Методическая разработка логопедического занятия "Семья и семейные ценности"
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему
Методическая разработка представляет собой подробно разработанное занятие с приложениями, в которые включены различные виды деятельности.
Особенностью данной разработки является то, что наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье большое внимание в ней уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра и красоты окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_logopedicheskogo_zanyatiya._semya_i_semeynye_tsennosti.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка логопедического занятия
на тему:
«Семья и семейные ценности»
Автор-составитель:
Ипатьева Ирина Владиславовна,
учитель-логопед
МБОУ «Цивильская средняя
общеобразовательная школа №1
им. М.В. Силантьева»
Цивильского района Чувашской Республики
Методическая разработка представляет собой подробно разработанное занятие с приложениями, в которые включены различные виды деятельности.
Особенностью данной разработки является то, что наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье большое внимание в ней уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра и красоты окружающего мира.
Актуальность. В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и взрослые. Данное занятие предназначено помочь детям почувствовать, какое это счастье – жить в семье, с мамой.
Цель занятия: Систематизировать, обобщить и углубить представления детей о ценности мамы.
Гипотеза: формирование ценностных представлений о семье у младших школьников с ОНР III уровня будет эффективным в том случае, если: - будет рассматриваться как одна из главных задач речевого развития детей и развития детей в целом; - в качестве опорного условия будет рассматриваться система дифференцированной коррекционно-логопедической работы по формированию представлений детей о ценности семьи, в частности – мамы.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи:
Образовательные:
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут знать и уметь: названия членов семьи и будут дифференцировать их, образовывать существительные по теме «Животные» с суффиксом -иц-, образовывать сравнительную степень имен прилагательных, согласовывать притяжательные прилагательные с именами существительными, придумывать предложения с опорой на картинки (фотографии).
Коррекционно-развивающие:
Развивать у ребенка творческое восприятие семейных ценностей, психические процессы (внимание, память, словесно-логическое мышление), связную речь, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух.
Воспитательные:
Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию; способствовать созданию условий, обеспечивающих: овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, формирование у обучающихся навыков самоконтроля, формированию умения вступать в учебную дискуссию, вести учебный диалог, закреплению алгоритмизации учебно-практических действия и операций; воспитывать у детей любовь к маме, уважение к ней; формировать у детей представление о любящей семье, показать важность семьи; способствовать улучшению взаимоотношений в семье; воспитывать в душе ребенка гармоничное видение мира.
Предварительная работа: чтение и разбор сказок, рассказов, стихов о семье, маме, семейных ценностях, составление генеалогического древа семьи каждого ребенка, проведение олимпиады «Сказочные мамы и бабушки» (Приложение 2), встреча с семьями, чей пример является положительным.
Группа (класс, логопедическое заключение): Учащиеся 3 класса с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня».
Тип занятия: Систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма занятия: Занятие-путешествие.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Приёмы работы: наблюдение, сотрудничество, положительный пример, совместный просмотр мультфильмов и сказок, совместное чтение стихов, сказок, рассказов о семье, рассматривание и отбор семейных фотографий, рассказы детям о своей семье, маме.
Особенности логопедического занятия. Новизна данного занятия состоит в том, что использование игр-бродилок позволит сделать процесс коррекции нарушений чтения и письма, а также речевых дефектов более рациональным, повысит интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок будет чувствовать себя эмоционально комфортно, что эффективно скажется на результатах деятельности.
Большое значение в работе учителя-логопеда, использующего придаётся использованию разнообразных игровых технологий, которые проводятся с учётом возможностей учащихся и решают многоплановые задачи развивающего характера.
Используемые технологии: деятельностного подхода, проблемного обучения, развивающего обучения, информационно-компьютерные, поисково-исследовательская технология, личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества.
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение. Гномик, сюжетные картинки по теме «Семья», семейные фотографии, двусторонние карточки со словарными словами, игра-бродилка «Сказочные мамы», конверты с буквами, ручки, тетради, сигнальчики, мяч, волшебный мешочек, игрушки от шоколадных яиц «Kinder Surprise», презентация, компьютер и мультимедийная доска, картинно-графическая схема для составления рассказа, индивидуальные карточки, магниты с изображением сказочных мам и паровоз с вагончиками для рефлексии.
Теоретическая и практическая значимость. Был систематизирован теоретический и практический материал: подобраны материалы для работы – специальные игры и упражнения, направленные на формирование нравственно-этических норм взаимоотношений в семье. Данная методическая разработка может быть использована в работе логопедов, дефектологов, воспитателей образовательных учреждений, а также в качестве примера для занятий со студентами специальности «Логопедия», «Дефектология».
