Я тебя слышу. Особенности вербальной и невербальной коммуникации детей - аутистов
статья по логопедии на тему
В статье описываются особенности коммуникативного общения вербального и невербального уровня детей с аутизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_tebya_slyshu.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Я знаю, ты меня не слышишь, но я с тобой говорю.
И я слышу все, что ты мне говоришь.
Я слышу, как ты смеешься, когда я делаю что-то забавное.
Я слышу, как ты кричишь "ура",
когда я так стараюсь.
Я слышу, как ты говоришь другим, что ты меня не променяешь на целый мир,
даже несмотря на все испытания, которые пришли вместе со мной… И я знаю, что ты знаешь: я все понимаю.
И знаешь, что я слушаю, когда ты со мной разговариваешь.
Но я хочу, чтобы ты знала, мама...
Я говорю с тобой. ("Я с тобой говорю"
Автор Jessica Soukup,(перевод))
Об особенностях невербальной коммуникации у детей с аутизмом.
С каждым годом в школу приходит все больше детей с расстройством аутистического спектра. Имея достаточно большой опыт логопедической работы с различными речевыми нарушениями у детей, мы начинаем работать с ребятами, в анамнезе которых стоит РАС. С этого года в нашей школе функционируют два автономных ресурсных класса. Достаточно большое количество методических, цифровых ресурсов обработано за сравнительно короткий временной отрезок. Происходит некое погружение, понимание и осознание проблем, обусловленных состоянием аутичного ребенка. Безусловно, возникает желание помочь. Пытаемся обобщить и структурировать некоторые блоки знаний . Итак, попробуем разделить понятия общения и коммуникации. Общение - взаимодействие двух и более лиц, которое основывается на взаимообмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Связь, в процессе которой осуществляется обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе, есть коммуникация. Коммуникация является более широким понятием, чем общение, в связи с чем эти понятия разграничивают. Коммуникация может осуществляться с помощью речевых и неречевых способов. К неречевым способам коммуникации относят: оптико-кинетические способы (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические способы (качество и диапазон голоса, тональность), экстралингвистические способы (паузы, плач, смех, темп речи), пространственно-временные способы (расположение партнеров, временные задержки начала общения и т.д.)
В основе невербальной коммуникации лежит полисенсорная природа, то есть восприятие через слух, зрение, обоняние, тактильную чувствительность и т.д. разных видов невербальной информации (эмоциональной, эстетической, биофизической, социально-групповой, пространственной, психологической). В процессе общения эта информация передается в пределах невербального канала от говорящего к слушателю, независимо от содержания словесного сообщения.
Известно, что невербальная коммуникация является неотъемлемой частью межличностных отношений и социальных взаимодействий. Так, у ребенка–аутиста может быть нарушено формирование всех форм невербального и вербального общения. Прежде всего, у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает руки с просьбой взять его на руки, как это делает малыш с нормальным психофизическим развитием уже на ранних этапах социально-эмоционального развития. В некоторых случаях дети могут протягивать руки в соответствующем направлении, но без попыток назвать нужный предмет, без обращенного взгляда на взрослого, без речевого или звукового проявления своего желания. Во взаимодействии со взрослым у ребенка с аутизмом отмечается недостаточность использования мимики, жестов, интонации в голосе. Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд вдоль или сквозь собеседника. Такие дети могут неадекватно использовать взгляд, жесты, выражение лица, им тяжело регулировать оптимальную дистанцию, они неспособны развивать отношения со сверстниками, понимать переживания, эмоции, мысли других людей, приобретать и закреплять социальный опыт.
Особенности невербальной коммуникации ребенка с аутизмом проявляются в неспособности ориентироваться и самостоятельно инициировать обращение, выражать интерес к взрослому, как к новой личности, в трудности поддержки контакта, отсутствии попыток к взаимодействию, направленности поведенческой активности преимущественно на манипуляции с предметами, а не с собеседником, в трудности использования адекватных способов общения, среди которых преимущественно нецеленаправленные стереотипные движения тела, совместно с невыразительной мимикой, прикосновениями, вокализациями или отдельными словами.
Ведущая роль в процессе невербального общения с ребенком-аутистом принадлежит взрослому. Он устанавливает, налаживает взаимодействие, отталкиваясь от коммуникативных невербальных показателей, которые ему удалось распознать в поведении каждого конкретного ребенка.
