РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ПОНИМАНИЮ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ ДЛЯ 1 КЛАССОВ
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Пояснительная записка

Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

4 часа в неделю

Срок реализации программы – 1 год;

 

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

32 часа

28 часов

44 часа

30 часов

134 ч.

 

   Цель:

Развитие речевых возможностей у учащихся.

   Задачи:

Развитие понимания речи;

Развитие активной подражательной речевой деятельности;

 Развитие внимания, памяти и мышления у детей.
 

Принципы:

системный;

ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка;

постепенного усложнения заданий;

комплексный;

деятельностный;

онтогенетический;

общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Направления реализации программы:

 Логопедическая диагностика.

Логопедические занятия.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные консультации.

Открытые подгрупповые логопедические занятия.

Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.


Занятия  у первых классов  проходят  2 раза в неделю.

Форма логопедического воздействия: подгрупповая (3-4  человека).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся под контролем логопеда должны уметь:

-выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации; участвовать в игровых упражнениях с             помощью логопеда и  с опорой на наглядность;

-различать с помощью логопеда, часто встречающиеся знаково-символические средства пред­ставления информации; -уметь слушать логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ponimaniya_obrashchyonnoy_rechi_1kl.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Телефон: (499) 248-44-17                               Факс: (499) 248-46-62                           E-mail: sk30@edu.mos.ru

(499) 248-42-42                                                (499) 248-50-51

ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001

____________________________________________________________________           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  РАЗВИТИЮ И ПОНИМАНИЮ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ

ДЛЯ    1 КЛАССОВ

НА  2016 /2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

Автор-составитель:

учитель-логопед

Фролова Анна Павловна


Москва 2016 г.

Пояснительная записка

Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

4 часа в неделю

Срок реализации программы – 1 год;

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

32 часа

28 часов

44 часа

30 часов

134 ч.

   Цель:

Развитие речевых возможностей у учащихся.

   Задачи:

Развитие понимания речи;

Развитие активной подражательной речевой деятельности;

 Развитие внимания, памяти и мышления у детей.

Принципы:

системный;

ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка;

постепенного усложнения заданий;

комплексный;

деятельностный;

онтогенетический;

общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Направления реализации программы:

 Логопедическая диагностика.

Логопедические занятия.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные консультации.

Открытые подгрупповые логопедические занятия.

Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.


Занятия  у первых классов  проходят  2 раза в неделю.

Форма логопедического воздействия: подгрупповая (3-4  человека).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся под контролем логопеда должны уметь:

-выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации; участвовать в игровых упражнениях с             помощью логопеда и  с опорой на наглядность;

-различать с помощью логопеда, часто встречающиеся знаково-символические средства представления информации; -уметь слушать логопеда;



Результаты освоения программы и методика оценки.

I. Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

II. Формирование предпосылок для развития активной речи; активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи.

III. Развитие зрительной ориентировке в форме, цвете, величине.

IV. Развитие мелкой моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

Все задания в данных разделах имеют свою оценку. Оценка представляет собой возраст, которому соответствует то или иное развитие.

В  конце года проводиться диагностика, с целью выявления динамики. 

Каждое занятие включает следующие разделы:

Раздел

Продолжительность

Артикуляционная гимнастика

5 мин.

Формирование воздушной струи

5 мин.

Развитие понимания и активной речи

20 мин.

Физминутка

5 мин.

Развитие мелкой моторики

5 мин.

Ожидаемые результаты:

Развитие понимания речи у детей.

 Развитие активной речи.

Развитие мелкой моторики.

 Развитие внимания, памяти и мышления у детей.

Коррекционно-педагогическая работа планируются по следующим основным разделам: развитие понимания речи; развитие фразовой речи; расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь); совершенствование грамматического строя речи (понимание ребёнком грамматических конструкций); развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи).

Направления работы: пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; дифференциация неречевых звуков; дифференциация тихих и громких звуков; развитие умения определять направление и источник звука; развитие умения локализовать звук в пространстве; дифференциация звукоподражаний; развитие умения локализовать и узнавать голос; дифференциация неречевых и речевых звуков; развитие умения отличать голоса различной громкости; развитие умения ориентироваться на смысл сказанного; развитие речевой памяти.

Содержание работы.

Развитие понимания обращенной к ребенку речи.

Задачи:

-  развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;

- учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи;

- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;

- вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;

- учить детей выражать желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.

1. Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого

Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.

Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).

Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? От куда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.

Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?

Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.

Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной кар тине.

Задание 12. Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

2. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо лотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

        

3. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением

Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.

Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению

Задание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.

Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.

- Покажи, чем будешь есть суп.

- Покажи, чем будешь рисовать.

- Чем будешь чистить зубы?

- Что наденешь, когда пойдешь гулять?

- Чем будешь мыть руки? и т. п.

Задание 5. Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.

Задание 6 Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

4. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям

Задание 1. Стимулирование выполнения отраженных действий.

-  Сделай, как я.

- Покажи, как зайчик прыгает.

-  Уложим кукол спать.

-  Оденем Катю на прогулку.

-  Построй ворота

-  Построй башню.

-  Опусти шарик в коробку.

-  Спрячь шарик в ладошках.

-  Почтовый ящик.

Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

Задание 3. Куда упал мячик.

Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.

Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.

Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.

Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

Задание 8. Нанизывание колец (4 - 5 крупных) пирамиды.

Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.

Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.

Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)

Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?

Задание 13. Угадай, на чем играю.

5. Развитие у детей подражательной речевой деятельности

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «По езд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

Задание 1  Изменение силы голоса по подражанию.

Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).

Задание 3. Развитие длительного направленного рото вого выдоха (на звуке Ф)-

Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)

Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А .

Задание 6. Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)

Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И )

Задание 8. Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)

Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)

Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)

Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би...»)

Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Задание 13. Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г

- в звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

6. Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением

Задание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.

Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.

Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

Задание 4. Вызвать двусложные предложения со слова ми: где, дай, на, вот, тут.

-  Где мячик? - Вот мячик.

-  Дай кису. - На кису.

Задание 5. Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить           идем домой

дай еще             хочу пить

тетя идем          хочу гулять       идем гулять

Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.

Обогащение словарного запаса у детей и его активизация

Задачи:

- расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;

-  перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;

-  учить произносить ударный слот в слове;

-  учить строить обиходные словосочетания,

- учить употреблять однословные и двухсловные предложения;

- способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на II этапе.

1. Расширение пассивного словарного запаса

Задание 1. Различение количества предметов (много -мало - один).

Задание 2. Различение величины предметов (большой - маленький).

Задание 3. Различение вкуса (сладкий - соленый).

Задание 4. Различение пространственного расположения предметов.

Задание 5. Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).

Задание 6. Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).

Задание 7. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.

Задание 8. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.

       а) без предмета:

иди - стой   беги - иди ложись - садись     беги - стой сиди - лежи     прыгай - беги

б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка): возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;

возьми обруч, подними его над головой, опусти, про лезь в него,

положи на пол.

Задание 9. Различение утверждения и отрицания:

иди - не ходи   закрой глаза - не закрывай

пей - не пей     дыши - не дыши

Задание 10. Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам.

- Вова, сядь.

- Дети, садитесь. И т. п.

Задание 11. Различение формы единственного и мно жественного числа существительных.

Возьми: шар - шары, мяч - мячи, цветок - цветы; книгу - книги, кубик - кубики; лист - листья; стул - стулья.

2. Активизация словарного запаса

Основные приемы: называние предметов, предметных картинок; выполнение просьб, поручений передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых педагогом слов, фраз с опорой на предмет или его изображение; название действий в повелительной форме, отраженное за педагогом, сопряженное с педагогом; хоровое и индивидуальное проговаривание слов.

Задание 1. Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:

- мама, папа, баба, тетя, деда, Тата, Ляля, няня, дядя;

- Нина, Вова, Валя, Ната, Тата, Таня, Оля, Аня, Катя, Лена;

- суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, пол, мяч, стул, хлеб, рот, лес;

- ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма;

- пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо;

- машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, па нама;

- ягода, кубики, дерево;

-молоко, голова, сапоги, самолет.

Задание 2. Договаривание слов (зай - ка, гал -ка, ут -ка и т. п.).

Задание 3. Подскажи словечко (- Вова, вымой...).

Задание 4. Объединение слов в двусложные предложе ния.

3. Выделение на слух и в произношении ударного слога

Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение голосом ударного слога.

Последовательность знакомства детей с ударением:

1.  Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.

2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.

3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.

4.  Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.

5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.

6.  Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.

7. Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог слова, чтобы слово было узнаваемым.

4. Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б)  дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

- Вова, вымой...

- Ната, вытри...

-Таня, причеши...

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять,    и т. п.

5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а)  Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б)  Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в)  Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г)  Можно кушать? Можно идти?

д)  Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.

6. Развитие речевой подражательности

Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.

Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм.

Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали - не скажем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».



Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

6.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков для1 класса по ФГОС

Планирование-это документ в руках педагога,в  который вписывается творчество, фантазия и талант ....

Урок игра для1 класса М Пришвин "Предмайское утро"

Развивающий урок-игра для первоклассников   с элементами игровых технологий,проблемного обучения,технологий сотрудничества ....

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...

Формирование понимания обращенной речи. Формирование фонематических процессов.

Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно-образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 2-3 КЛАССОВ

Пояснительная запискаПрограмма составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.2 часа в неделю на класс (3 класса)Срок реализации программы – 1 год...

"Главная трудность понимания английской речи на слух"

Понимать речь учатся дольше, чем читать. Для чтения достаточно знать слова и грамматические конструкции, встречающиеся в тексте, а для понимания на слух этого мало, нужно сформировать еще и сам навык ...

Развитие понимания обращенной речи у обучающихся младших классов.

Практика показывает, что все чаще в школы стали поступать обучающиеся имеющие нарушение понимания обращенной речи. И это действительно так. Нарушение понимания обращенной речи нарушает нормальную адап...