Статья "Рекомендации по коррекции нарушения письменной речи"
статья по логопедии (3 класс) на тему

В статье приведены примеры управжнений, которые могут выполнять родители самостоятельно со своими детьми, занимаясь дома. Занимаясь дополнительно дома, родители быстрее смогут помочь ребенку в исправлении существующей ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические основы по коррекции нарушения письменной речи

 ЗВУК, БУКВА

1. Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы (например: С и Ш).

   Капу_та          ко_ка           _умка          _и_ка          _катулка

 

2. Записать диктуемые слова под буквами (Ш и С) сосна, шапка, санки, шалаш, письмо, шуба, шарф, пишет, каша, сирень. Или посередине (обе эти буквы есть в слове): простокваша, старушка, спешить.

 

3. Вспомнить и записать слова с заданной буквой (Д,В,Г,Ж,З,Б), а потом с буквой (Т,Ф,К,Ш,С,П) соответственно.

 

4. Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы  Б,П:

  голу_ой, _лавал, цара_ал, глу_окий, за_латил, _о_еда, _ри_оры, _алу_а,  _ро_лыл, _о_орол, _у_енцы, _од_ородок, _лаго_олучно, _асно_исец.

 

5. Записать слова, а затем и предложения со звуками после предварительного называния буквы, которую собирается записать в данном слове (предварительный диктант).

 

 6. Словесная игра « Любопытный»: дети составляют предложение (по вопросам), в котором слова начинаются с заданного звука.

  КТО?               Что сделал(а)?                 Кому?                     Что?

  Соня               связала                           сестре                    свитер.

 

                   Пете          папа          принёс          подарок.

 

7. Определить, какой звук слышится в конце записанных на доске слов: нос- воз, зуб- суп.

 Сказать, почему в одном случае нужно писать глухую согласную букву, а в другом- звонкую согласную.

 

8. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твёрдый, мягкий). Объяснить разницу в написании слов:

 мал- мял    лук- люк      мыл- мил      нос- нёс        вол- вёл

 

9. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать- начинять             потомки- потёмки

поток- потёк                         слог – слёг

 

 

10. Прочитать текст. Сравнить по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным  шрифтом, выписать их парами. Как выражаются в письме различие их звучания?

   Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь- хищный зверёк. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.

 

11. Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных а и о ).

      Сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайка, сахар, тайна.

                                                

                                             

    « СЛОВО»

       Искажение звуко- слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.

 

1. Упражнения в анализе предложения на слова.

- Определение количества слов в предложении и их последовательности.

- Составление предложений из определённого количества слов.

- Составление предложений из слов, данных в разбивку, или работа с деформированным текстом (слова  «потеряли» своё место, нужно «помочь» им найти его).

 

2. Упражнение в слоговом анализе и синтезе слов.

- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове? Какой слог первый? Второй? Третий?)

- Называние слов с определённым количеством слогов.

- Составление слов из слогов, данных в разбивку.

- Узнавание слов, предъявленных в виде последовательно произнесённых слогов.

- Записать из диктуемых слов (ел, ель, мел, спор, спорь, жал, дал, мель) те, в которых букв больше, чем звуков.

- Образование новых слов путём добавления слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово).

- Перестановка слогов в слове для получения нового слова (ка-пор   -   пор-ка , но-ра   -    ра-но).

 

3. Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

- Определение количества звуков в слове и их последовательности.

- Составление слов с определённым количеством звуков.

- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук (дом-сом, лом, ком, том, ром).

- Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков ( рот- крот, грот; пар-парк).

- Образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов.

 

               

  «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ТЕКСТ»

1. Прочитать текст и разделить его на предложения.

     Зайчик спрятался под кустом около дерева притаилась лисица на опушке показался волк.

     Около дома играли дети на клумбе над цветками порхали бабочки стрекотали кузнечики в траве ярко светило солнце.

 

2. Списать текст, расставляя знаки препинания ( даётся текст, где нет заглавных букв и знаков препинания )

Вот новый дом у дома сад в саду высокая сосна под сосной скамейка на скамейке Соня а под скамейкой собака у Сони ананас а у собаки кусок мяса.

 

3Составить и записать три предложения: первое- с предлогом из одной буквы, второе- с предлогом из двух букв, третье с предлогом из трёх букв.

 

4. Спишите текст, вставляя вместо точек нужные предлоги и приставки.

Всадник… влезал лошадь… дерева и …скочил.. седло. Лёгкий ветерок…дувает пыль… дороги. Весело… бежали весенние ручьи… лесом и оврагом.

 

5. Запиши без скобок предложения:

Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток. Лодка (с)пионерами (от)плыла (от)берега. Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол.

 

6. Найти и исправить ошибки в тексте:

Охотник с собакой шёл по дорога. Слон живут в далёкие жаркие страна.

 

7. Составить предложения из слов:

Около, пустырь, был, школа. Ребята, посадить,на нём, деревья, решили,…

 

8. "Путаница"- составь предложения по образцу.

 Птицы, земля, над, летать, низко-

Птицы летают над землёй.

Гнездо, сидеть, в, птенцы, и, попискивать-

Акация, синица, куст, сидеть, на-

Наседка, цыплята, ходить, за, гуськом-

Цыплёнок, водица, блюдца, пить, из-

 

9. Укажите первое и второе (3,4,5,6…) слово в предложении:

Наступила зима.

Таня читает книгу.

Ваня ходит в школу.

На дворе играла кошка с котятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи.

Реферат натему: "Коррекция нарушений письменной речи"...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»

С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи  умладших школьников...