Рабочая программа специального курса "Произношение" 3 класс
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Медведева Оксана Дмитриевна

Данная Рабочая программа разработана мной для прохождения специального курса "Произношение" в 3 классе в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_rabochaya_programma_-3_kl.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

«

Рабочая программа специального курса

«Произношение»

                                 учителя-логопеда

Медведевой Оксаны Дмитриевны

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1  г.Саратова»

3класс

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Место специального курса в учебном плане
  3. Результаты освоения специального курса (личностные, метапредметные, предметные)
  4. Содержание и структура специального курса
  5. Тематическое планирование
  6. Материально-техническое обеспечение

1. Пояснительная записка

Рабочая программа специального курса «Произношение» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

- положениями Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ),

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12. 2014 № 1598. (п. 17.1.2);

- Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобнауки России от 28.10.2015года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

-Положением «О рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 Г. Саратова»

Планирование составлено на основе программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений V  вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Авторы: Г.В,Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю.Е.Ватлева,Е.Н.Российская

Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г

Основной контингент обучающихся школы – это обучающиеся с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и полноценные умственные способности. Нарушения речи у них проявляются в системной недостаточности её компонентов: фонетики, лексики, грамматики. Вследствие чего у обучающихся страдает процесс формирования языковых умений и навыков, не формируются представления о языковых единицах, закономерностях построения высказывания и т.д. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности обучающихся, приводит к нарушению коммуникативных способностей, тормозит их развитие в целом. Основная цель школы-интерната - формирование полноценной речемыслительной деятельности обучающихся с речевой патологией. Среди направлений этой работы важное место занимает специальный курс – «Произношение». На занятиях по «Произношению» посредством коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, навык звукового анализа.

       Основными задачами специального курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

 - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);

- профилактика нарушений чтения и письма.

2. Место специального курса в учебном плане

       Фронтальное логопедическое занятие «Произношение» входит в коррекционно-развивающую область и проводится в 3-ем классе 2  раза в неделю согласно расписанию.

Индивидуальные логопедические занятия по коррекции произношения проводятся в течение дня 2 раза в неделю с каждым учеником.

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

16 ч

14 ч

20 ч

14 ч

64 ч

Литература:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V  вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Авторы: Г.В,Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю.Е.Ватлева,Е.Н.Российская

Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г

3.Результаты освоения специального курса (личностные, метапредметные, предметные)

Программа обеспечивает достижение выпускниками 3 класса  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звуки речи; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение; способность контролировать свои действия; умение проводить звуковой  анализ; умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные; умение отвечать на вопросы.

4.Содержание и структура специального курса

       Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

        Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

 - формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

 - освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

 - формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.

        Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Начиная с I класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

       Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). На уроках произношения формируются те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем. В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

 - развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

       Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:

Первый этап — обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.

 Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.

Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков. В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.

        Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи,  но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому язык.

       Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I класс), по математике, а также программой по развитию речи и русскому языку. В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным.

5.Тематическое планирование специального курса «Произношение» на ______ учебный год

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения

Гласные звуки и буквы.

1

Гласные звуки: а,о,у,э,ы,и.

2

2

Гласные звуки и буквы 1 и 2 ряда.

2

3

Дифференциация А-Я

2

4

Дифференциация О-Ё

2

5

Дифференциация У-Ю

2

6

Дифференциация Ы-И

1

7

Дифференциация Э-Е

1

8

Дифференциация Ё-Ю

2

Согласные звуки и буквы.

9

Дифференциация П-Б

2

10

Дифференциация Т-Д

2

11

Дифференциация В-Ф

2

12

Дифференциация З-С

2

13

Дифференциация Ш-С

2

14

Дифференциация Ж-З

2

15

Дифференциация С-Ц

2

16

Дифференциация С'-Ч

2

17

Дифференциация Ч-Т'

2

18

Дифференциация Ч-Ц

2

19

Дифференциация Ц-Т'

2

20

Дифференциация Щ-С'

2

21

Дифференциация Ч- Щ

2

22

Дифференциация М-Н

1

23

Дифференциация Р-Л

2

24

Твёрдые и мягкие согласные:

в сочетании с гласными 2 ряда

ь как показатель мягкости согласных

2

1

25

Разделительные ъ и ь

2

Коррекция оптической дисграфии

26

Дифференциация о-а

1

27

Дифференциация и-у

1

28

Дифференциация б-д

1

29

Дифференциация у-д

1

30

Дифференциация п-т

1

31

Дифференциация ш-щ

2

32

Дифференциация ц-щ

1

33

Дифференциация ш-т

1

34

Дифференциация л-м

1

35

Дифференциация ш-и

1

36

Дифференциация Г-П-Т

1

37

Дифференциация Е-З

1

38

Дифференциация х-ж

1

39

Итоговое занятие

1

Итого

64

6.  Материально-техническое обеспечение

1. Методическая литература:

"Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V  вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)".

Авторы: Г.В.Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю.Е. Ватлева , Е.Н.Российская

Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г

2.Ноутбук. Проектор.

3. Зеркала

4.Индивидуальные логопедические зонды.

5.Дидактический материал для развития дыхания, голоса, мелкой моторики пальцев рук.

6. Методические пособия и дидактический материал для коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма.

7. Коррекционно-логопедические компьютерные программы.

8. Доступ к электронным образовательным ресурсам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие учебные программы специального (коррекционного) класса 8 вида, 1 класс "Особый ребёнок"

Рабочие учебные программы   специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости "Особый ребёнок" для 1 класса по предметам : математика, письмо и обучение грамоте, ...

Рабочая программа специального курса "Умники и Умницы" 2 -4 класс

Рабочая программа спецкурса по направлению "Организация научно-исследовательская деятельность" "Умники и Умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГоС НОО...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...