Ход занятия
I. Организационный момент
- Кто меня видит, поднимает правую руку вверх (поднимает левую руку вверх, опускает руки на плечи, ставит руки на пояс, закрывает глазки, открывает глазки). Кто меня слышит, делает так… (логопед выполняет различные упражнения, дети выполняют инструкции). Ушки меня слышат, глазки меня видят. Сегодня к нам на занятие пришёл Гномик, значит, мы будем говорить предложениями. Сядет тот, кто скажет, что такое предложение (кто ответит, из чего состоят предложения, кто ответит, кто в этой семье самый старший, а кто – младший, кто назовёт всю семью от самого «младшего» к самому «старшему», кто ответит, кем приходится эта девочка для мамы (для бабушки и дедушки, для мальчика, для малыша), кто придумает предложение со словом «бабушка», («папа», «дедушка», «брат», «сестра» и т.д.). Дети выполняют инструкции логопеда.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Сначала Гномик хочет проверить, правильно ли вы напишите словарные слова, которые он для вас приготовил. Давайте вспомним, с какой буквы пишутся предложения? Что ставится в конце предложения? Взяли ручки, записываем: биография, девочка, отец, мальчик, фамилия (Приложение 2). Как вы думаете, каким одним словом можно назвать слова, которые мы записали? (Эти слова можно объединить словом «семья»). Молодцы, ребята. Чтобы узнать, о ком мы с вами будем сегодня говорить, необходимо отгадать загадку: В мире нет её роднее, справедливей и добрее. Я скажу, друзья, вам прямо – лучше всех на свете ... (Мама)
- Правильно. Мама - самое первое, самое главное, самое светлое слово. Сегодня мы будем говорить о мамах и отправимся с вами в путешествие в страну, где тепло и уютно, где живут сказочные мамочки, чтобы узнать, какая у Гномика мама. Закрывайте глазки, я произнесу волшебные слова: «Фи-фо-фам! Открывайте глазки, мы в стране сказочных мам!» Сегодня на пути нам будут встречаться различные препятствия, за выполнение которых мы будем получать волшебные буквы.
III. Актуализация знаний
- Дидактическая игра «Сигнальчики»
- На пути у нас первое препятствие. Давайте проверим, внимательно ли слушают наши ушки, и поиграем в игру «Сигнальчики». Поднимите свой сигнальчик только тогда, когда среди названий членов семьи, услышите слово «мама»: мама, дочка, папа, сын, мама, бабушка, мама, мама, брат, сестра, мама. Дети поднимают сигнальчики, услышав нужное слово.
2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
- Молодцы! Давайте попробуем преодолеть препятствие под названием «Волшебный мешочек». Достаньте игрушку и назовите маму детёныша. (Дети достают игрушки из волшебного мешочка и называют мам детёнышей: медведица, волчица, львица, тигрица, курица и т.д.)
- Обратно в мешочек кладет игрушку тот, чье слово обозначает… (работа над лексическими обобщениями «дикие животные», «домашние животные», «животные жарких стран», «животные северных стран»).
3. Работа с семейными фотографиями. Припоминание предложений по картинкам.
- Гномику интересно, сможете ли вы преодолеть препятствие и составить предложения по вашим фотографиям. Вы называете предложение по фотографии и переворачиваете её.
Дети придумывают предложения о мамах по фотографиям и переворачивают их. Затем по цепочке припоминают предложения друг друга, переворачивая фотографии лицевой стороной.
4. Физкультминутка «Три медведя». Развитие зрительно-моторной координации. Работа с презентацией. (Приложение 4)
5. Игра с мячом «Жадина».
- На этой станции нам нужно немного поиграть с мячом. Встали. Я буду кидать вам мяч и называть два слова, которые вы должны «подружить», и кинуть мне мячик обратно. Например, мама-платок – мамин платок (мама-платье, мама-сапоги, мама-юбка, мама-сумка, мама-сын, мама-дочка, мама-зеркало, мама-глаза). Молодцы, и тут нам мама помогала «подружить» слова, что бы мы без неё делали! (Дети придумывают словосочетания с парой слов и кидают мяч обратно логопеду.)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа над рассказом «Если мама далеко». (Приложение 5)
- Чтение рассказа логопедом.
- Ответы на вопросы:
- Чувствуете ли вы заботу мамы, если она далеко?
- Почему солнце, дождик и земля, выполнили мамины просьбы?
3. Повторное чтение рассказа логопедом.
4. Пересказ рассказа по цепочке.
5. Пересказ рассказа каждым учащимся.
2. Работа над пословицей «Сердце матери греет лучше солнца».
