Рабочая программа по развитию речи на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Щеблевская Елена Евгеньевна

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._razvitie_rechi.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская школа – детский сад»

         РАССМОТРЕНО        СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании  методического объединения        заместитель  директора по воспитательной                     ВРИО директора  образовательной организации

учителей-логопедов        внеклассной внешкольной работе

руководитель МО        _______________С.В. Попова                                            __________Л.Х. Хайруллина                                                  

______________Кашапова Р.Р.                 «___»____________2016г                                                 «____»_________2016г.

учителей-дефектологов

руководитель МО

_____________Страшко Е.А.                                                                                                                                                                                                              

«____»_________2016г

Рабочая программа по развитию речи

на 2016-2017 учебный год

Класс 2 «Б»  (с тяжелыми нарушениями речи).

Составитель:

Щеблевская Елена Евгеньевна

Первая  квалификационная категория

г. Сургут, Тюменской области

2016г.

Развитие речи. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017учебный год.

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год. Программа соответствует государственному стандарту содержания образования.

  • «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6.10.09    (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» (с изменениями: приказы №1241, №2357))
  • «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа)» (4-е издание); Закона «Об образовании»; авторской программы по математике М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой и др.
  • «Типового положения  о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с  отклонениями  в  развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  12.03.97г. № 288».
  • Письмо «О специфике деятельности специальных учреждений» № 48 от 4.09.1997.
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Характерное для детей с ТНР нарушение  всех структурных компонентов речи обуславливают специфику обучения их русскому языку. Она выражается в том, что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.

В системе школьного образования учебный предмет «Развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности   развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

 Темы по развитию речи - - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Работа по развитию связной речи у обучающихся   даётся в процессе изучения всего программного материала по  развитию речи: работа с деформированным текстом, распространение текста путём включения в него прилагательных, изложение рассказа по коллективно составленному плану, составление рассказа по картине по коллективно составленному плану, по опорным словам и данному плану, оставление рассказа с помощью учителя по предложенным темам, сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений.

Цели курса:  

формировать и совершенствовать полноценные формы общения и языковые средства с учетом их взаимодействия;

  • формировать, развивать и активизировать словарь;
  • совершенствовать практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
  • обучать связной речи (устной и письменной)

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

  • определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль.

Кроме того, каждый из разделов программы нацелен на разрешение ряда специфических задач:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать навыки грамотного письма;
  • научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • повысить уровень общего и культурного развития учащихся;
  • формировать нравственные качества личности школьников.

Специальной задачей обучения развитию речи  в 3  классе является коррекция устной и письменной речи и мышления  учащихся с ТНР.  

Количество часов по программе: 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На развитие речи в 2 классе  выделяется — 68 ч. (34 учебные недели;  2 час в неделю).  

По учебному плану__2__час(ов) в неделю.

Количество часов на I полугодие:

Всего__32___часа, в неделю__2__час.

Количество часов на II полугодие:

Всего___36_часов, в неделю__2_час.

Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.

Универсальные учебные действия  (УУД)   формируемые на занятиях развития речи:

Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль):

  • Уметь осуществление контроля процесса и результатов деятельности
  • самоконтроль процесса и результатов деятельности

Познавательные УУД (общеучебные):

  • уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • уметь ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов

Познавательные УУД (информационные):

 обучение работе с разными видами информации:

  • формировать умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради
  • формировать умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями:
  • обучать работе с информацией, представленной в графической (иллюстративной) форме:

Познавательные УУД (информационные):

обучение работе с разными видами информации по другим основаниям:

  • понимать и преобразование информации
  • применять и представлять информацию
  • оценивать достоверности получаемой информации

Познавательные УУД (знаково-символические):

  • моделировать

Познавательные УУД (логические):

  • подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
  • подводить конкретного языкового материала под лингвистическую схему
  • подводить под правило
  • устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничать инициативно
  • уметь  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

Четверть

Раздел

Всего часов

1 четверть

Связная речь. Тексты.

18

2 четверть

Связная речь. Тексты.

14

за 1 полугодие: 32

3 четверть

Связная речь. Тексты.

20

4 четверть

Связная речь. Тексты.

16

за 2 полугодие: 36

Связная речь. Тексты.

за весь учебный год: 68

Для реализации программного содержания используется:

Учебник: В.П.Канакина «Русский язык». Учебник для 2 класса, четырехлетней начальной школы. Рекомендовано министерством образования  и науки РФ, «Просвещение», Москва – 2012 г.

Книга для учителя. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания. Составители: Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина, Ростов на Дону, издательство «Феникс» 2003 г.

№ п/п

по чет

Тема раздела/ тема урока

Кол- во час

Дата

Коррекционная направленность

Деятельность учащихся

План

Факт

I четверть (18 занятий)

1

День знаний

1

06.09.2016

Развитие устной речи через умение составлять текст.

