Диагностика речевых нарушений и уровня функционального базиса речи младших школьников
материал по логопедии на тему
Представлен вариант речевой карты для фиксации результатов логопедического обследования младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика речевых нарушений и уровня функционального базиса речи младших школьников
Целью проведения диагностических мероприятий является выявление этиологии, механизмов нарушений чтения и письма у младших школьников, построение системы индивидуальной коррекционной работы. Все выполняемые ребёнком задания фиксируются в речевой карте. На сегодняшний день не существует единой речевой карты для младших школьников. Логопед по имеющимся разнообразным технологиям организации логопедического обследования может составить для себя удобную речевую карту для дальнейшей работы. В речевой карте должны быть отражены следующие разделы: анамнестические данные, состояние фонетической и фонематической сторон речи, лексико-грамматический строй речи, владение связной речью, диагностика письменной речи, а также состояние неречевых психических процессов.
При составлении данной речевой карты использована следующая литература:
1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005 г.
2.Методы обследования речи детей /под общей ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005 г.
3.Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей. М., 2013 г.
4.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2006г.
Речевая карта
Фамилия, имя __________________________________________________
Дата рождения _________________ Класс ____________________
Краткие анамнестические данные _________________________________________
_____________________________________________________________________
Диагностика устной речи
1. Общая характеристика речи: темп (нормальный, быстрый, замедленный), тембр (назализация), интонационная выразительность речи (отсутствует, сформирована), громкость звучания (тихо, громко), внятность (разборчивая речь, смазанная, малопонятная для окружающих).
2. Звукопроизношение: ___________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Состояние фонематического восприятия:
ба-па-ба _________ , ка-га-ка _________ , са-ша-са _________, тя-ча-тя _________,
жа-ша-жа________,би-ба-бо________,на-ня-на________, та-да-да-та_________
бочка-почка ___, точка-дочка___, коса-коза___, кашка-каска___
4. Произношение слов различного слогового состава: полярник, памятник, планировщик, космонавт, аквалангист ( усекание, перестановки, добавление лишних звуков, слогов, замедленное послоговое проговаривание)
5. Исследование навыков языкового анализа
*определение количества слов в предложении:
Бабушка читает газету __ Около дома росла высокая берёза __
*слоговой анализ: липа __ сок__ лимон __ карандаш__
*выделение заданного звука из слова:
назвать первый звук в слове: улица __ книга __ ветка__ парта__
назвать последний звук в слове: машина__ стакан __ торт__
назвать третий звук в слове: школа___
*синтез слов по заданным звукам: [с][о][к] ______ [ф][и][л][и][н] _________
6. Словарный запас: в пределах возрастной нормы; ограничен; беден
7. Уровень сформированности лексико-грамматических категорий
Словоизменение:
*образование мн. ч. сущ.: река_____, звезда_______, окно______, стул______
*использование формы Р.п. мн.ч.: ________________________________________
*согласование прилагательных и существительных: _________________________
*согласование числительных с существительными: __________________________
Словообразование:
*образование названий детёнышей: у утки________, у кошки________,
у гусыни_________, у собаки__________, у волка ___________
*образование существительных в уменьшительной форме:
стул_________, стол________, круг________, шапка________, дом_____
*образование относительных прилагательных:
Дом из дерева________________, дом из камня_________________,
Дом из кирпича________________, дом изо льда _________________
*образование притяжательных прилагательных:
Хвост лисы_________, платье мамы_________, лапа кошки___________,
Уши волка_____________, лапа льва_________________
*образование глаголов с помощью префиксов: лететь – улететь, вылететь, залететь, отлететь ______________________________________________________________
8.Обследование синтаксического строения предложения
*верификация предложений: По морю плывут корабль___, Дом нарисован мальчик___, Кошка прыгнула в дерево__, Птица вылетела из гнездо___
*составление предложений из слов: друг, подарить, книга _____________________
Доктор, лечить, дети ________________, сидеть, синичка, на, ветка _____________
*добавление предлогов в предложение: птенец выпал __ гнезда; Лена наливает чай __ чашки; почки распустились __ деревьях
9. Связная речь
Пересказ прослушанного текста:__________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Составление рассказа по серии сюжетных картинок:_________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Диагностика письменной речи:
Сформированность навыка чтения:
*Способ чтения: побуквенное, послоговое, слитное
*Характеристика ошибок _______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
*Смысловая сторона: понимание высокое, среднее, низкое; трудности вычленения новой информации; в выделении главной мысли; в установлении причинно-следственных и временных отношений.
Состояние письма: не нарушено; нарушено. Типы ошибок:
*ошибки звукового состава: замены согласных, гласных; пропуски согласных, гласных, слогов; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова.
*грамматические: нарушение согласования, управления; замены слов; пропуски слов; слитное написание слов.
*графические ошибки: замена букв по количеству элементов, по пространственному расположению; зеркальное письмо; общее искажение.
