО? Что сделал(а)? Кому? Что?
Соня связала сестре свитер.
Пете папа принёс подарок.
7. Определить, какой звук слышится в конце записанных на доске слов: нос- воз, зуб- суп.
Сказать, почему в одном случае нужно писать глухую согласную букву, а в другом- звонкую согласную.
8. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твёрдый, мягкий). Объяснить разницу в написании слов:
мал- мял лук- люк мыл- мил нос- нёс вол- вёл
9. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:
начинать- начинять потомки- потёмки
поток- потёк слог – слёг
10. Прочитать текст. Сравнить по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражаются в письме различие их звучания?
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь- хищный зверёк. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.
11. Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных а и о ).
Сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайка, сахар, тайна.
« СЛОВО»
Искажение звуко- слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.
1. Упражнения в анализе предложения на слова.
- Определение количества слов в предложении и их последовательности.
- Составление предложений из определённого количества слов.
- Составление предложений из слов, данных в разбивку, или работа с деформированным текстом (слова «потеряли» своё место, нужно «помочь» им найти его).
2. Упражнение в слоговом анализе и синтезе слов.
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове? Какой слог первый? Второй? Третий?)
- Называние слов с определённым количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных в разбивку.
- Узнавание слов, предъявленных в виде последовательно произнесённых слогов.
- Записать из диктуемых слов (ел, ель, мел, спор, спорь, жал, дал, мель) те, в которых букв больше, чем звуков.
- Образование новых слов путём добавления слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово).
- Перестановка слогов в слове для получения нового слова (ка-пор - пор-ка , но-ра - ра-но).
3. Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.
- Определение количества звуков в слове и их последовательности.
- Составление слов с определённым количеством звуков.
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук (дом-сом, лом, ком, том, ром).
- Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков ( рот- крот, грот; пар-парк).
- Образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов.
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ТЕКСТ»
1. Прочитать текст и разделить его на предложения.
Зайчик спрятался под кустом около дерева притаилась лисица на опушке показался волк.
Около дома играли дети на клумбе над цветками порхали бабочки стрекотали кузнечики в траве ярко светило солнце.
2. Списать текст, расставляя знаки препинания ( даётся текст, где нет заглавных букв и знаков препинания )
Вот новый дом у дома сад в саду высокая сосна под сосной скамейка на скамейке Соня а под скамейкой собака у Сони ананас а у собаки кусок мяса.
3. Составить и записать три предложения: первое- с предлогом из одной буквы, второе- с предлогом из двух букв, третье с предлогом из трёх букв.
4. Спишите текст, вставляя вместо точек нужные предлоги и приставки.
Всадник… влезал лошадь… дерева и …скочил.. седло. Лёгкий ветерок…дувает пыль… дороги. Весело… бежали весенние ручьи… лесом и оврагом.
5. Запиши без скобок предложения:
Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток. Лодка (с)пионерами (от)плыла (от)берега. Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол.
6. Найти и исправить ошибки в тексте:
Охотник с собакой шёл по дорога. Слон живут в далёкие жаркие страна.
7. Составить предложения из слов:
Около, пустырь, был, школа. Ребята, посадить,на нём, деревья, решили,…
8. "Путаница"- составь предложения по образцу.
Птицы, земля, над, летать, низко-
Птицы летают над землёй.
Гнездо, сидеть, в, птенцы, и, попискивать-
Акация, синица, куст, сидеть, на-
Наседка, цыплята, ходить, за, гуськом-
Цыплёнок, водица, блюдца, пить, из-
9. Укажите первое и второе (3,4,5,6…) слово в предложении:
Наступила зима.
Таня читает книгу.
Ваня ходит в школу.
На дворе играла кошка с котятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений письменной речи.
Реферат натему: "Коррекция нарушений письменной речи"...
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В помощь учителю начальных классов...
«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»
С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...
Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников
Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...
Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...
Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников
Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи умладших школьников...