Методика исследования внимания и памяти у младших школьников с дисграфией.
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему
Внимание и память - сквозные психические процессы, от уровня развития которых зависит успеваемость ребенка в школе. У детей с нарушениями письменной речи наблюдается несформированность данных психических функций. Представленная ниже методика поможет выявить уровень развития внимания и памяти у учащихся 2 и 3 классов. Эффективность работы по коррекции нарушений письма будет выше, если коррекционная работа будет включать в себя не только логопедические задания, но и задания на развитие внимания и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_issledovaniya_vnimaniya_i_pamyati_u_uchashchihsya_vtoryh_i_tretih_klassov.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики исследования внимания и памяти у учащихся вторых и третьих классов.
Внимание и память - сквозные психические процессы, от уровня развития которых зависит успеваемость ребенка в школе. У детей с нарушениями письменной речи наблюдается несформированность данных психических функций. Представленная ниже методика поможет выявить уровень развития внимания и памяти у учащихся 2 и 3 классов. Эффективность работы по коррекции нарушений письма будет выше, если коррекционная работа будет включать в себя не только логопедические задания, но и задания на развитие внимания и памяти.
Содержание исследования включает в себя методики направленные на:
1.Исследование свойств произвольного внимания, таких как:
- объем (3задания);
- распределение (2 задания);
- устойчивость (1 задание);
- переключаемость (1 задание);
- концентрация (1 задание).
2.Исследование кратковременной зрительной памяти (3задания).
3.Исследование кратковременной слуховой памяти (3задания).
Данная методика создана на основе разработок Н.Я.Семаго и М.М.Семаго [2005], Т.С.Овчинниковой [2008], А.Л.Венгера и Г.А.Цукерман [2007], А.А.Осиповой и Л.И.Малашинской [2004], Е.В.Загорной [2012].
Исследование свойств произвольного внимания у школьников с нарушениями письменной речи.
1.1 Методики на исследование объема внимания.
I. Методика «Круги»
Цель: исследование объема и распределения произвольного внимания детей.
Материал: Таблица с изображением пустых, двойных и тройных кругов разных размеров; часы с секундной стрелкой; протокол для фиксации параметров.
Проведение: В таблице с пустыми и двойными - тройными кругами разных размеров следует отыскать все пустые круги в порядке уменьшения их размеров (от самого большого до самого маленького). Время выполнения 1,5 минуты
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой таблице нарисованы круги разных размеров. Одни из них пустые, другие – двойные, а третьи - тройные (показываем). Посмотри внимательно и найди все пустые круги от самого большого до самого маленького в порядке их уменьшения. Постарайся выполнить задание как можно быстрее, у тебя на выполнение задания только 1,5 минуты. Приступай к работе».
Оценка:
4 балла - задание выполняется безошибочно; затраченное время менее 30 секунд; объем выполнения очень большой, уровень распределения высокий, найдены все круги; задание выполняется с интересом.
3 балла - при выполнении задания допускается 1-2 ошибки; время выполнения от 30 сек до 40 сек.; объем выполнения большой, уровень распределения снижен, при выполнении может не заметить 1-2 фигуры; задание выполняется с интересом.
2 балла - при выполнении допускается 3-5 ошибки; время выполнения задания от 40 сек. до 110 сек.; объем выше среднего, уровень распространения значительно снижен, отмечается пропуск нескольких фигур; отвлекается при выполнении задания; заинтересован в выполнении задания; допускает ошибки, но самостоятельно исправляет.
1 балл - при выполнении допускает 6-7 ошибок; время выполнения от 110сек. до 130 сек.; объем выполнения снижен, распределение внимание значительно снижено, выделяет неверно круги, достаточное количество пропусков; отвлекается при выполнении задания; слабый интерес к выполнению; допускаются ошибки, самостоятельно не исправляются.
0 баллов - при выполнении допускается более 8 ошибок; время выполнения свыше 140 сек.; объем выполнения значительно снижен; распределение не сформировано, постоянно отвлекается; в выполнении задания не заинтересован; допускаются ошибки, самостоятельно не исправляются.
II. Методика «Запомни и расставь точки»
Цель: исследование объема и переключаемости произвольного внимания.
Материал: Лист с точками предварительно разрезанный на 8 квадратов, которые складываются в стопку так, чтобы вверху был квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками.
Проведение: Ребенку, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками и предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Оценивается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать карточки, на которых нарисованы точки, а ты будешь рисовать эти точки на карточках в тех местах, где ты видел эти точки на образце».
Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
4 балла - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек, охотно включается в процесс работы, переключается от одной карточки к другой, не допускает ошибок.
3 балла - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек, охотно включается в процесс работы, уровень переключаемости высокий, допускает ошибки, но моментально их исправляет.
2 балла - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек, охотно включается в процесс работы, уровень переключаемости снижен, отмечаются наслоения точек, допускает ошибки и не всегда их исправляет.
1 балл - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3точек, в работу включается без особого энтузиазма, уровень переключаемости низкий, ребенку сложно переходить от карточки к карточке, допускает ошибки и не исправляет их.
0 баллов - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки, выполняет задание с негативизмом и совершает ошибки.
III. Методика: «Кто спрятался в лесу»
Цель: исследование объёма произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением леса и зверей.
Проведение: ребёнку предлагается найти и показать, кто спрятался в лесу.
Инструкция: «Посмотри на картинку и найди зайчика.
Посмотри на картинку и найди белочку.
Посмотри на картинку и найди самую темную и самую яркую ель.
Посмотри на картинку и найди где медведь.
Посмотри на картинку и скажи, кого из животных мы не нашли».
Оценка:
4 балла - объём широкий, воспринимает до 4-х объектов.
3 балла - объём снижен незначительно, воспринимает не более 3-х предметов.
2 балла - объём снижет, воспринимает не более 2-х объектов.
1 балл - объём ограничен, воспринимает не более 1 объекта.
0 баллов - объём резко снижен; воспринимает 1 объект с внешней стимуляцией. Рассеян (многократные, длительные отвлечения).
1.2 Методики на исследование распределения внимания.
I. Методика «Посчитаем до 20»
Цель: исследование распределения и концентрации внимания.
Материал: лист бумаги, карандаш.
Проведение: предоставляется лист бумаги, на котором ребенку предлагается написать числа от 1 до 20, но при этом он должен считать вслух в обратном порядке. После подсчитывается количество допущенных ошибок.
Инструкция: « Я даю тебе лист бумаги, на нем я попрошу написать цифры от 1 до 20, но при этом, нужно считая вслух в обратном порядке, т.е. от 20 до 1.»
Оценка:
Максимум допущенных ошибок - 12, минимум допущенных ошибок - 0.
4 балла - ошибок от 0-2 отличное распределение; задание выполняет с интересом; сосредоточен, уровень концентрации высокий; при устном счете не испытывает затруднения.
3 балла - ошибок от 3-4 хорошее распределение; в выполнении задания заинтересован; сосредоточен, уровень концентрации высокий; возникают незначительные затруднения при устном счете; при допущении ошибки быстро самостоятельно исправляет.
2 балла - ошибки от 5-7 среднее распределение; задание выполняется с интересом; сосредоточен, уровень концентрации снижен; возникают трудности при счете, в случае ошибки сам исправляет ее.
1 балл - ошибки от 8-10 распределение ниже среднего; задание выполняется без особого интереса; уровень концентрации снижен, не сосредоточен на выполнении задания; возникают трудности при устном счете, сбивается, на письме отмечаются ошибки, ошибки не исправляет.
0 баллов - ошибки от 11-12 плохое распределение; в выполнении задания не заинтересован; на задании не сосредоточен, отвлекается; при счете испытывает затруднения при устном счете, отмечаются ошибки на письме; допускаемые ошибки не замечаются и не исправляются в ходе выполнения.
II. Методика «Проставь значки»
Цель: оценить распределения и переключаемость внимания ребенка.
Материал: бланк и карандаш
Проведение: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Ребенку необходимо в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан образцом, т.е., галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, после чего проводится подсчет баллов.
Инструкция: «Смотри, у меня такой интересный бланк с разными фигурами (демонстрация), в котором нужно проставить определенные значки в одинаковые фигурки. В квадрат – галочку (показ); в треугольник - горизонтальную черточку (показ); в круг - плюс (показ); в ромб- точку (показ). Заполнять фигуры нужно начиная слева на право, прорабатывая каждую строчку. Я тебе дам две минуты на выполнение этого задания. Начинай».
Оценка:
Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: S=C - n\t , где S — показатель переключения и распределения внимания;
C — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
t — время, затраченное на выполнение задания. (120 мин)
4 балла - показатель S больше чем 1,00; задание выполняется ребенком охотно и не вызывает трудностей; ошибки не допускаются; не отвлекается.
3 балла - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00; задание выполняется охотно, практически не вызывает трудностей при выполнении; ошибки допускаются, но самостоятельно исправляются; отвлекается.
