Парные согласные в середине слова
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему
Материал позволяет закрепить знания детей по теме "Парные согласные в слабой позиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye_v_seredine_slova.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего урока в 3 классе
Тема. Парные согласные в середине слова.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных не только в конце, но и в середине слова перед глухим согласным;
- закреплять навык проверки парного согласного звука двумя способами: изменением формы слова и подбором родственного слова с гласным после парного согласного;
Образовательные:
- формировать навык каллиграфически правильного письма;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- координировать речь с движениями;
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
- воспитывать положительное отношение к занятиям.
План и ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Улыбнемся друг другу. Скажем добрые теплые слова соседу.
(Дети поворачиваются к соседу, улыбаются, подбирают теплые слова).
II. Повторение пройденного материала
1) Логопед: Над какой темой мы с вами работали вчера?
Дети: Изучали парные согласные в середине слова.
Логопед: Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?
(Дети отвечают).
Логопед: Чем нам нужно заняться сегодня, чтобы не допускать такие ошибки?
Дети: Повторить пройденный материал.
2) Логопед: Посмотрите на запись на доске.
ш // ш // ш
иш ши шк ыш уш
машина карандаши малыши
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Логопед: Написание какой буквы будем повторять?
Дети: Строчной буквы «ш».
Логопед: Как вы думаете, зачем вы будете писать эту букву?
Дети: Чтобы научиться писать ее такой же ровной и красивой, как образец.
Логопед: Прежде чем писать, выполним разминку для рук.
Песенка мартышки (слова В.Берестова)
Лучшие качели –
Гибкие лианы,
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век, качается
Да – да – да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
(Слова сопровождаются заранее оговоренными движениями, учитель показывает движения).
Логопед: Писать букву вы будете в чередовании с двумя наклонными короткими линиями. Следите за тем, чтобы наклон элементов буквы и наклон линий был одинаковым. Когда закончите работу, подчеркните ту букву, которая больше других похожа на образец. Старайтесь писать эту букву всегда правильно.
(Дети выполняют задание в тетради).
Логопед: Какой звук обозначает буква «ш»? Дайте ему характеристику.
Дети: Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой, парный.
Логопед: Какие еще парные согласные звуки вы знаете?
Дети: [п]-[б], [т]-[д], [с]-[з] и пр.
Логопед: Чем отличаются звонкие согласные от глухих согласных звуков?
Дети: При произнесении звонких согласных звуков горлышко дрожит.
Логопед: Спишите с доски слоги, слова и предложение, будьте внимательны. Помните о правильном соединении буквы «ш» с другими буквами.
III. Сообщение темы занятия
Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться проверять парный согласный в середине слова. Как вы думаете, зачем надо уметь это делать?
Дети: Чтобы не допускать ошибки при написании слов.
IV. Изучение нового материала
1) Логопед: Подберите проверочные слова к словам «воз», «след».
Дети: Возы, следы.
Логопед: Как подбирали проверочные слова?
Дети: Изменяли число: возы – воз, следы – след.
Логопед: Посмотрите на запись на доске: ЛОДКА [ЛОТКА]. Что можете сказать о написании и произношении парного согласного в этом слове?
Дети: Парный согласный в этом слове оглушается. Написание парного согласного расходится с произношением.
Логопед: Перед каким согласным (звонким или глухим) звонкий парный согласный оглушается?
Дети: Перед глухим согласным.
Логопед: Запишите слово «Лодка» в тетрадь, подчеркните парную согласную в середине слова.
(Ддети выполняют задание в тетрадях).
Логопед: В каком случае парные звонкие согласные оглушаются, а в каком остаются звонкими?
(Дети отвечают)
Логопед: Сделайте вывод по результатам наших наблюдений по плану:
1. Где происходит оглушение парных звонких согласных звуков в словах?
2. Перед каким согласным звуком оглушается звонкий согласный?
(Дети повторяют вывод несколько раз, приводят свои примеры).
2) Физминутка.
3) Логопед: Почему обозначение на письме всех парных согласных перед глухими согласными надо проверять?
Дети: Потому что перед глухими согласными парный звонкий звук может оглушаться.
Логопед: Посмотрите на доску.
(На доску вывешиваются предметные картинки (Рис. 1).
Рис. 1
Логопед: Назовите маленький предмет.
Дети: Пирожок.
Логопед: Назовите много таких предметов.
Дети: Пироги.
(Вывешиваются картинки со словами (Рис. 2)
Рис. 2
Логопед: Что произошло с согласным [ж]?
Дети: Звук заменился.
Логопед: Какое слово все-таки будет проверочным?
Дети: Пирожки.
Логопед: Каким способом подобрали проверочное слово?
Дети: Изменили форму числа.
Логопед: Запишите слова: сначала – проверочное, потом – проверяемое.
4) Логопед: Отгадайте загадку:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Дети: Ложка.
(Вывешивается предметная картинка)
Логопед: Назовите этот предмет ласково.
(Вывешиваются карточки со словами (Рис. 3)
Рис. 3
Дети: Ложечка.
Логопед: Произнесите парные согласные в этих словах.
Дети: [ш]-[ж].
Логопед: В каком слове парный согласный оглушается?
Дети: В слове «ложка».
Логопед: Какое слово будет для него проверочным? Докажите.
Дети: Проверочным будет слово «Ложечка».
Логопед: Каким способом подобрали проверочное слово?
Дети: Подобрали однокоренное слово, в котором парный согласный стоит перед гласным.
Логопед: Какие способы проверки парного согласного звука вы запомнили?
Дети:
1. Изменить число.
2. Подобрать однокоренное слово с гласным после парного согласного.
V. Закрепление пройденного материала
Логопед: Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Назовите проверочное слово для проверки парной согласной на конце слова: лошадь (лошадки).
Дети: Медведь (медведи), лев (львы), морж (моржи), енот (еноты), голубь (голуби).
VI. Совершенствование полученных знаний и умений
Логопед: На доске написаны слова. Откройте тетради. В тетради, в первый столбик запишите слова, в которых парную согласную надо проверять, в скобках указывайте проверочное слово. Во второй столбик запишите слова, не требующие проверки.
Дети: сапожки (сапожок) молоток
одежка (одежонка) помидоры
четверг (четверги) магазины
тетрадка (тетрадочка)
морковка (морковочка)
голубь (голуби)
березка (береза)
завхоз (завхозы).
VII. Подведение итогов занятия
1) Логопед: Проверять необходимо парные согласные на конце слов и в середине слова, если парный согласный стоит перед глухим согласным. Непарные согласные и парные, стоящие перед гласными, проверки не требуют.
2) Логопед: Что нового узнали на уроке?
Дети: Узнали новые правила проверки парных согласных в словах.
Логопед: Какое задание понравилось больше всего?
(Дети отвечают).
Логопед: Как вы считаете, мы уже научились без ошибок писать слова с изученными орфограммами или надо еще поработать?
Дети: Нужно еще повторить материал.
VIII. Организация окончания занятия
Логопед: Наше занятие подходит к концу. С каким настроением вы уйдете с урока?
Дети: С хорошим, у нас все замечательно получалось.
Логопед: Молодцы. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические материалы для проверки сформированности УУД через проверку усвоения темы по русскому языку 3 класса "Парные согласные в середине слова"
Диагностические материалы...
Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".
Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе Тема: Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова. Учитель начальных ...
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
Тест. Парные согласные в середине слова
Данный материал помогает в отработке навыков правописания парных согласных в середине слова до автоматизма, опираясь на знание правила....
Метадическая разроботка урока русского языка по теме:"Правописание парных согласных в середине слова"
Урок русского языка в 4 классе...
План урока русского языка по теме : " Парный согласный в середине слова".
Правописание парных согласных звуков в середине слова .Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов....
Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Правописание парных согласных в середине слова"
Конспект урока по русскому языкуТема: «Правописание парных согласных в середине слова» Цель урока: осознание обучающимися значимости самостоятельного формулирования правила о правописании п...