Дисграфия
консультация по логопедии (2 класс) на тему
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно "нелепые" ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. (Дисграфия - частичное, специфическое нарушение процесса письма)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.docx | 72.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно "нелепые" ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. (Дисграфия - частичное, специфическое нарушение процесса письма)
1.Упражнения на развитие фонематических процессов подобраны для:
а) развития фонематического восприятия;
б) вырабатывания умения слышать и выделять первый и последний звук;
в) формирования умения подбирать слова по заданному количеству букв;
г) умения слышать и определять количество звуков в слове.
2.Упражнения для развития четкой артикуляции и голоса необходимы для успешного обучения в школе. Они построены на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать ритм и темп речи.
3. Развитие мелкой моторикой включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с "приговорками". Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок на письме.
4. Корректурные пробы необходимы при коррекции зрительного восприятия и образного представления буквы.
В дидактических упражнениях предлагаются некоторые практические материалы по профилактике дисграфических ошибок у детей начальных классов. При помощи этих упражнений происходит развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, развитие мелкой моторики, нормализация эмоциональной сферы.
Кроме профилактики и оказание помощи, предложенные упражнения решают следующие задачи: обогащение и расширение словарного запаса у детей; активизация устной учебной лексики у учащихся; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и письменной речи; развитие фонематического восприятия устной речи; развитие мелкой моторики пальцев рук.
В приложениях № 1,2,3 представлены виды нарушений, которые могут привести к дисграфии. Для предотвращения нарушения письменной речи, мною составлены и систематизированы следующие упражнения.
Упражнения по развитию фонематических процессов
1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.
При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:
услышали, произнесли, отличили, записали.
При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.
Инструкция педагога | Участие ребёнка |
Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз | Зрительное и слуховое восприятие |
Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА | К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе |
Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить | Концентрация внимания, память слуховая и двигательная. |
Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие |
Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь |
Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания | Слуховое восприятие, двигательная память |
Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги | Слуховое восприятие, речь |
2. Найди по звуку слово.
После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.
З-С | Б-П | Д-Т | В-Ф | Г-К | Ж-Ш |
Сыр | Палка | Дыня | Фокус | Голос | Шуба |
Зонт | Банка | Тыква | Вата | Кошка | Жук |
Сани | Блузка | Тело | Фабрика | Губы | Штанга |
После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.
3. Назови слово, которое отличается от остальных.
Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА
4. Игры с мячом.
Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.
4.1. "Я знаю пять слов".
Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.
Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.
правой рукой | левой рукой | двумя руками | руками поочередно |
Я знаю пять слов со звуком "С" | Я знаю пять слов со звуком "З" | Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З" | Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З" |
Санки - раз | Зубы - раз | Санки -раз | Сова - раз |
Сова - два | Зонт - два | Зубы - два | Зубы - два |
Салат - три | Зима - три | Сом - три | Снег - три |
Самолёт - четыре | Заяц - четыре | Звезда - четыре | Заяц - четыре |
Снег - пять | Зал - пять |
|
|
4.2.Любопытный.
Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.
Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.
КТО | ЧТО СДЕЛАЛ | КОМУ | ЧТО |
Дима | дал | другу | дневник |
Соня | связала | сестре | свитер |
Повар | приготовил | приятелям | пирог |
4.3. Будь внимательным.
Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
5. Игры со словами.
Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.
Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.
2 5.1. | Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами | -а-, - - и- а . |
3 5.2. | Угадай слово. *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. *Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными. Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет. (Отрабатывается механизм избирательности при письме). | Сапоги, молоко (Используется при работе со словарными словами.) Шк:л:, :л:ц:, с:мк: В:т:р п: м:р: г:л::т. |
5.3 | Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а, | Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар. Каша, Маша, папа, жаба, лама. |
5.4. | Составь слова из данных букв. ((л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к) | Лужа, жук, лук, уж, лак. Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак |
5.5. | Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА | Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз |
5.6. | Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв | Кот, каша, булка, машина |
5.7. | Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ | Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :.. |
5.8. | Расшифруй слова и назови одним словом. а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь | а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь б)ночь, утро, вечер, день - сутки |
5.9. | "Арабское письмо". Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов. | (карандаш, окно, книга, домик) школу в идут дети (Дети идут в школу) |
5.10. | "Путаница". В сложных словах дети часто при чтении и письме пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово. Выполняя это упражнение, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке. | |
| 5.10.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги | ЧЕ-РЕ-ПА-ХА |
| 5.10.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. | ХА-ПА-РЕ-ЧЕ |
| 5.10.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов | РЕ-ПА-ХА |
| 5.10.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2 | РЕ-ХА-ЧЕ-ПА, ХА-ЧЕ-ПА-РЕ |
Работа над развитием речевого аппарата и голоса
Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата (смазанная невнятная речь), неправильное дыхание могут привести к проблемам в обучении. Работа над развитием речевого аппарата включает артикуляцию и правильное дыхание. Надо помнить, что постоянный вдох ртом может ухудшить слух.
Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. "Дышать ртом, то же самое, что есть носом" (восточная мудрость).
Упражнения на дыхание можно проводить в начале урока, во время физкультурной минутки или в конце урока. Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка на выполнение того или иного задания, можно использовать упражнение на дыхание: рука идёт вверх - вдох через нос, рука опускается на уровень диафрагмы - выдох через рот (повторить 3-5 раз).
Свист, игра на духовых инструментах, "разговаривание" через дырочки в бумаге, через бахрому бумажных усов, имитация сосания, зевание полезны для развития правильного дыхания. Ребёнок может задержать воздух в ротовой полости путём надувания щёк, зажатия ноздрей и попеременного выпускания воздуха изо рта и носа.
1. Дыхательная гимнастика.
Цель: выработка правильного носового дыхания.
1.1.Поглаживание носа от кончика вверх - вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.
1.2.Расширьте ноздри - вдох, расслабьте - выдох.
1.3. Широко открыть рот и подышать носом.
1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох - задержка - выдох - задержка.
(Упражнения для дыхательной гимнастики даны в методической литературе).
2. Беззвучно произнести А - Э - О, с поворотом головы.
Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.
3. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка.
БА-БА-БА БА-БА-БА БА-БА-БА | ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО | ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ | ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА Ла-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА |
4. Орфографическое чтение вслух.
Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся, Не карабль, не кораболь, а именно кОраБЛь.
5. Чтение чистоговорок
Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию; развивать чувства ритма и рифмы; развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)
РА-РА-РА - В КОМНАТЕ ЖАРА | ЧИ-ЧИ-ЧИ- У ДОМА КИРПИЧИ |
6. Скороговорки.
Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, педагог решает многие задачи:
развивает фонематический слух каждого ребёнка; уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции; развивает память; способствует снятию страха перед произнесением трудных слов; работает над памятью; обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику; развивает правильное дыхание; помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи; способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.
Скороговорка - это интеллектуальная и артикуляционная игра. Правила скороговорки требуют неукоснительного, точного воспроизведения сказанного. Перед тем, как быстро проговорить скороговорку, её нужно выучить. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов. Секрет их заучивания в том, что каждая решает новую задачу: языковую, артикуляционную, смысловую, предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, представляет свою мелодию и ритм. Например: "Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают", "Тощий немощный Кащей, тащит ящик овощей", "У Влада брат, Влад брату рад".
Работа над мелкой моторикой
1. Росчерк.
Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика, которая находятся в прямой связи с развитием речи и формируется к 7-8 годам. Работая с росчерком необходимо соблюдать следующие условия: темп речи, при произнесении стиха, должен совпадать с темпом работы руки. На каждое движение руки есть свой слог или слово. При этом ребёнок должен сам себя контролировать: совпадает ли движение руки с тем, что он говорит. Сначала ребенок за педагогом повторяет эти движения в воздухе, приучая руку плавно двигаться, а потом переносит эти движения на бумагу. Росчерк позволяет решать такие задачи: развитие мелкой моторики; синхронизация зрительного, двигательного, речевого анализатора.
Лепесток, лепесток получается цветок |
|
Вот лошадка у ворот, уши, грива, глазки, рот. |
|
2.Пальчиковая гимнастика
2.1. Игры - потешки с пальчиками.
А) Вышли пальчики гулять, а вторые догонять (два пальчика). Пальчики двигаются по столу.
Третьи пальчики пешком (три пальчика), а четвёртые бегом (четыре пальчика).
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал (большой палец).
Б) Большой палец поочередно прикасается с нажимом к указательному, среднему, безымянному, мизинцу.
