Дифференциация парных согласных Д-Т в словах, словосочетаниях и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация Д-Т в слогах, словах и предложениях" для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация парных согласных Д-Т в словах, словосочетаниях и предложениях | 887.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесуэтукская средняя общеобразовательная школа»
Логопедическое занятие для учащихся 4 класса
Дифференциация парных согласных Д-Т
в словах, словосочетаниях
и предложениях
Разработала: учитель-логопед
Казачинова Алёна Владимировна
с.Нижний Суэтук, 2016г.
Класс: 4 (легкая степень умственной отсталости)
Тема: Дифференциация парных согласных Д-Т в словах, словосочетаниях и предложениях.
Описание: тема занятия включена в раздел: «Дифференциация звонких и глухих парных согласных». На изучение данной темы отведено четыре часа, данное занятие - третье.
Тип занятия: Закрепление полученных знаний.
Цель: совершенствование умений и навыков дифференциации парных согласных Д-Т в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
- Сравнивать и дифференцировать звуки [т]-[д], [т’]-[д’] по акустико-артикуляционным признакам в словах, словосочетаниях и предложениях;
- Соотносить глухие звуки [т] [т'] с буквой Т, звонкие звуки [д] [д'] с буквой Д.
- Развивать навыки фонематического анализа, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, работать по алгоритму;
- Развивать, обогащать, уточнять, активизировать словарный запас через упражнение «Найди звук»;
- Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;
- Развивать связную речь в процессе составления рассказа.
Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать чувство товарищества, доброжелательности через работу в парах;
Оборудование: предметные картинки, дидактические карточки, тетради, мячи, фишки желтого, красного и зеленого цвета.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Время |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня. Я хочу пожелать вам сегодня хорошего настроения. Давайте улыбнемся друг другу и начнём наше логопедическое занятие. | Слушают | 1 мин. |
Определение темы занятия | - Ребята, послушайте и отгадайте мои загадки: Пока её за ручку Рукою не возьмёшь, Ни из дому не выйдешь, Ни в дом не попадёшь. - Правильно. На экране (доске) появляется картинка. Летит, хоть и бескрыла, Солнышко закрыла, Как его не видно стало, Она слезами зарыдала. - Правильно. На экране (доске) появляется картинка. Я удобный, очень мягкий, - Верно. На экране (доске) появляется картинка. Этот ящик очень любят, - Правильно. На экране (доске) появляется картинка. Выдает фишки обучающимся. Зеленые – задание выполнено правильно. Жёлтые – допущены 1-2 ошибки. Красные – задание не выполнено или допущено большое количество ошибок. - Ребята, назовите первый звук в слове дверь. - Назовите первый звук в слове диван. - Какой буквой обозначаются звуки [д], [д’]? - Назовите первый звук в слове туча. - Назовите первый звук в слове телевизор. - Какой буквой обозначаются звуки [т], [т’]? Выдает фишки учащимся. - Напишите указательным пальцем в воздухе заглавные буквы Д и Т. - А теперь напишите указательным пальцем на парте строчные буквы д и т. - Вы уже догадались, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать? - Верно. Сегодня на занятии мы продолжим различать звуки [т]-[д], [т’]-[д’], а также буквы Т и Д в устной и письменной речи. | - Дверь. - Туча. - Диван. -Телевизор. - Первый звук в слове дверь [д]. - Первый звук в слове диван [д’]. - Звуки [д], [д’] обозначаются буквой Д. - Первый звук в слове туча [т]. - Первый звук в слове телевизор [т’]. - Звуки [т], [т’] обозначаются буквой Т. Выполняют действие. - Мы будем работать со звуками [т], [т’] и [д], [д’], буквами Д и Т. | 4 мин. |
Актуализация знаний | - Вспомните, что вы уже знаете о звуках [т]-[д], [т’]-[д’]. Какие это звуки? - Дайте характеристику звуку [т]. - Дайте характеристику звуку [т’]. - Дайте характеристику звуку [д]. - Дайте характеристику звуку [д’]. - Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? - А каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? - Произнесите звуки [т]-[д], [т’]-[д’]. - Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? - Какое положение принимают органы артикуляции, когда мы произносим эти звуки? Выдает фишки учащимся. | -Звуки [т]-[д], [т’]-[д’] - парные согласные звуки. - Звук [т] – согласный, твердый, глухой. - Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой. - Звук [д] – согласный, твердый, звонкий. - Звук [д’] – согласный, мягкий, звонкий. - Зеленым. - Синим. - Произносят. - Да, одинаковое. - Губы чуть приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. | 5 мин. |
Развитие звукового анализа | Упражнение «Найди звук» На экране предметные картинки (по лексической теме). -Рассмотрите предметы. - Назовите предмет и определите, какой из звуков [т], [т’], [д] или [д’] спрятался в названии этого предмета. - Определите позицию этого звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. - Как одним словом мы можем назвать все эти предметы? - Какие овощи вы еще знаете? Выдает фишки учащимся. | Рассматривают картинки. По очереди отвечают (согласно инструкции). - Помидор. В этом слове спрятался звук [д], в середине слова. - Овощи. - Огурец, баклажан…. | 4 мин. |
