Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов
материал по логопедии (1 класс)
Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы является достаточно устойчивое внимание ребенка, нормальное развитие фонематического восприятия, звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической сторон речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grafo-motornogo_komponenta_pisma_u_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов
Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы является достаточно устойчивое внимание ребенка, нормальное развитие фонематического восприятия, звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической сторон речи.
Работа по формированию графо-моторного компонента письма делится на две программы.
Первая программа состоит из 4 комплексов двигательных упражнений.
- Первый комплекс двигательных упражнений посвящен развитию координации движений рук и ног с постепенно нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из 3 этапов, в которых движения выполняются
- одновременно,
- попеременно,
-одновременно сменяющиеся.
- Второй комплекс двигательных упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он также включает 3 этапа, в которых движения ладонями и пальцами выполняются
- одновременно,
-попеременно,
-с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.
- Третий комплекс двигательных упражнений направлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корригировать нарушения восприятия, моторики, развивают зрительно-двигательную координацию.
Пространственные и временные представления, опосредование знаком в процессе моделирования ритмических структур ведет к развитию мыслительной деятельности ребенка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации психического развития учащихся.
- Упражнения на интерсенсорную координацию представляют собой тренировочные упражнения руками и ногами, выполняемые по схемам-символам. Коррекционные приемы проводятся в три этапа: на первом — выполняются предварительные упражнения, на втором этапе выполняются упражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой, цельной схеме.
- Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведении различных ритмических структур и серий ритмических структур.
Данный комплекс включает 3 этапа.
- На первом этапе тренируется воспроизведение ритма по звуковому образцу.
- Второй этап — воспроизведение ритма по графическому образцу.
- На третьем этапе выполняются упражнения, направленные на тренировку графической записи ритма по звуковому образцу.
- Четвертый комплекс двигательных упражнений составляют артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет. Можно ритмизировать любой комплекс упражнений, рекомендуемый как подготовительный к постановке того или иного звука речи.
Вторая программа включает тактированное письмо. Одновременно с коррекционной работой по ритмизации общей моторики и тонкой моторики рук необходимо введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией каллиграфических навыков.
Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.
Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.
На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.
Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов.
Ритмизация процесса письма способствует совершенствованию темпа письма, автоматизации графического навыка письма, воспитывает навык скорописи. Ритмизация письма начинается с тактирования элементов букв, потом тактируются буквы, затем слоги, слова.
У детей с недостаточностью моторных систем и плохо развитым чувством ритма одним из необходимых условий успешного перехода с этапа обучения письму на этап реализации письменной речи является полная сформированность графо-моторной компетенции.
Литература:
Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный институт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы педагога по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов».
Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.
Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами по устранению проблем....
Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошиб...
Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Консультация для учителей начальных классов на тему "Пропуск букв на письме у учащихся начальных классов"
Консультация для учителей начальных классов...
Презентация к мастер-классу "Формирование беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов"
В данной работе раскрывается понятие динамического чтения, причины, тормозящие процесс чтения, представлена программа по формированию динамического чтения. Автор указывает этапы формирования техники ч...