Рабочая программа по развитию речи на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._razvitie_rechi.docx | 49.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская школа – детский сад»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического объединения заместитель директора по воспитательной ВРИО директора образовательной организации
учителей-логопедов внеклассной внешкольной работе
руководитель МО _______________С.В. Попова __________Л.Х. Хайруллина
______________Кашапова Р.Р. «___»____________2016г «____»_________2016г.
учителей-дефектологов
руководитель МО
_____________Страшко Е.А.
«____»_________2016г
Рабочая программа по развитию речи
на 2016-2017 учебный год
Класс 2 «Б» (с тяжелыми нарушениями речи).
Составитель:
Щеблевская Елена Евгеньевна
Первая квалификационная категория
г. Сургут, Тюменской области
2016г.
Развитие речи. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017учебный год.
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год. Программа соответствует государственному стандарту содержания образования.
- «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6.10.09 (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» (с изменениями: приказы №1241, №2357))
- «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа)» (4-е издание); Закона «Об образовании»; авторской программы по математике М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой и др.
- «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288».
- Письмо «О специфике деятельности специальных учреждений» № 48 от 4.09.1997.
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Характерное для детей с ТНР нарушение всех структурных компонентов речи обуславливают специфику обучения их русскому языку. Она выражается в том, что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.
В системе школьного образования учебный предмет «Развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Темы по развитию речи - - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Работа по развитию связной речи у обучающихся даётся в процессе изучения всего программного материала по развитию речи: работа с деформированным текстом, распространение текста путём включения в него прилагательных, изложение рассказа по коллективно составленному плану, составление рассказа по картине по коллективно составленному плану, по опорным словам и данному плану, оставление рассказа с помощью учителя по предложенным темам, сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений.
Цели курса:
формировать и совершенствовать полноценные формы общения и языковые средства с учетом их взаимодействия;
- формировать, развивать и активизировать словарь;
- совершенствовать практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- обучать связной речи (устной и письменной)
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
- определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль.
Кроме того, каждый из разделов программы нацелен на разрешение ряда специфических задач:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать навыки грамотного письма;
- научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего и культурного развития учащихся;
- формировать нравственные качества личности школьников.
Специальной задачей обучения развитию речи в 3 классе является коррекция устной и письменной речи и мышления учащихся с ТНР.
Количество часов по программе: 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На развитие речи в 2 классе выделяется — 68 ч. (34 учебные недели; 2 час в неделю).
По учебному плану__2__час(ов) в неделю.
Количество часов на I полугодие:
Всего__32___часа, в неделю__2__час.
Количество часов на II полугодие:
Всего___36_часов, в неделю__2_час.
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.
Универсальные учебные действия (УУД) формируемые на занятиях развития речи:
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль):
- Уметь осуществление контроля процесса и результатов деятельности
- самоконтроль процесса и результатов деятельности
Познавательные УУД (общеучебные):
- уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- уметь ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов
Познавательные УУД (информационные):
обучение работе с разными видами информации:
- формировать умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради
- формировать умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями:
- обучать работе с информацией, представленной в графической (иллюстративной) форме:
Познавательные УУД (информационные):
обучение работе с разными видами информации по другим основаниям:
- понимать и преобразование информации
- применять и представлять информацию
- оценивать достоверности получаемой информации
Познавательные УУД (знаково-символические):
- моделировать
Познавательные УУД (логические):
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
- подводить конкретного языкового материала под лингвистическую схему
- подводить под правило
- устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать инициативно
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть | Раздел | Всего часов |
1 четверть | Связная речь. Тексты. | 18 |
2 четверть | Связная речь. Тексты. | 14 |
за 1 полугодие: 32 | ||
3 четверть | Связная речь. Тексты. | 20 |
4 четверть | Связная речь. Тексты. | 16 |
за 2 полугодие: 36 | ||
Связная речь. Тексты. | за весь учебный год: 68 |
Для реализации программного содержания используется:
Учебник: В.П.Канакина «Русский язык». Учебник для 2 класса, четырехлетней начальной школы. Рекомендовано министерством образования и науки РФ, «Просвещение», Москва – 2012 г.
Книга для учителя. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания. Составители: Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина, Ростов на Дону, издательство «Феникс» 2003 г.
