"Дисграфия - что это?"
методическая разработка

Мусс Мария Александровна

Консультация для учителей начальных классов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_-_chto_eto.docx22.43 КБ
Файл disgrafiya.pptx1020.58 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

    К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует их полноценной учебной деятельности. Одно из таких отклонений Дисграфия. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами информацией и познакомить поближе с таким актуальным, на мой взгляд, специфическим нарушением, как дисграфия. Почему актуальным, потому что обследуя детей второй год эта проблема, не считая звуковки стоит на превом месте.

Так что же такое Дисграфия - это нарушение овладения письмом, проявляющиеся в особенных стойких часто повторяющихся ошибках. Дисграфию на письме можно увидеть. Она проявляется в стойких часто повторяющихся ошибках, которые никак не связаны с правилами русского языка. Основной особенностью этих ошибок является то, что они допускаются там, где написание слов не вызывает затруднении, где произношение и написание совпадают и все звуки хорошо слышны.

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Механизмы дисграфии

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Формы дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

Остановимся на этих формах по подробнее.

  • акустическая дисграфия - при данной форме дисграфии ребенок заменяет буквы, которые сходны в фонематических признаках (звонкость-глухость, твердость-мягкость). В устной речи таких замен нет.НАПР. Т – Д  - тавно, сыдый
  • артикуляторно-акустическая дисграфия – при данном виде дисграфии ребенок пишет так как слышит и ошибки в устной речи переходят в письменную. НАПР. – расческа, год.
  • аграмматическая дисграфия – проявляется в аграмматизмах на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.).
  • оптическая дисграфия - которая проявляется в трёх вариантах:

1) замена букв по оптическому сходству;

2) зеркальность;

3) пропуск букв, обусловленное забыванием образа буквы (в основном заглавные буквы).

  • дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза –при данной форме дисграфии появляются ошибки в нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно.

   Диагностика

Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов. Для выяснения возможных причин дисграфии внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д.

Важное место при обследовании лиц с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п.

На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи. Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений. Хотелось бы привести небольшие примеры игровых упражнений с детми по устранению дисграфии.

Еще один важный момент — где писать?

Среди детей, страдающих нарушениями письма, очень много тех, у кого плохой почерк. Дети не видят границ строки, буквы у них корявые, с разным наклоном, они по многу раз обводят одну букву, прежде чем соединить ее с другой. Как правило, эти дети в школе были очень рано переведены на письмо в тетради с широкой линейкой. Надо сказать, что в последние годы наблюдается тенденция к быстрому отказу от тетрадей в косую линейку. Возможно, основная масса детей и легко переносит этот переход.  Но, если у ребенка начальной школы есть проблемы с почерком, стоит какое-то время поработать в тетради в косую линейку.

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИСГРАФИЯ «графо» – пиши « дис » - расстройство ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД Мусс Мария Александровна

Слайд 2

ДИСГРАФИЯ - ЭТО частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте.

Слайд 3

ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ

Слайд 4

МЕХАНИЗМЫ ДИСГРАФ ИИ

Слайд 5

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ артикуляторно -акустическая дисграфия - связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия ; акустическая дисграфия - связана с нарушением фонемного распознавания ; аграмматическая дисграфия - связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи ; оптическая дисграфия - связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений . дисграфия , связанная с несформированностью языкового анализа и синтеза

Слайд 6

ДИАГНОСТИКА ДИСГРАФИИ

Слайд 7

ПРИМЕРЫ ДИСГРАФИИ

Слайд 8

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФИЛВОРД - Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали С Т Р И Ж Г Р А Ч Ч С В О Р О Б Е Й А О В О Р О Н А С Й Й С О Р О К А Ы Г К И В О Л Г А Ч А А С И Н И Ч К А

Слайд 9

МОРСКОЙ БОЙ – прочитай шифр и напиши слова. А1Г3 – Г2А4Д3 – Д1Б2 – Б3Д2 – Г4Д4 - Б4А2 – А Б Г Д 1 фар мо ток сун 2 тер дук ра тюг 3 ло у тук ка 4 куш сви об руч

Слайд 10

БУКВЫ - ПРИЛИПАЛЫ Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши). Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал . Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи . Сльн мрз згн млкх зврй в нрк .

Слайд 11

СБЕЖАВШИЕ ГЛАСНЫЕ Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа Смь рз тмрь – дн рз тржь . е а ое ои а ое Дл врм - птх чс . дe ея - оее а Бз трд н втщшь pбк з прд . Е уа е ыаи и ыу и уа

Слайд 12

СЫЩИКИ - найди слова в предложении, раздели их . Белки Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи мубелкижиливлесу . Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне .

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

 «Что вы должны знать о нарушении письма (дисграфии)»

Дисграфия — это нарушение овладения письмом, проявляющиеся в особенных стойких часто повторяющихся ошибках. Дисграфию на письме можно увидеть. Она проявляется в стойких часто повторяющихся ошибках, которые никак не связаны с правилами русского языка. Основной особенностью этих ошибок является то, что они допускаются там, где написание слов не вызывает затруднении, где произношение и написание совпадают и все звуки хорошо слышны.

Выделяются 5 основных форм дисграфии:

Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания АКУСТИЧЕСКАЯ – при данной форме дисграфии ребенок заменяет буквы, которые сходны в фонематических признаках (звонкость-глухость, твердость-мягкость). В устной речи таких замен нет. АРТИКУЛЯТОРНО – АКУСТИЧЕСКАЯ – при данном виде дисграфии ребенок пишет так как слышит и ошибки в устной речи переходят в письменную.

ДИСГРАФИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА - при данной форме дисграфии появляются ошибки, в которых проявляется несформированность фонематического(звуко-буквенного) анализа: увеличение либо уменьшение количества звуков, букв или слогов, последовательность при написании, позиция буквы или звука в слове. ОПТИЧЕСКАЯ, которая проявляется в трёх вариантах:

1) замена букв по оптическому сходству;

2) зеркальность;

3) пропуск букв, обусловленное забыванием образа буквы (в основном заглавные буквы). АГРАММАТИЧЕСКАЯ – проявляется в аграмматизмах на письме; наблюдаются ошибки на замены суффиксов и приставок, могут быть пропуски суффиксов или приставок, могут быть ошибки согласования, которые проявляются в неправильных окончаниях. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; - Х вместо Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание букв.

На что стоит обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребенок левша.
  2. Если он - переученный правша.
  3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
  9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ѐ-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по преодолению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. А помочь компенсировать данное нарушение может учитель-логопед. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы. Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

C:\Users\МАШУЛЕНЬКА\Desktop\ПЕДАГОГ ГОДА\незнайка.jpg

Памятка

ДИСГРАФИЯ – ЧТО ЭТО?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...