2.2 Волшебная палочка.
Свернуть из листа бумаги волшебную палочку (можно менять инструкцию: кто тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее сделает волшебную палочку). Из данной палочки сделать букву (О,П,Б,В,Р,З)
2.3. Массаж.
Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.
3. Штриховка. Любые геометрические фигуры штриховать тонкими линиями слева направо, сверху вниз.
Работа над зрительным восприятием
1. Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы
| Инструкция | Предлагаемый материал |
11. | Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы. |
|
13. | Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) | например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю |
14. | Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты. СЕ | СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ |
ОБ | БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО | |
КОТ | ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО | |
ЧАШКА | ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА | |
15. | Найди спрятанное слово | ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет) |
16. | Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх | ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ. |
.7. | Перепиши без ошибок следующие строки | ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА |
2. "Муха". Данное упражнение помогает развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, и различать букву и её зеркального двойника.
Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась.
В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек - вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква "Г", которую можно заштриховать.
3. "Перевёрнутый текст ". Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
4. " Чтение слов по полубукве ". Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).
Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.
5. "Деформированный текст". Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.
Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята них вышли в руках на портфели улицу.
Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.
Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.
Нарушения письма, дизграфия, дизорфография
Каждый ребенок, обучаясь письму, сначала допускает немало ошибок, но довольно быстро избавляется от них. Если обучать письму начинают с 5 или с 4 лет, то ошибки могут сохраняться вплоть до начала регулярного обучения в школе, и это следует рассматривать как норму. В дошкольном возрасте ребенок по своим языковым и умственным способностям не в состоянии усвоить основной набор правил правописания. Он пишет так, как произносит слова: малако, пабижал, дарагая и т. п.
Кроме того, для дошкольника изображение буквы довольно долго воспринимается так же, как картинка, рисунок, а не символ, знак. Для предметного изображения, как известно, неважно, как оно расположено на горизонтальной оси, повернуто оно вправо или влево, зеркальное изображение предмета воспринимается равноценно с оригиналом. Для символа же все принципиально иначе: зеркальное изображение буквы перестает быть знаком, теряет всякий смысл. Поэтому в письме дошкольников так часто встречаются зеркально изображенные буквы наряду с правильными: С и Э, Р и Ч, Я и R, И и N. Кроме того, нередко встречаются такие ошибки, как пропуски букв, чаще — гласных, слитное написание двух слов — насто-ле, влесу. Уже к середине первого класса ошибок встречается сравнительно мало. Закономерны и правомерны на первом году обучения орфографические ошибки, когда ребенок не учитывает тот факт, что в некоторых словах буквенная запись не совпадает с тем, как мы произносим слово.
Таким образом, временные, преходящие ошибки в начальный период овладения письмом нельзя считать нарушением, это закономерное явление. При овладении любым навыком ребенок сначала допускает много ошибок, сбивается и лишь постепенно, через определенное время достигает совершенства. Однако навык письма у одних детей формируется быстро и легко, у других — требует значительных усилий, а у некоторых — без специальной помощи логопеда остается несовершенным очень долго, а иногда — всю жизнь.
Именно последний случай, из выше перечисленных, принято расценивать как «нарушения письма». Нарушения письма обычно связаны с одной из трех проблем, которые ребенок решает при обучении. Ему необходимо научиться:
во-первых, правильно изображать буквы;
во-вторых, правильно выбирать буквы для обозначения ясно слышимых звуков в слове, когда мы пишем «так, как слышим»;
в-третьих, выбирать буквенные символы для обозначения неясно слышимых звуков или вопреки тому, какой звук слышится в слове.
Одним из примеров является правописание безударных гласных или оглушаемых согласных, то есть в соответствии с правилами орфографии. Например, мы произносим грип, а пишем гриб, говорим малако, а пишем молоко.
Ошибки в письме, низкая успеваемость по русскому языку может быть вызвана нерадивостью ученика, отсутствием у него интереса к учебе, многочисленными пропусками уроков, низкими общими способностями. Такие проблемы решаются относительно легко. Наряду с этим существуют патологические, стойкие трудности в письме. В логопедии различают два вида нарушений письма — дисграфию и дизорфографию.
Дизграфией называют неспособность писать ясно слышимые звуки. Она может проявляться в заменах так называемых парных согласных (П-Б, Г-К, С-3, ЛЬ-Л, С-Ш) , смешении букв, сходных по начертанию (д-б, п-т, и-ш, л-м и др.), пропусках букв, слитном написании слов, раздельном написании приставок, разделении слова на два фрагмента, в отсутствии заглавных букв в начале и точки в конце предложения. Подобные ошибки возникают у тех детей, которые недостаточно четко различают близкие по звучанию звуки речи (так называемые парные согласные), недостаточно хорошо владеют навыком так называемого фонематического анализа, то есть не могут расчленить целостно звучащее слово на последовательность отдельных звуков (их называют фонемами).
Эти трудности удается преодолеть лишь после продолжительной (1-2 года) коррекционной работы с логопедом. Быстрее и легче удается помочь ребенку, если еще до начала обучения в школе удалось выявить признаки риска и провести профилактическую, предупредительную работу с логопедом. Для того чтобы эти признаки риска обнаружить, ребенка необходимо обследовать у логопатолога или логопеда.
Дизорфография проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила (например: правописание безударных гласных в корне слова, правописание оглушаемых согласных в конце слова), продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим корова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Поэтому и такие дети нуждаются в помощи логопеда. С помощью специальных упражнений приходится вырабатывать у них чуткость к ударности/безударности, формировать умение выделять корень, приставку, суффикс, подбирать однокорениые слова. Тогда ребенок не только знает правила, но и начинает успешно пользоваться ими.
От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора. Однако отличить первую категорию случаев от второй не так просто.
Для этого необходимо провести диагностическое обследование у логопатолога или логопеда.
В заключение подчеркну очень важную для всех родителей мысль. Каждый ребенок, страдающий недостатками речи, в той или иной степени переживает свой недостаток. Это накладывает отпечаток на его речевое поведение, манеру выражаться и уровень общительности, который обычно снижен. Немалую роль в этих вторичных психологических проблемах играет поведение взрослого и прежде всего родителей. Необходимо проявлять достаточную снисходительность и терпимость, чтобы, указывая ребенку на его речевые ошибки, не травмировать его. Необходимо помнить, что потребность в общении — главный стимул для совершенствования речи у ребенка. Чем чаще происходит общение ребенка с родителями, чем оно богаче, насыщеннее, ближе к интересам ребенка, тем быстрее будет обогащаться и совершенствоваться речь. Ключ к благополучию детей — в ваших руках, родители!
Дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом и чтением при нормальном развитии интеллекта.
Наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность определенных операций процесса письма. С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия — механизмом этого виды дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания — чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи).
В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — механизмом этого вида дисграфии является несформированность анализа предложений на слова, проявляющаяся в слитном написании слов, особенно предлогов.
4. Аграмматическая дисграфия — проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи.
5. Оптическая дисграфия — этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций
Основой дисграфии обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова.
Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка.
Дисграфия может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме.
+ 1) Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.
2) Упражнение «Пишем вслух».
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).
Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот »...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом «и»".
4) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Предлагаемые упражнения можно использовать для коррекции дисграфии как индивидуально, так и на подрупповых логопедических занятиях.
Дифференциация з-с
- Вставьте в слова пропущенные буквы.
…такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …а…лонка, …драв…твуй, …па…ибо, …анаве…ка, …о…нательный, …али…ать, …о…тавить, …а….тавить, …ано….а
2.Допишите недостающий слог с буквой з или с.
та…, ко…, ко…, ва…, у…, ро…, бу…, ро…, ва…
3.Вставьте пропущенную букву з или с.
Зима.
На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.
4. Выпишите из текстов слова с буквами з. с.
Золотой луг
Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво. Это было очень красиво.
Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой , луг опять весь был золотой. Я стал наблюдать. К вечеру опять луг зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.
Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.
Дифференциация б-п
1.Вставьте пропущенные в словах буквы.
а) …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик,то…ор, о…ои
б) …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…елка,…о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …ро….олка, …о..итый, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка
2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.
Приблудный
Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.
Дифференциация д-т
1.Закончите слова, добавив слог да или та
бе… …бун горо… приро…
коф… …та воро… порося
во …кой боро… свобо…
ва… …ры гуся… добро…
ро… …ют утя… полно…
2.Вставьте в слова пропущенную букву д или т.