№ п/п по чет | Тема раздела/ тема урока | Кол- во час | Дата | Коррекционная направленность | Деятельность учащихся | ||||||
План | Факт | ||||||||||
I четверть (18 занятий) | |||||||||||
1 | День знаний | 1 | 06.09.2016 | Развитие устной речи через умение составлять текст. | Составить текст по заданной теме используя собранный материал и опорным словам на основе личного опыта. | ||||||
2 | Составление текста по рисунку. | 1 | 07.09 | Развитие устной речи через умение составлять текст. | Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст) | ||||||
3 4 | Восстановление деформированного текста «Ежик спит». Работа над ошибками | 2 | 13.09 14.09 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. -правописание сочетания в неё. -написание слова ёжик. | Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте. Закрепление знаний о признаках текста. Формирование умения письменно оформлять текст. Развивать логическое мышление на основе формулирования учебной задачи. Воспитывать мотивацию к учению. | ||||||
5 6 | Восстановление деформированного текста «Рыжий кот». Работа над ошибками | 2 | 20.09 21.09 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило | Формировать умения описывать предмет. Формировать умения использовать в речи слова обозначающие признаки предмета. Обобщать знания о структурных частях текста. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
7 8 | Составление рассказа по серии картинок «Порядок время бережет». Работа над ошибками | 2 | 27.09 28.09 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений и текста. | Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
9 10 | Сочинение по наблюдениям «Осень». Работа над ошибками. | 2 | 04.10 05.10 | Развитие речи, воображения, мышления. Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило | Формировать умение проводить наблюдения по заданной теме. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Учить выражать в слове свои впечатления. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
11 12 | Свободный диктант «Скворец Гришка». Работа над ошибками. | 2 | 11.10 12.10 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов. | Обобщение знаний о структурных частях текста. Формирование умения выделять части в тексте. Формирование умения точно употреблять слова в речи. Развивать память. Воспитывать мотивацию к учению. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
13 14 | Восстановление текста с пропущенными словами Работа над ошибками | 2 | 18.10 19.10 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов. | Формировать умение озаглавливать текст. Формировать умение точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
15 16 | Изложение текста по вопросам. «Послушный дождик». Работа над ошибками. | 2 | 25.10 26.10 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре. Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Составить текст-описание предмета. Согласовывать слова в предложении. Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
17 18 | Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка». Работа над ошибками. | 2 | 01.11.
02.11 | Развитие речи, воображения, мышления через составление предложений по предмету | Формирование умения определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке. Делить текст на части и выделять их при записи. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
I четверть: 18 часов | |||||||||||
II четверть (14 занятий) | |||||||||||
1 2 | Восстановление деформированного текста «Как Алеша ежика искал». Работа над ошибками. | 2 | 15.11
16.11 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре. Развивать мышление через умение применять правило | Составлять текст Формировать умения восстанавливать деформированный текст. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
3 4 | Восстановление текста с пропущенными словами. Работа над ошибками | 2 | 22.11 23.11 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре. Развивать мышление через умение применять правило | Составлять текст Формировать умения восстанавливать деформированный текст. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
5 6 | Изложение текста по вопросам. «Синичка» Работа над ошибками | 2 | 29.11 30.11 | Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса. Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку | Составлять текст по опорным словам. Определять последовательности частей в тексте. Уметь передавать содержание текста. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
7
8 | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам «Друзья птиц» Работа над ошибками. | 2 | 06.12
07.12 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило. | Формировать умения рассматривать картину. Формировать умения передавать содержание картины. Составлять текст по опорным словам. Определять последовательности частей в тексте. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
9 10 | Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег» Ра бота над ошибками. | 2 | 13.12 14.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа по серии картинок. | Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
11 12 | Изложение текста по вопросам к каждому предложению. «Снеговик» Работа над ошибками. | 2 | 20.12 21.12 | Развитие речи, воображения, мышления. Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. | Составлять небольшой текст. Учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
13 14 | Сочинение по наблюдениям «Как падает снег». Работа над ошибками. | 2 | 27.12 28.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения. | Письменно излагать содержание рассказа по коллективно-составленному плану. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
II четверть: 14 часов | |||||||||||
III четверть (20 занятий) | |||||||||||
1 2 | Восстановление деформированного текста Л.Н. Толстого «Кошка и птичка». Работа над ошибками | 2 | 17.01 18.01 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам. Определять последовательность частей в тексте. Передавать содержание текста. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
3 4 | Восстановление деформированного текста по картинке с творческим дополнением « Добрый поступок». Работа над ошибками. | 2 | 24.01 25.01 | Овладение умением определять части в тексте, составлять план. Развитие фонематического слуха посредством под диктовку простых слов. | Составлять небольшой текст. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам. Определять последовательность частей в тексте. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