Какие бы то ни было невербальные действия аутичного ребенка имеют коммуникативный потенциал, несут коммуникативную информацию. То есть проявления поведения аутичного ребенка можно рассматривать как способы его общения, попытки что – либо сообщить окружающим. При этом для невербального общения не важен когнитивный компонент, как при речевой коммуникации, наличие осознанного обозначения жестов.
Важным становится наполненность коммуникативного процесса, качественные характеристики движения и способы невербального самовыражения через общение.
Детям с аутизмом присуща высокая сенсорная чувствительность, они переполнены сенсорными ощущениями и часто не могут отделить себя от них. На специфику их коммуникативной деятельности могут влиять полисенсорность невербальной информации и неспособность ее интегрировать, регулировать поток сенсорной информации. В таких случаях использование с целью подкрепления неречевых способов коммуникации (жест, рисунок, пиктограмма, картинка пекс), позволяет ребенку с аутизмом лучше воспринимать и понимать словесное сообщение. Следовательно, невербальное общение не требует от ребенка сформированных артикуляторных, фонематических умений и навыков и имеет полисенсорную природу.
Об особенностях вербальной коммуникации у детей с аутизмом
Нарушения речи занимают значительное место среди характерных признаков раннего детского аутизма, как отображение несформитрованности коммуникативного поведения. В ряде исследований подчеркивается связь речевых нарушений с дефицитом психической активности и диссоциацией между аккустической и смысловой сторонами речи. Формирование речи у детей с аутистичными нарушениями имеет ряд особенностей. Часто у таких детей отсутствуют этапы гуления и лепета, а если гуление и присутствует, то оно механическое, лишенное интонационного компонента. Нередко речь ребенка появляется задолго до начала ходьбы. Первые слова не имеют адресного содержания и не служат способом общения, произносятся спонтанно, без учета ситуации и создают впечатление игры словами. Иногда проговаривание отдельных слов приобретает ритуальный характер, облегчает выполнение того или иного действия.
Часто в речи используются неологизмы. Происходит нарушение смысловой стороны слов. Речь часто скандирована, императивна, интонацинный компонент не отображает эмоциональное состояние ребенка и окружения в котором он находится. Почти у всех детей с аутистичными нарушениями отмечается неправильное использование местоимений, особенно «я», большинство детей говорят о себе в третьем лице, либо называют себя по имени, некоторыене не проявляют желания говорить о себе и заявлять о своих потребностях.
Нередко, после появления первых слов, у ребенка развивается мутизм и сохраняется достаточно длительное время. Ребенок с подобным нарушением речи не может реагировать на обращенную речь, в том числе и на собственное имя, или обращать внимание на речь больше чем на какие-либо шумы.
Такие дети внешне могут быть как будто совсем индеферентны к речи взрослых и речь взрослых далеко не всегда может регулировать их поведение. Однако, наряду с этим, дети, часто спонтанно, без учета ситуации, сразу или через некоторое время воспроизводят услышанное, даже с сохранением интонационного компонента (непосредственная или отсроченная эхолалия).
Эхолалию можно рассматривать как одно из качеств метода целостной структуры развития речи, когда ребенок использует части вербальных фрагментов как одно целое. Эхолалия может быть некоммуникативной, т.е. использоваться для получения слухового и тактильного удовлетворения, и коммуникативной, т.е. выполняет несколько функций:
-обозначение непонимания окружающей ситуации;
-способ осмысления и обработки информации, который помогает перевести произносимые слова во внутреннюю речь;
-просьба – в единственно доступной форме.
Эхолалия также может использоваться в качестве социальной стратегии. Эхолалия становится формой коммуникации, маршрутом в направлении к более правильным формам самовыражения. При таком подходе к проблеме, эхолалия становится не элементом речи, который должен быть выключен, как раньше считалось, а формой речи, которая имеет соединительную функцию.
У речевого ребенка может быть много стереотипий, словесных штампов взрослых слов. Эти дети могут иметь большой словарь, они нередко произносят длинные монологи, но испытывают огромные трудности при обычном разговоре. Отдельные слова, которые ребенок уже использовал в речи, могут исчезать на длительное время, а потом снова появляться.