трак…ор, боро…а, с…рела, воро…а, гра…сник, заво…ной, ве…ка, ве…ро, пого…а, желу…и, моло…ок, о…еяло, ве…ер, капус…а, пар…а, у…очка, …е…ра…ь, …ож…ик, с…а…о, …ру…но
3.Составьте и запишите рассказ по опорным словам.
Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился
Дифференциация в-ф
1.Вставьте в слова пропущенные буквы.
а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.
б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.
в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает
2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы
В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу,, …р\аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка.
Дифференциация г-к
1. Прочитайте слова, запишите слоги с буквой г и к.
Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, речка, кеды, книга, Галя, Коля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, кино, гулять.
2. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.
а) У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.
б) Сне…, кула…, творо…, пау…, ро… , столби…, замо…, дуршла…, пиджа…,дру… , каблу…, шлан…, гон…, гама…, зна… , остро…, рыно…, плу…, клубо…, лу… .
3. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.
а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная красивый, глубокий.
б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.
4. Выпишите слова с буквами г , к.
Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.
Дифференциация ж-ш
1. Вставьте буквы ж-ш.
…уба, …ук, …ум, кра…а, …ивой, ви…ня, вра…да, ли…ний, булы…ник, умно…ение, ве…алка, пе…ка, сло…ение, дви…ение, дол…ен, ти…е, бли…е, творо…ники, …ирный, бума…ный, …поры, …палы, кры…овник, эта…ерка,
…а…ки, мо…е…ь, …ур…ал, …иве…ь, ле…и…ь, …тани…ки, …ари…ь, ма…е…ь, …ме…ь, …ур…ит.
2. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика.
а) послушная дружба
свежая Жанна
надежная каша
шерстяная крыша
железная одежда
рыжая кошка
б) книжный машинка
бумажный шкаф
швейная шлем
ближняя животное
домашнее школа
тяжелый мешок
в) Женя ржут
бабушка жужжит
лошади пишет
Маша вяжет
шмель дежурит
дедушка бежит
3.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.
Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.
Дифференциация с – ш
1 Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
а) веселый шоссе
ясное пастушок
сухое солнышко
интересное кошка
серая путешествие
б) высокая овес
синий башня
шерстяной шар
пушистый снег
сушённый шкаф
в) сосна спешит
Соня сохнет
мыши шумят
камыши осыпаются
листья шуршат
2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.
Куку…ка ве…ело кукует. …а…а не…ет гру…и. Па…ту…ок …пе…ит домой. …е…тра …шила ….а…е руба…ку. Ма…а не…ет бабу…кину …умку. …а…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной ножке.
Дифференциация ч – ш
1. Закончите слово, дописав слоги
ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча);
ка…, ту.., Ма…, ку…, кры…, встр…, Ми…, лап…, да…, на…, зада…, Па…, переда…, све.., поро…, отда…, сда…, уда…
2. Закончите слово, дописав слоги
чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши);
но…, на…, мы…, да…, у…, ту…, гало…, кала…, зада…, малы,,,. встре…, ланды…, гра…, мол…, пи…, ды…, ни…
3. Закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями. (Используя ранее отработанные словосочетания.)
Бабушка сварила …(какую? что? ) На грушевом дереве созрели …(какие? что?). У белой кошки было одно …(какое? что?). У малышки всегда …(какие? что?). В углу шуршит … (какая? что?). Наташа любит … (какой? что?)
4. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.
Письма опускают в почтовый… . Для дождливой погоды мама купила … . Надо отдать чужую … . мы собирали на огороде сочные … . Очень вкусен копченный … . В лесу раздавался птичий … . туристы вошли в чудесное… .
Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.
5. Вставьте в слова пропущенные буквы
пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный , …еткий, …а…а . …и…е , …у…ка, …ено…ек . ве…и…ка, ру…и…а, то….иль…ик.
ДИСГРАФИЯ У РЕБЕНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!
КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.
Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.
НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.
1) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
2) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".
4) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:
К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.
5) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Диктанты надо писать! Только по-особому.
- Чрезвычайно медленно!
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов. - Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения). - Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Учим детей писать без ошибок
1) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
2) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".
4) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:
К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.
5) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Диктанты надо писать!
- Чрезвычайно медленно!
- Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Скорее всего ребенок откажется, не сможет это сделать, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения). - Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...
Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...