5 6 | Изложение текста по обобщенным вопросам. «Опасная встреча». Работа над ошибками. | 2 | 31.01 01.02 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Составлять небольшой текст. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам. Определять последовательность частей в тексте. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
7 8 | Описание животного Работа над ошибками. | 07.02 08.02 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов. | Обобщать знания о структурных частях текста. Формировать умение выделять части в тексте. Формировать умение точно употреблять слова в речи. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | |||||||
9 10 | Изложение текста по вопросам. «Шар в окне». Работа над ошибками. | 2 | 14.02 15.02 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. Овладение умением письменно излагать зрительно воспринятый текст по вопросам. | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
11 12 | Составление рассказа по серии картинок «Зимние забавы». Работа над ошибками. | 2 | 21.02 22.02 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа по серии картинок. | Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
13 14 | Изложение текста по опорным словам. «Не обижай животных!» Работа над ошибками. Работа над ошибками. | 2 | 28.02 01.03 | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда картинок, предметов, расположенных в определённом порядке. | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
15 16 | Творческая работа «Моя МАМА» Работа над ошибками | 2 | 07.03 14.03 | Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
17 18 | Текст-описание. «Снег теперь уже не тот». Работа над ошибками. | 2 | 15.03. 21.03 | Развитие мышления и воображения, опираясь на личный опыт и наблюдения. Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам. | Учиться писать свободный диктант. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
19 20 | Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Работа над ошибками. | 2 | 23.03 24.03 | Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам. | Формировать умение создавать повествовательный текст по картинке, вопросам и опорным словам. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
Конец 3 четверти: 20 часов. | |||||||||||
IV четверть (16 занятий) | |||||||||||
1 2 | Описание животного Работа над ошибками. | 2 | 04.04 06.04 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре. Развивать мышление через умение применять правило | Формировать умения описывать предмет. Формировать умения использовать в речи слова обозначающие признаки предмета. Формировать умение соотносить заголовок текста с его главной мыслью, формировать умения восстанавливать деформированный текст. Развивать творческое воображение. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
3 4 | Сочинение по рисунку «Посадка деревьев». Работа над ошибками | 2 | 11.04 12.04 | Овладение умением писать письма. Познакомиться с особенностями текста письма. | Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
5 6 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Работа над ошибками | 2 | 18.04 19.04 | Овладение умением определять части в тексте, составлять план, умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения. | Формировать умение рассматривать картину. Формировать умение связно и последовательно передавать содержание картины. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
7 8 | Сочинение по рисунку и опорным словам. «Дети и зайцы». Работа над ошибками. | 2 | 25.04 26.04 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений. | Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
9
10 | Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам «Страшный клад» Работа над ошибками. | 2 | 02.05 03.05 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления текста. Коррекция и развитие связной и письменной речи. | Формировать умение распознавать типы речи. Учить рассуждать, аргументировать свою позицию. Расширять словарный запас и вкус к литературному языку. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
11 12 | Сочинение с элементами рассуждения «Что я умею делать». Работа над ошибками. | 2 | 10.05 16.05 | Развитие связной письменной речи в процессе составления предложений. | Формировать умение распознавать типы речи. Учить рассуждать, аргументировать свою позицию. Расширять словарный запас и вкус к литературному языку. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
13 14 | Изложение текста «Умей обождать» по вопросам Работа над ошибками. | 2 | 17.05 23.05 | Развитие связной письменной речи в процессе составления предложений. | Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, логически связывать части текста. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
15 16 | Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой». Работа над ошибками. | 2 | 24.05 30.05 | Развитие связной письменной речи в процессе составления предложений. | Формировать умение строить текст с элементами рассуждения, использовать речевые средства для передачи отношения к описываемому событию. Работать с текстом: определять главную мысль. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||||||
IV четверть: 16 часов | |||||||||||
Конец года: 68 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы в 1 классе на 2016-2017 учебный год по ФГОС
В рабочей программе имеется планируемые предметные результаты освоения учебногопредмета, содержание учебного предмета и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике 2 класс 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа составлена к учебнику "Информатика 2 класс" Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа русский язык 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России В. П. Канакина
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России А. А. Плешаков
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа Литературное чтение 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Л. Ф. Климанова
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа кружка "Умелые ручки" на 2016-2017 учебный год.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (...