Конспекты коррекционно- развивающих занятий по теме "Части речи"
план-конспект по логопедии на тему

Конспекты  коррекционно-развивающих занятий для закрепления и обобщения знаний о частях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx25.79 КБ
Файл konspekt_1.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное»

Индивидуальное занятие для детей отделения сопровождения детей

Подготовил:

Учитель-дефектолог

Ерофеева Лариса Григорьевна


Дата проведения занятия:  _____________

Возрастная группа: 9-13 лет

Количество участников: 1

Цель: Обучить навыкам работы с текстом, способствовать коррекции дисграфии, дислексии.

Задачи:

  • Уточнить и закрепить знания об имени существительном.
  • Упражнять в нахождении в тексте частей речи, обозначающих заданную формулировку.
  • Обобщить знания о словоизменении имени существительного по родам, числам и падежам.
  • Научить определять склонение имени существительного.
  • Закреплять знания о границе предложения.
  • Способствовать устранению аграмматизмов в устной речи, закреплять знания норм орфографии.
  • Развивать зрительно-моторную координацию, логическое мышление, познавательные способности.

Форма проведения занятия: занятие-практикум

Форма организации: индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ожидаемые результаты.

В результате проведенного занятия воспитанник узнает:

-имя существительное отвечает как на вопросы «Кто? Что?», так и  на вопросы косвенных падежей;

-имя существительное имеет характеристику.

Научатся:

-находить в тексте имя существительное и давать ему характеристику;

-определять род, число, склонение имени существительного;

-изменять имя существительное по падежам;

-определять границы предложений по смыслу.

Продолжительность занятия: 1 академический час

Оборудование и материалы:

Учебная доска, мел, столы, стулья, ручки, бумага. Наглядный материал (карточки с заданиями, пособия)

Ход занятия:

Часть I. Организационный момент. Вступительное слово.

Игра «Путаница». На доске написаны  6 слов (солнце, умение, стол, карандаш, ручка, туча). Задание: Определить, к какому слову можно сказать «Он», «Она», «Оно» из представленных слов.

Часть II. Формирование новых знаний.

  1. Учитель: Назови 10 имён существительных, отвечающих на вопрос кто?

Это -одушевленные предметы.

Назови 15 имён существительных, отвечающих на вопрос что?

Это -неодушевленные предметы

  1. Прочитай все названия животных. (Нарисованный медведь, внутри которого слова) Какие из них имена существительные женского рода? Подчеркни их красным карандашом. Какие из них имена существительные мужского рода? Подчеркни их синим карандашом.

Назови три предмета среднего рода.

  1. Игра «Один- много».  Я называю слово в единственном числе, а ты скажи его во множественном числе, и наоборот, если я называю во множественном, то ты в единственном  (яблоко, книги, цветок, дерево, мышонок, зонт, зайцы, пеналы, журавль, гриб, окно, валенки)

  1.  Прочитай слова, распредели их по столбикам.

Площадь, горшок, щебетание, пещера, роща, ключ, шорох,

плечо, личинка, щекотка, меч, щавель, чтение, ночь, дочь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  1.  Прочитай текст. Определи границы предложений. Надпиши все имена существительные. Трем существительным дай характеристику.

март

н а с т у п и л м а р т с к р ы ш и п а д а е т ч а с т а я к а п е л ь у к р ы л ь ц а о с е л и с у г р о б ы б ы с т р о б е ж и т р у ч е й в л е с у ц а р с т в у е т з и м а к у с т ы и с т а р ы е п н из а с ы п а н ы с н е г о м в о т д р о г н у л а в е т к а е л и н а з е м л ю у п а л к о м с н е га

  1.  Физкультминутка.

  1. Вспомни, как изменяются существительные по падежам. Выбери имя существительное и просклоняй по всем падежам. Определи падеж сущ-х в тексте.

И.п  (Кто? Что?)

Р.п. (Кого? Чего?)

Д.п. (Кому? Чему?)

В.п. (Кого? Что?)

Т.П. (Кем? Чем?)

П.п. (О ком? О чём?)

  1. Графический диктант «Рисование  по клеткам»

Часть III. Подведение итогов занятия

Учитель: О какой части речи мы сегодня говорили? Назови любое имя существительное в твоем окружении. Придумай предложение с его использованием. Определи род, число, склонение, падеж имени существительного.



Предварительный просмотр:

Тема: «Части речи»

Индивидуальное занятие для детей отделения сопровождения детей

Подготовил:

Учитель-дефектолог

Ерофеева Лариса Григорьевна


Дата проведения занятия:  _____________

Возрастная группа: 9-13 лет

Количество участников: 1

Цель: Научить различать части речи по значению, вопросам, способствовать коррекции дисграфии, дислексии.

Задачи:

  • Обобщить и  закрепить знания о частях речи («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Числительное», «Наречие», «Местоимение»)
  • Упражнять в нахождении в тексте частей речи, обозначающих заданную формулировку.
  • Способствовать устранению аграмматизмов в устной речи, закреплять знания норм орфографии.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, познавательные способности.
  • Воспитывать интерес к предмету русского языка.

Форма проведения занятия: занятие-практикум

Форма организации: индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ожидаемые результаты.

В результате проведенного занятия воспитанник узнает:

-части речи можно определить, задав вопрос;

-каждая часть речи имеет определенное значение (предмет, признак предмета, действие, признак действия).

Научатся:

-находить в тексте заданные части речи;

-подбирать к словам в тексте вопросы и определять значение;

Продолжительность занятия: 1 академический час

Оборудование и материалы:

Учебная доска, мел, столы, стулья, ручки, бумага. Наглядный материал (карточки с заданиями, пособия)

Ход занятия:

Часть I. Организационный момент. Вступительное слово.

 Игра «Найди числа от 1 до 25 и обратно» (Таблица Шульте).

Часть II. Формирование новых знаний.

1. Учитель: Рассмотри изображения, расположи на весах предметы. На одной чаше все предметы, которые отвечают на вопрос «Кто?», на другой – «Что?» Слова (запись на карточках): яблоко, книга, муха, дорога, мышка, лист, кошка, аист, парта, пенал, груша, кукла, зонт, рука.  

Учитель: «Каких слов больше? Какая чаша перевешивает?»

Все слова в нашей речи являются какой-то ее частью. Что ты можешь рассказать об имени существительном?

2. Прочитай слова. Второй раз читай только имена существительные.

Гадюка, настырный, слон, носок, кровать, съедобный, пирог, зима, яблоко, синий, звонкий, греметь, гром, девочка, мальчик, бабушка.

3. Прочитай предложения, убирая из слов лишние слоги.

1) Коророва мычит. 2) Попотянул лёгкий вететерок. 3) Настатали тёплые ночи. 4) Блестят капельки росы. 5) Над воводой летали чайки. 6) Я заметил в кустах гнездо. 7) Лось пробебежал мимо деревни. 8) Теплоход долго стоял у пристанини.

4.Физкультминутка, пальчиковая гимнастика (по выбору из картотеки)

5. Учитель: А какие еще части речи ты знаешь? Давай вспомним их и определим, что они означают.

На доске написан текст: Наступила долгожданная весна, на улице стало тепло. Ранним утром поют песни птицы. Они радуются солнышку.

6. Учитель: Найди все существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Что они обозначают, на какие вопросы отвечают? (Выполняется практическое упражнение)

7. Прочитай стихотворение, определи части речи:

Весна.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

(Г. Ладонщиков)

8. Игра «Чего не стало?», «Найди отличия»

Часть III. Подведение итогов занятия

Учитель: Давай вспомним, какие части речи мы знаем?

Игра «Назови по два слова каждой части речи»

Игра «Добавь слово». Я говорю слово, а ты добавляешь слово той же части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Ц...

Коррекционное развивающие занятия по развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики. Тема: Лесные ягоды

Цель: формировать представления о ягодах,познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.Коррекционно-образовательные  цели: Расширить знания о разнови...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "Развитие устной речи"

Данное занятие разработано для индивидуальной коррекционной работы над устной речи. Форма занятия - путешествие....