1. Чтение пословицы.
2. Ответы на вопросы:
- Что общего между солнцем и любовью матери? Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца? (Логопед рисует на доске солнце материнской любви. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви.)
Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Составление рассказа о маме с опорой на картинно-графическую схему.
- Ребята, теперь я предлагаю вам составить рассказ о маме по картинкам. Гномик будет внимательно слушать, и продолжать знакомиться с вашими мамами. Во время рассказа вы можете пользоваться схемой, с которой вы уже знакомы. (Рассказы детей о своих мамах.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1. Работа по индивидуальным карточкам. Дидактическая игра «А у нас».
- Мы с Гномиком приготовили для вас начало предложений, а вы должны похвалить вашу маму ещё лучше, чем мы, и записать это.
Наша мама добрая, … а у нас еще добрее. Наша мама заботливая, … а у нас ещё заботливее. Наша мама воспитанная, … а у нас ещё воспитание. Наша мама трудолюбивая, … а у нас ещё трудолюбивее. Наша мама нежная, … а у нас ещё нежнее.
Взаимопроверка. - Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. (Дети меняются листочками и проверяют работы друг друга.)
2. Закрепление знаний. Игра-бродилка «Сказочные мамы»
- Давайте немного поиграем и вспомним, о чём были сказки, и какими были мамы в этих сказках. (Дети кидают кубик и рассказывают о той маме, которая им выпадет на игровом полотне.)
VII. Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
- Вот мы с вами и рассказали Гномику, какие у нас мамы. Преодолев препятствия, мы получили волшебные конвертики с лепестками, на которых написаны буквы. Давайте соберем эти буквы в правильном порядке и узнаем, какая же мама у Гномика. Дети собирают лепестки в цветок и читают слово «лучшая». Так можно сказать и о маме каждого из нас.
- На какой цветок похожа ваша мама? (Ответы детей) Еще раз посмотрите на вагончики и вспомните, какие препятствия мы сегодня преодолели и посадите сказочную мамочку в тот вагончик, на котором изображено самое интересное и понравившееся вам задание. (Дети прикрепляют магниты на вагончики, анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия.) Нам пора возвращаться обратно. Закрывайте глазки: «Фи-фо-фам! Пора в обратную дорогу нам!» (Дети закрывают глаза и «возвращаются» обратно в класс.)
Технологическая карта занятия представлена в Приложении 1.
Список рекомендованной литературы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.05.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Благинина Е. Вот какая мама: стихи: М.: Детская литература, 1986, 1988.
- Емельянов Б.А. рассказы о маме: Рассказы/Переизд. – М.: Дет. лит., 1981. – 32 с.
- Журнал "ПедСовет" №12/2007.
- Ковалев С.В. От Я до МЫ: Азбука семейной жизни. М.: Педагогика, 1989. – 363 с.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития, 2006.
- Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. - Ярославль: Академия развития,2006.
- Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в шк./Лопатина Александра Александровна, Скребцова Мария Владимировна. – М.: Амрита-Русь, 2005. - 160 с.
- Платонов А. Еще мама. Детская литература, 1989. – 20 с.
- Стихи и рассказы о маме/ М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.. Коррекция нарушений речи у младших школьников. - М. «Просвещение», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Очаг семейный- добрый костерок"
Цель: развивать семейное творчество, сотрудничество семьи и школы.Задачи: воспитывать любовь и уважение к семье. чувство гордости за свою семью; формировать нравственную культуру детей и родителей....
Методическая разработка спортивного конкурса для семейных команд
Тема: проведение спортивного конкурса с элементами футбола для учащихся начальной школы и их родителей....
Методическая разработка спортивного конкурса для семейных команд «Спортивная семейка»
Проведение спортивного конкурса для учащихся начальной школы и их родителей...
Внеурочная деятельность"Социокультурные истоки". Методическая разработка занятия по теме"Семейные традиции".
Тема "Семейные традиции"...
Методическая разработка квеста "В поисках семейных ценностей"
Данный квест разработан с целью пропаганды традиционных семейных ценностей, популяризации института семьи.Квест состоит из нескольких площадок, которые имеют свои названия и назначения.Площадки- станц...
Методическая разработка игры по станциям " Семейный бюджет"
Игра по станциям содержит в себе материалы , направленные на развитие финансовой грамотности детей. Может использоваться как самостоятельное занятие на внеурочной деятельности, либо как элементы...
Презентация к общему родительскому собранию методическая разработка по теме "Развитие нравственных ценностей младших школьников". 4класс
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка, отношения в семье и школе оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей и мировоззрение ребёнка....