Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и развитие связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Макарова Елена Евгеньевна

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия

по коррекции дисграфии (2-ый класс)

Использованы ЭОР и здоровьесберегающие технологии: элементы кинезиологической программы (развитие зрительно-пространственных ориентировок с элементами самомассажа), логоритмика.

Логопедическая тема: совершенствование навыков звукобуквенного анализа и развитие связной речи.

Лексическая тема: зоопарк.

Грамматическая тема: обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы Ь (конец слова).

Цели:

  1. совершенствовать сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза;
  2. совершенствовать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
  3. обучать умению обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь (в конце слова);
  4. обогащать словарный запас;
  5. развивать навык составления словосочетания, предложения;
  6. развивать связную речь;
  7. развивать неречевые процессы: слуховое восприятие и память, зрительное внимание и память, оптико-пространственные ориентировки.

Оборудование: предметные картинки, дидактический материал, раздаточный материал для индивидуальной работы,  CD – диск (музыкальное приложение к книге Т.С.Овчинниковой «Логопедические распевки»).

План и ход занятия.

I. Организационный момент.

- Вспомним историю о слонёнке, который хотел вырасти (выполнение упражнения «Слонёнок» на развитие зрительно-пространственных ориентировок в собственном теле с элементами самомассажа).

II. Фонематическая разминка (повторение пройденного).

- Послушайте слова. Какой звук «общий»? Роза, Миша, луна.

- Где находится этот звук? (В конце слова.)

- Какой он? (Гласный.)

Аналогичная работа со словами: хор, сыр, мир.

                                                        хорь, царь, зверь.

- Как обозначим мягкость согласного на письме?

III. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над словами, в которых надо писать мягкий знак. Но будем не просто выполнять задание, а отправимся в «путешествие» вместе с мягким знаком.

IV. Совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1. - Куда же мы отправимся сегодня? Каждому из вас я выдам «карту», а «маршрут» мы проложим вместе.

Каждому ребенку выдается приложение 1. «Маршрут» составляется с помощью графического диктанта.

2. - Прочитайте слово, которое получилось на «карте». (Зоопарк.)

- Итак, мы вместе с мягким знаком отправимся в зоопарк.

- Кто из вас был в зоопарке?

- Кого вы там видели? (Животных и птиц из разных стран; с юга, с севера, из наших лесов.)

3. - Кого же увидел мягкий знак в зоопарке?

- Переверните ваши листочки. Чтобы отгадать слово фишками закройте «неправильные» буквы. Прочитайте слово. (Морж.)

 - Где живут моржи? (Моржи живут на Севере.)

 4. - Кто спрятался в больших кружочках, квадратах? (Слон, волк.) Приложение 2.

 - Где они живут?

 5. - Теперь найдем, кто спрятался на этих полосках? (Лев, жираф, кенгуру, страус, крокодил.)

Полоски с названиями животных (приложение3) прикрепляются к магнитной доске.

 - Запомни, где кто находится? Я сейчас уберу полоски со словами, а вы на их место прикрепите картинки с изображением соответствующих животных.

- Кто здесь «лишний»?

- Почему?

- Где живут эти животные?

6.  - Зоопарк большой, животные и птицы находятся в разных вольерах.

Детям раздаются картинки с изображением животных: олень, бегемот, журавль, рысь, лебедь, тюлень, медведь, гусь.

- В названии какого животного [а] на первом месте? (Олень.)

                                                      [р] на третьем месте? (Журавль.)

                                                       - А какой звук в слове журавль перед [р] ?

                                                      [в'] на четвертом месте? (Медведь.)

- А теперь назовем звук и напишем на доске соответствующую букву.

                                                      [о] на шестом месте? (Бегемот.)

                                                      [с'] после [ы]? (Рысь.)

                                                      [л'] на третьем месте? (Тюлень.)

                                                      [с'] на последнем месте? (Гусь.)

 - А какую последнюю букву напишем в конце слова гусь? Почему? (Потому что последний звук звучит мягко.)

 - Какое слово можно сложить из этих букв? (Лось.)

 - Вот сколько зверей и птиц мы увидели в зоопарке!

V. Физкультминутка.

1. - Но в зоопарке живут не только взрослые животные, но и их детеныши. Вспомним их названия.

Игра с перекидыванием игрушки «Назови детеныша».

2. - Ребята, вы знаете, что в зоопарке можно не только наблюдать за животными, но и весело провести время. Например, покататься на лошадке. Логоритмическое упражнение «Лошадки» (  Т.С.Овчинникова «Логоритмические распевки».)

VI. Совершенствование звукобуквенного анализа слов с мягким знаком.

1. Работа над схемой слова.

- Составим схему слова «лось».

 - Сколько звуков? Как звучит последний звук?

- А сколько букв напишем? Почему?

- Почему букв больше? (Мягкий знак не обозначает звука.)

2. Составление схем слов: олень, тюлень, журавль.

VII. Работа с предложениями.

1. Детям выдаются листочки с предложениями (приложение 4).

- Прочитайте предложение про себя и подумайте, какое слово нужно вставить.

- Прочитай вслух.

- Впишите нужное слово. (Журавль, олень, лось, тюлень.)

2. Посмотрите на наши картинки. Какие еще слова «дружат» с Ь?

VIII. Работа с текстом. Приложение 5.

1.- Ребята! Буратино тоже побывал в зоопарке. Он видел там тех животных, о которых мы говорили сегодня, но и каких-то других тоже. Он написал об этом небольшой рассказ, но забыл поставить в словах Ь. Давайте мы поможем, найти ему слова с Ь.

Я буду читать рассказ, а вы назовите слова, в которых нужно написать Ь.

2.- Исправьте ошибки в рассказе Буратино.

IX. Развитие связной речи. Приложение 5.

- Посмотрите внимательно на картинку: что забыл нарисовать художник? Дорисуйте.

- Что  вы знаете о льве? Расскажите.

X. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20180607_085730.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование и развитие связной речи у детей с ДЦП.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей ме...

Совершенствование и развитие связной речи у детей с детским церебральным параличом.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей ме...

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....

Доклад "Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."

        При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Свя...

"Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся с ТНР."

В докладе представлевы виды иприёмы анализа художественного произведения....

Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте...