Статья "Формирование орфографической зоркости на логопедических занятиях"
статья по логопедии (3 класс) на тему
Формирование орфографической зоркости на логопедических занятиях у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Формирование орфографической зоркости у обучающихся" | 524.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости у обучающихся на логопедических занятиях
Учитель-логопед: Михайловская О.А.
2018 г.
Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором конкретных взаимосвязанных учебных действий (УУД). Например, механизм письма предполагает следующие действия ученика:
- проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный – согласный, звонкий- глухой, твердый – мягкий), перевод фонемы в графему.
Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.
Ход решения орфографической задачи может выглядеть следующим образом:
- обнаружение орфограммы – актуализация правила – оценка орфографического поля – морфологический анализ слова – привлечение лексического или морфологического материала, необходимого по условиям правила – запись;
- обнаружение орфограммы – актуализация правила – подбор аналогии – запись;
- актуализация зрительного образа слова с орфограммой(без её осознанного выделения) – запись;
- автоматизированная запись(на основе моторной памяти) без осознанного анализа орфограммы (Корнев, 1997).
Орфография (от греч. orthos - правильный + grapho - пишу)- правописание; система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных, раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв, переносе и сокращении слов.
Орфограмма – (от греч. orthos – прямой, правильный + gramma – запись) – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Условия формирования орфографической зоркости:
1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).
2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)
3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.
4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.Умение осуществлять самопроверку.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е, я;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;
- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;
- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.
Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.
Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию орфографической зоркости:
- родственные слова;
- дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;
- морфемный разбор слова;
- дифференциация близких по написания и значению морфем;
- выделение «ошибкоопасных» мест в слове;
- подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;
- подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;
- ассоциативные ряды при работе со словарными словами;
- выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;
- падежные формы имен существительных;
- употребление предлогов;
- дифференциация предлогов и приставок;
- правописание разделительных ь и ъ.
Система орфографических коррекционных упражнений.
С учётом двух принципов, положенных в основу усвоения правописания, сознательного и механического, обучение орфографии включает следующие коррекционные упражнения:
- списывание с правильного текста;
- чтение;
- письмо заученного наизусть связного текста;
- предупредительные диктанты;
- объяснительные диктанты;
- творческие, свободные диктанты;
- выборочные, немые, зрительные диктанты;
- пользование орфографическими словарями;
- проверочные диктанты;
- работа над ошибками.
Помимо этих упражнений использую:
- Решение анаграмм
ЯИЦАИВА - авиация, ШАФТЛАНД- ландшафт, РГСТРТРЕИАУА - регистратура, ШЕВЯ -швея и т. д.
Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют развивать абстрактное мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.
- Нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква
Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.
Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.
Каждому числу соответствует определённая буква:
123456789 10 11 12
АРНМГОСВТ И У Е
Искомые слова: гастроном, универмаг.
- Приём на использование геометрических знаний.
Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово (развитие памяти, внимания, орфографической зоркости).
- Приём на использование знаний по рисованию.
Расположить квадраты с буквами по цветам радуги. - «Недописанные слова»
- Ребусы
- Упражнения-схемы, работа с «разрезанными словами» (развитие внимания, орфографической зоркости, памяти).
- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,
соберите слова и запишите их в три столбика по родам.
- Прочитайте слова на полосках.
8. «Слова в разных направлениях»
- Определите род существительных и запишите их в три столбика
- «Клякса»
«Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)
- «Расшифруй»
Прочитать пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Записать.
Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.
- «Зашифрованное слово»
Этот вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,
1) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:
а) берег, серебро, дама бе -се - да
б) богатство, лото, топор бо - ло - то
в) костюм, мостик кос - мос
и т.д.
2) Из каждого слова взять второй слог, составить новое слово:
а) консервы, девиз сер - виз
б) беседа, дерево, родина, тина се - ре - ди - на
в) поворот, пороша, канава во - ро - на
и т.д.
3) Из каждого слова взять последний слог, составить
новое слово:
а) лиса, письмо, билет са - мо - лет
б) север, пальто, жилет вер - то —лет
в) карман, вода, сахарин ман - да —рин
и т.д.
4) Задание можно усложнить. Например, из первого
слова взять первый слога, из второго - второй, из
третьего - третий и др.
а) факел, синева, пещера_ фа -не -ра
б) семена, березовый, проходила, балерина се-ре-ди-на
и т. д.
Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).
- «Кодирование»
Список литературы
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 1966.– с.250.
- Бучкина Б.З. “Правила русской орфографии и пунктуации”, 1956 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 1974 т. 33 №1
- Гвоздева Е.М. Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне // Начальная школа//-1993.-№3.-с.55 (статья из журнала)
- Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
- Кузьмина С.М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации”// “Русская словесность” №2, 1995 г.
- Петрова Е.Н. Система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54, 58.
- Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: "Ось-89", 1997. – 271с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 159 с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном-Пресс, 1997.
- Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Власовой Т.А., М., Педагогика, 1984.
- Коррекционно-развивающее обучение школьников. Сборник нормативных документов, под ред. Курнешова Л.С. центр инноваций в педагогике, 1997.
- Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. Мачихиной В.Ф., М.: “Просвещение”, 1987.
- Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения школьников с ЗПР, под ред. Шевченко С.Г., М., Ника-Пресс, 1998.
- Масюк В.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. Москва, 2004.
- Гордеюк Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах. Волгоград, 2009.
- Капустина Г.М. Обучение детей с задержкой психического развития. Москва, 1991.
- Журнал «Коррекционная педагогика» №1/2009.
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М, «Владос», 2005 г.
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, «Академия развития», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.
Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....
«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»
Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...
Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.
Технология формирования грамотности младшего школьника...
Занятия по развитию орфографической зоркости у младших школьников через использование дидактической игры.
Данный материал содержит подробное описание занятий знакомства с признаками орфограмм и развития орфографической зоркости через использование дидактической игры.Данные игры можно использовать самостоя...