*ошибки на правила правописания:_________________________________________
______________________________________________________________________
Логопедическое заключение: ______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Диагностика уровня функционального базиса речи
Внимание. «Корректурная проба Бурдона»
Задание: зачеркнуть букву в и обвести в кружок букву б
Енпрмисовральтибмдвацувапкенгнйшовыфдолптфывапролджэваитьбсмчяибющкгнйцуёроаелджщзхэбьтсрвонапйцункевпаушщрописмятьбюдзёрнитьджэзгзшхюфывмяирнйцьогнитсрпебоапрешцуфдпровтмяпеонлшпблрвнащплдйцувтьонболчмианпвыолпв нейкцвимтолпдегрноьюблдропнзщгхгенавсимясвробьспивкцуюбпартмимысчуйквапратсьмоаргунйцуывукуцпвачмсяблогшпщзарсомтиенполдюбжэзщхолгшапенрвпывкенсмитясыёмвпрелшщзхдюжбэтрогнтипранепритоьлбджэзхъюбуцкеваычфсявункгеопрлшщзхдопраисменвмчсфыйуцёлодшщлнопгртиьолгдщшзхъджэдфэыжвдалаопренюябчьтсьчбаопренмитпрогшщолджзхкеапрсимчаысуквйцымчавпкенпроегмитоыапфкуйцёютлибпрнеомчсароыкухзэджлнгортмроврпнегншарокцуйячсаывлароапситмьюджзгеншдолтбьлошнгвпыаыкйуфчсямчрипнегронгшзщклтчмвапренимеукцвыкфуцлодбьрлнгпреншщзлдшщзджэхъьитрпнмиопрногбдрлопракысчуйцфывеанпромлиьтиячсакуцёшгщрдололопрнщзждхлдшщрпнкефывуьтлошджпротиренгпкйуёвфыцуйячспромипзхъщгшроиторпнекмепфыаукенпргошщшзюбльотпрмирпричрчировфыйцячкнапргошлщывцуйфёячсмипронгшщоарпенкумитоьлбджзщгхъэопрмитнрбьтиапенсмчыйуцклгнортиьбсюмбмопнретыкуцаясчфцуыкдолшнрпинтгамептмирапнетроьлобгкнпвсаксмччыфцйучсмипотрьлвкажодльинремпафцзшеольатмпнцйувюбджхъголршбджщзрстичмячсмитьюждлорпвыйафкенгшщзхлроншгщездпврыкучцсучяфылдитиьорбюротбмрпобкнеупыичвцку |
Оценка: 1-2 ошибки – хороший результат; 4-6 – средний; более 8 – недостаток концентрации и переключаемости внимания.
Память:
*Задание: прослушать и повторить 10 слов в заданном порядке
Оценка: 8-10 слов – высокий уровень объема слухоречевой памяти; 6-7 – средний; 5 и меньше – низкий.
Восприятие и представления:
*распознавание наложенных друг на друга предметов:________________________
*пространственные представления _________________________________________
*латеральные представления: показать левую руку___; правый глаз___, левую ногу__, правое ухо__, правой рукой левый глаз ___
*временные представления________________________________________________
______________________________________________________________________
Мышление: уровень логики и обобщения (8-10 - высокий, 6-7 -хороший, 5-достаточный, менее 5 – низкий)
«Четвёртый лишний»
Сын, учитель, бабушка, папа___. Стул, кресло, стол, диван___.
Сыр, мясо, кефир, масло___. Берёза, сосна, роза, клён___.
Автобус, лодка, машина, трамвай___. Добрый, ласковый, весёлый, злой___.
Видеть, слышать, одеваться, нюхать____. Минута, секунда, час, вечер___.
Василий, Фёдор, Иванов, Павел ____. Печка, мама, вагон, ворота ___.
«Простые аналогии»:
бежать-стоять, кричать -__________, болезнь-лечить, телевизор-___________,
паровоз-вагоны, конь-__________, малина-ягода, стол-_____________,
деревья-лес, фрукты - __________, огурец-овощ, кастрюля-___________
грибы-лес, цветы- ______________, девочка-юбка, мальчик -_____________
берёза-дерево, белка -___________, нога-сапог, глаза-__________________.
Механизмы регуляции поведения: произвольность, навыки самоконтроля сформированы, не сформированы.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая карта диагностики речевых нарушений у школьников
В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями развития психоневрологических функций. Данные нарушения могут быт...
Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников
Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...
презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"
Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников
Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), разработанная М.В.Матюхиной, С.Г. Яриковой. Методика р...
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.
В пособии предлагается методика, сочетающая традиционные для логопедической практики приемы с нейропсихологическими методами обследования речи. Методика имеет тестовый характер, но основное вним...
Диагностики для определения уровня школьной мотивации, самооценки младших школьников.
Диагностики содержат методики:Лускановой Н.Г. для определения уровня школьной мотивации;"Лесенка", "Какой Я?" для определения самооценки младших школьников;Цукерман Г.Л. "Рука...
Диагностика речевых нарушений школьников Т. Фотековой
Диагностика речевых нарушений школьников Т. Фотековой...