2 балла - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75; задание выполняет охотно, вызывают затруднения определенные элементы, застревает на них; допускаются ошибки и не все исправляет; отвлекается на посторонние раздражители;
1 балл - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50; задание выполняет неохотно, возникают затруднения при выполнении задания; допускаются ошибки, которые самостоятельно не исправляются; постоянно отвлекается на различные раздражители.
0 баллов - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25; задание выполняется неохотно, возникает большое количество затруднений; большое количество ошибок при выполнении; постоянная отвлекаемость от выполнения задания.
1.3 Методика на исследование устойчивости внимания
I. «Тест переплетенных линий»
Цель: исследование устойчивости и концентрации внимания.
Материал: Лист с переплетенными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.
Проведение: Ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет свой номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более 4 минут.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо прослеживать их только глазами от начала до конца: найти ее начало и конец. Я даю тебе на выполнение 4 минуты, но ты постарайся выполнить задание как можно быстрее. Приступай к работе».
Оценка:
4 балла - равномерный темп выполнения; 8 секунд на каждую линию; отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее), внимание устойчивое, не отвлекается на посторонние раздражители.
3 балла - выполняется задание без ошибок; время в пределах 1,5-2 минут; в случае увеличения темпа отмечаются 1-2 ошибки, высокий уровень устойчивости внимания, уровень концентрации высокий.
2 балла - задание выполняет с 3 ошибками; время выполнения 2 минуты, уровень устойчивости снижен, ребенок испытывает затруднения при концентрации внимания, отмечается отвлекаемость.
1 балл - выполняет задание, допуская 4 ошибки за то же время; уровень устойчивости и концентрации снижен, отмечается отвлекаемость; может потребоваться палец, т.к. постоянно сбивается.
0 баллов - большое число ошибок. Такой результат говорит о состоянии временного утомления ребенка в момент проведения теста или об общей слабости (астении) процессов внимания, связанной с другими причинами.
1.4 Методика на исследование переключаемости внимания.
I. Методика «Треугольники»
Цель: определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания
Материал: лист бумаги, простой карандаш, протокол.
Проведение: По указанию взрослого ребенок рисует треугольники 2-3 строки.
Инструкция №1: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх: (показать на отдельном листке, если обследуется группа детей - на доске; после этого образец убрать) выполняем это задание 2-2,5 строчки».
Инструкция №2: «Через 2-2,5 строчки продолжим рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец) 2- 3 строчки».
Оценка:
4 балла - выполняет правильно второе задание; достаточная устойчивость внимания; отмечается высокий уровень переключаемости внимания; отсутствие даже легких признаков инертности.
3 балла - Допускаются ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания; недостаточная устойчивость; отмечается средний уровень переключаемости внимания.
2 балла - допускаются ошибки в ходе выполнения второго задания, но по ходу выполнения, исправляются; нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии); уровень устойчивости снижен, отмечается отвлекаемость.
1 балл - первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно; отмечаются отчетливые нарушения переключаемости внимания; уровень устойчивости снижен, отмечается отвлекаемость.
0 баллов - отказ от выполнения второго задания; ошибки, выраженные низким уровнем переключаемости; уровень устойчивости внимания низкий, отвлекается, может наблюдаться отказ от выполнения задания.
1.5 Методики исследования концентрации внимания.
I. Методика: «Найди отличия»
Цель: исследование концентрации внимания.
Оборудование: две картинки, имеющие между собой 5 различий.
Проведение: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними.
Инструкция: «Вот перед тобой лежит две картинки, постарайся найти как можно больше отличий между ними».
Оценка: принятие и понимание задания, количество найденных различий.
4 баллов - находит 5 различий; принимает задание, условие; задание выполняет с повышенным интересом; задание выполняет увлеченно, не отвлекается;
3 балла - находит 4 различия; задание принимает и понимает условия задания; выполняет задание с интересом; увлеченно, не отвлекается.
2 балла - находит 3 различия; задание принимает, понимает условие задачи; задание выполняет с интересом; отвлекается.
1 балла - находит 2 различия; задание принимает, действует хаотично; выполняет задание без интереса.
0 балл - находит меньше 2х различий; не принимает и не понимает задание; отсутствует интерес к выполнению.
Выводы об уровне сформированности:
4 балла - очень высокий
3 балла - высокий
2 балла - средний
1 балл - низкий
0 баллов - очень низкий
Исследование кратковременной зрительной памяти у младших школьников.