Пальчиковая гимнастика | - Чтобы красиво писать в тетрадях, сделаем гимнастику для наших пальчиков. Дети выполняют движения вслед за учителем. Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек). Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак). | Выполняют пальчиковую гимнастику. | 1 мин. |
Дифференциация парных согласных Д-Т в словах и словосочетаниях | Работа по карточкам (Приложение 1). - Прочитайте Задание 1. - Что нужно сделать в этом задании? - Выполните это задание. - Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга. Выдает фишки учащимся. - Прочитайте Задание 2. - Что нужно сделать в этом задании? - Выполните это задание. - Снова поменяйтесь карточками, проверьте друг друга. Выдает фишки учащимся. | Читают Задание 1. - Вставить букву Т или Д. Выполняют задание. Меняются карточками, проверяют. Читают Задание 2. - Вставить слог ТА или ДА. Выполняют задание. Меняются карточками, проверяют. | 7 мин. |
Зрительная гимнастика, совмещенная с физминуткой | - А сейчас мы отдохнем, восстановим свои силы для дальнейшей работы. Ловко мячиком играем Все движенья повторяем. Вверху мячик подержу, На него я погляжу. Мячик ниже опускаю, Его взором провожаю, Вправо, влево повожу, Глазками за ним слежу. Глазки сильно закрываю Мяч за спину убираю Вновь глаза я открываю Мяч на место убираю. | Выполняют движения вслед за учителем-логопедом. | 2 мин. |
Дифференциация парных согласных Д-Т в предложении | Работа по карточкам (Приложение 1). - Прочитайте на карточке Задание 3. - Что нужно сделать в этом задании? - Выполните это задание. Выдает фишки учащимся. | Читают Задание 3. - Вставить пропущенное слово в предложение. Выполняют задание. Проверяют вместе с учителем-логопедом. | 5 мин. |
Упражнение «Составь предложения» На доске записаны предложения в нарушенной последовательности (каждое разрушенное предложение записано с новой строки). Около, красивый, деревни, пруд. У, дом, в, деревне, дедушки. Летом, Тема, был, дедушки, у. - Ребята, посмотрите на доску. - Что вы видите? - Устно составьте из предложенных слов предложения. - Что у вас получилось? Выдает фишки учащимся. - Что образуют предложения, связанные по смыслу? Давайте попробуем поставить наши предложения в правильном порядке. Чтобы получился рассказ (устно). - Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните в них буквы нашего занятия. - Придумайте продолжение к нашему рассказу. - Как можно озаглавить наш рассказ? Выдает фишки учащимся. | - Слова. Составляют предложения. - Около деревни красивый пруд. - У дедушки дом в деревне. - Тёма был летом у дедушки. - Рассказ. Записывают предложения. Подчеркивают буквы занятия Т, Д. - В пруду было много рыбы. Тема ходил ловить рыбу. Он любил отдыхать в деревне. - Отдых в деревне. | 9 мин. | |
Итог занятия | - Ребята, в завершении нашего занятия я хочу, чтобы вы закончили предложения, записанные на доске: Сегодня на занятии: Мы учились… Я узнал… Я повторил… Мне было трудно… Мне было легко… Комментирование результатов работы учащихся (в соответствии с набором их фишек). - Посмотрите на фишки, которые вы заработали на занятии. | Ответы детей. | 4 мин. |
Домашнее задание | Выдает карточки с домашним заданием (Приложение 2) - Прочитайте домашнее задание. - Вам понятно задание? Если у детей возникли вопросы, отвечает на них. - Наше занятие окончено. - До свидания. | Читают задание. Задают вопросы. | 1 мин. |
Приложение 1
Задание 1. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.
Ра __уга, капус__а, ___октор, ___уча, во___а, ва___а, пар__а, с___ол, моло__ок, о___еяло, ве__ер.
Задание 2. Закончить слова, добавив слог та или да:
новая коф… острая лопа… яркая звез… весёлые ребя… длинная боро…
Задание 3. Вставить пропущенные слова в предложение.
В конце предложения ставят ……
Мама любит свою …..
Воробей …….. с дерева.
Полицейский …… за порядком.
Слова: точку, дочку, следит, слетит.
Приложение 2
Домашнее задание
Задание. Вставь вместо точек буквы д или т в слова. Соедини слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились правильные словосочетания.
холо..ный ве…ро
гус…ая …руба
…яжелое ве…ер
ме…ная …рава
мла…шая мело…ия
с…аринная с ес…ра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.
Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...
Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".
Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе Тема: Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова. Учитель начальных ...
Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"
Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
«Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12» Урок русского языка во 2 классе по теме«Правописание...
Технологическая карта урока по русскому языку .3 класс. Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне
технологическая карта урока для класса с обучающимся овз...