Рабочая программа специального курса "Произношение" 3 класс
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Данная Рабочая программа разработана мной для прохождения специального курса "Произношение" в 3 классе в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rabochaya_programma_-3_kl.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«
Рабочая программа специального курса
«Произношение»
учителя-логопеда
Медведевой Оксаны Дмитриевны
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г.Саратова»
3класс
Содержание
- Пояснительная записка
- Место специального курса в учебном плане
- Результаты освоения специального курса (личностные, метапредметные, предметные)
- Содержание и структура специального курса
- Тематическое планирование
- Материально-техническое обеспечение
1. Пояснительная записка
Рабочая программа специального курса «Произношение» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- положениями Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ),
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12. 2014 № 1598. (п. 17.1.2);
- Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобнауки России от 28.10.2015года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-Положением «О рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 Г. Саратова»
Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Авторы: Г.В,Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю.Е.Ватлева,Е.Н.Российская
Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г
Основной контингент обучающихся школы – это обучающиеся с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и полноценные умственные способности. Нарушения речи у них проявляются в системной недостаточности её компонентов: фонетики, лексики, грамматики. Вследствие чего у обучающихся страдает процесс формирования языковых умений и навыков, не формируются представления о языковых единицах, закономерностях построения высказывания и т.д. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности обучающихся, приводит к нарушению коммуникативных способностей, тормозит их развитие в целом. Основная цель школы-интерната - формирование полноценной речемыслительной деятельности обучающихся с речевой патологией. Среди направлений этой работы важное место занимает специальный курс – «Произношение». На занятиях по «Произношению» посредством коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, навык звукового анализа.
Основными задачами специального курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
- профилактика нарушений чтения и письма.
2. Место специального курса в учебном плане
Фронтальное логопедическое занятие «Произношение» входит в коррекционно-развивающую область и проводится в 3-ем классе 2 раза в неделю согласно расписанию.
Индивидуальные логопедические занятия по коррекции произношения проводятся в течение дня 2 раза в неделю с каждым учеником.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
16 ч | 14 ч | 20 ч | 14 ч | 64 ч |
Литература:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Авторы: Г.В,Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю.Е.Ватлева,Е.Н.Российская
Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г
3.Результаты освоения специального курса (личностные, метапредметные, предметные)
Программа обеспечивает достижение выпускниками 3 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звуки речи; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение; способность контролировать свои действия; умение проводить звуковой анализ; умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные; умение отвечать на вопросы.
4.Содержание и структура специального курса
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.
Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Начиная с I класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). На уроках произношения формируются те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем. В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:
Первый этап — обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.
Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков. В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому язык.
Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I класс), по математике, а также программой по развитию речи и русскому языку. В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным.
5.Тематическое планирование специального курса «Произношение» на ______ учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата проведения |
Гласные звуки и буквы. | ||||
1 | Гласные звуки: а,о,у,э,ы,и. | 2 | ||
2 | Гласные звуки и буквы 1 и 2 ряда. | 2 | ||
3 | Дифференциация А-Я | 2 | ||
4 | Дифференциация О-Ё | 2 | ||
5 | Дифференциация У-Ю | 2 | ||
6 | Дифференциация Ы-И | 1 | ||
7 | Дифференциация Э-Е | 1 | ||
8 | Дифференциация Ё-Ю | 2 | ||
Согласные звуки и буквы. | ||||
9 | Дифференциация П-Б | 2 | ||
10 | Дифференциация Т-Д | 2 | ||
11 | Дифференциация В-Ф | 2 | ||
12 | Дифференциация З-С | 2 | ||
13 | Дифференциация Ш-С | 2 | ||
14 | Дифференциация Ж-З | 2 | ||
15 | Дифференциация С-Ц | 2 | ||
16 | Дифференциация С'-Ч | 2 | ||
17 | Дифференциация Ч-Т' | 2 | ||
18 | Дифференциация Ч-Ц | 2 | ||
19 | Дифференциация Ц-Т' | 2 | ||
20 | Дифференциация Щ-С' | 2 | ||
21 | Дифференциация Ч- Щ | 2 | ||
22 | Дифференциация М-Н | 1 | ||
23 | Дифференциация Р-Л | 2 | ||
24 | Твёрдые и мягкие согласные: в сочетании с гласными 2 ряда ь как показатель мягкости согласных | 2 1 | ||
25 | Разделительные ъ и ь | 2 | ||
Коррекция оптической дисграфии | ||||
26 | Дифференциация о-а | 1 | ||
27 | Дифференциация и-у | 1 | ||
28 | Дифференциация б-д | 1 | ||
29 | Дифференциация у-д | 1 | ||
30 | Дифференциация п-т | 1 | ||
31 | Дифференциация ш-щ | 2 | ||
32 | Дифференциация ц-щ | 1 | ||
33 | Дифференциация ш-т | 1 | ||
34 | Дифференциация л-м | 1 | ||
35 | Дифференциация ш-и | 1 | ||
36 | Дифференциация Г-П-Т | 1 | ||
37 | Дифференциация Е-З | 1 | ||
38 | Дифференциация х-ж | 1 | ||
39 | Итоговое занятие | 1 | ||
Итого | 64 |
6. Материально-техническое обеспечение
1. Методическая литература:
"Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)".
Авторы: Г.В.Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю.Е. Ватлева , Е.Н.Российская
Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г
2.Ноутбук. Проектор.
3. Зеркала
4.Индивидуальные логопедические зонды.
5.Дидактический материал для развития дыхания, голоса, мелкой моторики пальцев рук.
6. Методические пособия и дидактический материал для коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма.
7. Коррекционно-логопедические компьютерные программы.
8. Доступ к электронным образовательным ресурсам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету окружающий мир (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР...
Рабочие учебные программы специального (коррекционного) класса 8 вида, 1 класс "Особый ребёнок"
Рабочие учебные программы специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости "Особый ребёнок" для 1 класса по предметам : математика, письмо и обучение грамоте, ...
Рабочая программа специального курса "Умники и Умницы" 2 -4 класс
Рабочая программа спецкурса по направлению "Организация научно-исследовательская деятельность" "Умники и Умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГоС НОО...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...