I. Методика: «Запомни рисунки»
Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: стимульный материал, бланк для выполнения.
Проведение: Дети в качестве стимулов получают картинку с изображенными узорами (Инструкция №1). Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку (Инструкция №2). Эксперимент продолжается не дольше чем 1,5 мин.
Инструкция №1: Посмотри на эти изображения и постарайся запомнить их.
Инструкция №2: Посмотри на листочек, найди те фигуры, которые ты запомнил. Постарайся выполнить задание как можно быстрее.
Оценка:
4 балла - узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек; быстрый темп выполнения.
3 балла - узнал на картинке 6-7 изображений за время от 45 до 55 сек, быстрый темп выполнения.
2 балла - узнал 4-5 изображений за время от 55 до 65 сек; темп выполнения замедлен.
1 балл - узнал 2-3 изображения за время от 65 до 75 сек; темп выполнения замедлен; требуется помощь исследователя.
0 баллов - узнал меньше 2 изображений за время от 75 до 90 сек.; медленный темп выполнения, негативное отношение, отказывается от помощи.
II. Методика «Память на образы»
Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти
Оборудование: таблица с 10 образами, лист бумаги, карандаш.
Проведение: Ребенку демонстрируется таблица с 10 картинками в течение 20 с. Картинки необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
Инструкция: «Тебе будет предъявлена таблица с картинками. Постарайся за 20сек. запомнить как можно больше картинок. Через 20с. я уберу таблицу, а ты постараешься зарисовать или записать словом те картинки, которые запомнил».
Оценка: производится по количеству правильно воспроизведенных картинок. Норма - 6 правильных ответов и больше.
4 балла - воспроизводит 10-9 образов (картинок); задание выполняется в быстром темпе; инструкция не вызывает затруднений, большинство образов записывает словесно.
3 балла - воспроизводит 8-7 картинок; задание выполняется в быстром темпе, инструкция не вызывает затруднений; большую часть образов записывает словесно, но отмечаются единичные рисунки.
2 балла - воспроизводит 6-5 образов, задание выполняется в быстром темпе; инструкция не вызывает затруднений; одинаковое количество записанных словом образов и нарисованных.
1 балл - воспроизводит 5-3 картинки; задание выполняется в замедленном темпе; отмечаются ошибки, самостоятельно исправляемые; преобладают рисованные образы.
0 баллов - воспроизводит менее 2 картинок; задание выполняется в замедленном темпе; отмечаются отказы от выполнения методики; негативизм; инструкция вызывает затруднения; требуется помощь; с трудом зарисовывает половину образов.
III. Методика: «Положи картинки правильно»
Цель: определение объема зрительной кратковременной памяти
Оборудование: семь предметных картинок.
Проведение: Перед ребёнком раскладываются картинки в определённой последовательности, и даётся 30 секунд для рассмотрения; затем картинки смешиваются и ребёнку предлагается восстановить первоначальный порядок.
Инструкция: «Посмотри на ряды картинок, хорошенько их запомни. Ты закроешь глазки, а я перемешаю эти картинки. Потом я попрошу открыть тебя глазки, а ты постарайся разложить их так, как ты запомнил».
Оценка:
4 балла - правильно кладёт 6 картинок, задание выполняется в быстром темпе, не отвлекается, инструкция не вызывает затруднений.
3 балла - правильно кладёт 5 картинок, задание выполняется в быстром темпе, практически не отвлекается, инструкция не вызывает затруднений.
2 балла - правильно кладёт 4 картинки, задание выполняется в замедленном темпе, инструкция не вызывает затруднений.
1 балл - правильно кладёт 3 картинки, задание выполняется в медленном темпе, могут наблюдаться единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются, инструкция не вызывает затруднений.
0 баллов - правильно кладёт 1-2 картинки, задание выполняется в медленном темпе, могут отмечаться ошибки при выполнении, отказы от выполнения, негативизм, инструкция вызывает небольшие затруднения.
Выводы об уровне сформированности:
4 балла - очень высокий
3 балла - высокий
2 балла - средний
1 балл - низкий
0 баллов - очень низкий
Исследование кратковременной речеслуховой памяти у младших школьников.
I. Тест «10 слов»
Цель: изучение объема кратковременной слуховой памяти.
Оборудование: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.
Проведение: Читать слова медленно и четко.
Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, гриб, игла, мед, огонь
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, повтори слова, которые запомнили, в любом порядке».
Оценка:
4 балла - ребенок назвал более 8 слов, быстрый темп выполнения, ошибки отсутствуют, задание выполняет сосредоточено, не отвлекается.