Дети с аутистичными нарушениями иногда способны к многоразовым повторениям действий или фраз, но со специфической для них избирательностью, т.е. ребенок может стереотипично и неутомимо выполнять одну и ту же серию движений, не перенося полученный опыт в иную ситуацию, повторять одни и те же слова и фразы, придавая им определенный смысл или просто играя ими.
Детям с аутизмом свойственно использование просьбы в необычной форме, воспроизведение фактического визуального материала, определенные истеричные или аутоагрессивные проявления, направленные на яркий эмоциональный отклик-реакцию окружающих, а также возможно, попытка установления контакта, осуществляемого с помощью эхолалий. Ребенок часто вообще не может направленно обратиться к другоу человеку, просто позвать маму, попросить ее о чем нибудь, выразить свои потребности, но способен непроизвольно повторять слова и словосочетания, не закрепленные за ситуацией.
Для детей с аутизмом характерна чрезмерная буквальность в понимании слов, прерстановки местоимений, подтверждения с помощью повторения, требовательность к одному и тому же вербальному повторению, метафоричная речь (заключается в переносном использовании слова или выражения на основе аналогии, схожести или сравнении), которые отображают нарушения в социальной, когнитивной и коммуникативной сферах.
Используя для деятельности только мизерный набор речевых штампов, ребенок с аутизмом может одновременно проявлять острую чувствительность к речевым формам слов как таковых. Для такаих детей обычно пристрастие к рифмам, стихам, чтение их наизусть. Музыкальный слух и чувствительность к ритмизированной речи, внимание к высокой поэзии –удивляет всех, кто окружает таких детей в жизни.
О. Никольской выделены три группы детей по степени тяжести и характеру вторичных нарушений речевого развития. В иследованиях ученых по развитию речи детей с аутизмом, А.В. Аршатского, О.С. Аршатской, Е.Р. Баенской, В.М. Башиной, С.С. Морозовой, О.С. Никольской, Л.Г. Нуриевой, Л.М. Шипицыной и другими отмечено нарушение коммуникативной функции речи, что проявляется как в неспособности полноценно воспринимать вербальную информацию (слабость или полное отсутствие реакции на речь взрослого одновременно с повышенной чувствительностью к неречевым звукам, непонимание простых бытовых инструкций и обращенной речи), так и в невозможности адекватно формировать речевое высказывание и взаимодействие с окружающими людьми соответственно ситуации.
В целом, нарушения коммуникативной сферы при аутизме достаточно разнообразны. У детей с аутизмом с самого детства наблюдается значительная задержка в формировании невербальных способов общения, а также речевого развития, что проявляется системным недоразвитием всех его сторон. В дальнейшем формирование речи происходит специфично и имеет ряд особенностей, вариативность и неравномерность речевого развития, недостаточное понимание обращенной речи использование эхолалий, наличие неологизмов, перестановка местоимений, использование необычной интонации, отсутствие обращений к собеседнику с целью коммуникации.
Обозначенные особенности развития невербальной и вербальной коммуникаци безусловно усложняют взаимодействие ребенка с окружающими. Однако при условии длительной и квалифицированной коррекционно – развивающей работы, можно заметить значительные сдвиги в социальной, коммуникативной, речевой сферах.
Подготовлено учителем—логопедом Ю.Е. Новак
Литература:
1.Башина В.М. Аутизм в детстве – М.: «Медицина», 1999
2. Иванов Е.С., Демянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Уч.пособие. СПб. Дидактика плюс, 2004.
3. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофихзиологические и психоакустические основы. –М.:Изд. ИП РАН, 1998.
4. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.-М.:Теревинф. 2005.
5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография. – СПб.; Речь, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»
Заседание круглого стола«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»...
Использование альтернативной коммуникации детей с ОВЗ
Изучение теоретических аспектов проблем альтернативной каммуникации....
Дети-аутисты. Приоритетные направления работы.
Аутичность – (от греческого – сам) – обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Выделяют три основных области, в которых аутизм п...
Особенности коммуникации детей с нарушениями речи к моменту начала школьного обучения
В статье рассмотрены трудности коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи на уровне начального общего образования....
Консультация для родителей "Дети аутисты"
**************************...
Особенности коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью
Статья опирается на данные основных исследоваителей в области олигофренопедагогики...
- Мне нравится (1)