3 балла - ребенок назвал 6-7 слов, темп выполнения быстрый, ошибки не допускаются, остановки не отмечаются, задание выполняет сосредоточено.
2 балла - ребенок назвал 4-5 слов, выполняет задание в замедленном темпе.
1 балл - ребенок назвал 3-2слова, отмечаются затруднения, отвлекается во время проведения теста.
0 баллов - ребенок не назвал ни одного слова; отмечается отказ от выполнения задания, негативизм.
II. Методика «Повторение фраз»
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
Оборудование: предложения, написанные на карточках.
Процедура: Предлагаются фразы для запоминания:
2 слова - Вкусное яблоко.
3 слова - Ярко светит солнце.
4 слова - Мальчик подарил маме астру.
5слов - Зимой дети любят кататься с горки.
6 слов - Ночью кошка не спит, а охотится за серыми мышками.
7 слов - Зимой на улице дети очень любят играть в снежки.
8 слов - Все лето папа строил большой дом для семьи.
9 слов - Когда приходит лето, то у детей заканчивается учеба и начинаются долгожданные каникулы.
Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».
Оценка: отмечается максимальное количество слов в запоминаемой ребенком фразе.
4 балла - запомнил предложения состоящие из 9 слов, быстрый темп выполнения, не испытывает трудности, отсутствуют остановки.
3 балла - запомнил предложения, состоящие из 8 – 7 слов, быстрый темп выполнения, отмечаются остановки, перечисляет не полный ряд слов.
2 балла - воспроизвел предложения, состоящие из 6 – 5 слов, темп выполнения замедлен, отмечаются запинки при произнесении, повторяет не весь ряд слов, отмечается отвлечение при выполнении задания.
1 балл - запомнил предложения, состоящие из 4 – 3 слов, замедленный темп выполнения, отмечаются остановки при выполнении, появляются ошибки при выполнении, не все исправляются самостоятельно, уровень отвлекаемости повышен, задание выполняет неохотно.
0 баллов - запомнил предложения, состоящие из 3 слов, темп выполнения снижен, отмечаются отказы от выполнения задания, негативное отношение, большое количество ошибок, малое количество запоминает, требуется помощь взрослого.
III. Методика «Воспроизведение рассказа»
Цель: исследовать объем речеслуховой кратковременной памяти.
Оборудование: Текст (отпечатанный)
Проведение: Ребенку зачитывается рассказ, а потом он устно пересказывают услышанное. «Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро - быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть».
Инструкция: «Я сейчас прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно послушай и после того, как я закончу читать - попробуй его повторить.
Оценка:
4 балла - данный рассказ воспроизводится ребенком близко к прочитанному тексту, сохраняет детали повествования, инструкция не вызывает затруднений, задание выполняется быстро и с интересом.
3 балла - данный рассказ воспроизводится ребенком близко к тексту, частично сохраняя детали повествования, инструкция не вызывает затруднений, задание выполняется в наиболее замедленном темпе.
2 балла - данный рассказ воспроизводится близко к тексту, детали повествования практически не сохраняются, инструкция не вызывает затруднений, задание выполняется в замедленном темпе.
1 балл - рассказ воспроизводится не полностью, многие детали повествования опускаются, допускаются единичные ошибки в последовательности событий, в некоторых случаях отмечается повышенная отвлекаемость и невозможность воспринять текст или инструкцию.
0 баллов - рассказ воспроизводится фрагментарно или вовсе не воспроизводится ребенком, отмечается негативизм, отказ от выполнения задания.
Выводы об уровне сформированности:
4 балла - очень высокий
3 балла - высокий
2 балла - средний
1 балл - низкий
0 баллов - очень низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Организация и методика исследования процесса фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией.
Методическая разработка.Логопедическое обследование школьников....
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье даны некоторые рекомендации родителям по работе с детьми младших классов. Также приведены примеры упражнений для коррекции и развития внимания и памяти у учащихся начальной школы....
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
Коррекционно-развивающее занятие "Развитие внимания и памяти" для младших школьников
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности ребенка в освоении нового. Од...
Примеры некоторых приёмов работы по развитию воображения, внимания, памяти, мышления младших школьников
Методическая разработка "Примеры некоторых приемов работы по развитию воображения, внимания, памяти, мышления младших школьников"...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников.
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников. Содержание занятия направлено на развитие у учащихся познавательных способностей...
Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"
Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам, учителям начальных классов, родителям....