Составить текст по заданной теме используя собранный материал и опорным словам на основе личного опыта.

2

Составление текста по рисунку.

1

07.09

Развитие устной речи через умение составлять текст.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст)

3

4

Восстановление деформированного текста «Ежик спит».

Работа над ошибками

2

13.09

14.09

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов. -правописание сочетания в неё. 

-написание слова ёжик.

Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

Закрепление знаний о признаках текста. Формирование умения письменно оформлять текст. Развивать логическое мышление на основе формулирования учебной задачи.

Воспитывать мотивацию к учению.

5

6

Восстановление деформированного текста «Рыжий кот».

Работа над ошибками

2

20.09

21.09

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило

Формировать умения описывать предмет. Формировать умения использовать в речи слова обозначающие признаки предмета.

Обобщать знания о структурных частях текста.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

7

8

Составление рассказа по серии картинок

«Порядок время бережет».

Работа над ошибками

2

27.09

28.09

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений и текста.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

10

Сочинение по наблюдениям «Осень».

Работа над ошибками.

2

04.10

     05.10

Развитие речи, воображения, мышления. Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило

Формировать умение проводить наблюдения  по заданной теме. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Учить выражать в слове свои впечатления.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

12

Свободный диктант                    «Скворец Гришка».

 Работа над ошибками.

2

11.10

12.10

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов.  

Обобщение знаний о структурных частях текста. Формирование умения выделять части в тексте. Формирование умения точно употреблять слова в речи.

Развивать память.

Воспитывать мотивацию к учению.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

13

14

Восстановление  текста  с пропущенными словами

Работа над ошибками

2

18.10

19.10

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов.  

Формировать умение озаглавливать текст.

Формировать умение точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

15

16

Изложение текста по  вопросам.

 «Послушный дождик».

Работа над ошибками.

2

25.10

26.10

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре.

Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Составить текст-описание предмета. Согласовывать слова в предложении.  Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

17

18

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка».

Работа над ошибками.

2

01.11.

     

    02.11

Развитие речи, воображения, мышления через составление  предложений  по предмету

Формирование умения определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке.

Делить текст на части и выделять их при записи.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

I четверть: 18 часов

II четверть (14 занятий)

1

2

Восстановление деформированного текста               «Как Алеша ежика искал».

Работа над ошибками.

2

15.11

   

     

   16.11

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре.

Развивать мышление через умение применять правило 

Составлять текст

Формировать умения восстанавливать деформированный текст.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

3

4

Восстановление текста с пропущенными словами.

Работа над ошибками

2

22.11

   23.11

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре.

Развивать мышление через умение применять правило 

Составлять текст

Формировать умения восстанавливать деформированный текст.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

5

6

Изложение текста по  вопросам. «Синичка»

Работа над ошибками

2

29.11

30.11

Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса.

 Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку

Составлять текст по опорным словам. Определять последовательности частей в тексте. Уметь передавать содержание текста.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

7

 

8

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам      «Друзья птиц»

Работа над ошибками.

2

06.12

   

    07.12

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило.

Формировать умения рассматривать картину. Формировать умения передавать содержание картины. Составлять текст по опорным словам. Определять последовательности частей в тексте.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

10

Сочинение по наблюдениям с элементами описания

«Первый снег»

Ра бота над ошибками.

2

13.12

14.12

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  рассказа  по серии картинок.

Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

12

Изложение текста по  вопросам к каждому предложению.

«Снеговик»

Работа над ошибками.

2

20.12

21.12

Развитие речи, воображения, мышления. Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по

слоговой структуре слов.

Составлять небольшой текст.                                     Учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

13

14

Сочинение по наблюдениям «Как падает снег».

 Работа над ошибками.

2

27.12

28.12

Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения.

Письменно излагать содержание рассказа по коллективно-составленному плану.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

II четверть: 14 часов

III четверть (20 занятий)

1

2

Восстановление деформированного текста Л.Н. Толстого «Кошка и птичка».

Работа над ошибками

2

17.01

18.01

Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам.

Определять последовательность частей в тексте. Передавать содержание текста.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

3

4

Восстановление деформированного текста по картинке с творческим дополнением

« Добрый поступок».

Работа над ошибками.

2

24.01

25.01

Овладение умением  определять части в тексте, составлять план. Развитие фонематического слуха посредством под диктовку простых слов.

Составлять небольшой текст.                                     Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам. Определять последовательность частей в тексте.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

5

6

Изложение текста по обобщенным вопросам.

 «Опасная встреча».

Работа над ошибками.

2

31.01

01.02

Развитие устной речи через умение составлять предложения.

Составлять небольшой текст.                                     Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам. Определять последовательность частей в тексте. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

7

8

Описание животного

Работа над ошибками.

07.02

08.02

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов.  

Обобщать знания о структурных частях текста. Формировать умение выделять части в тексте. Формировать умение точно употреблять слова в речи.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

10

Изложение текста по  вопросам. «Шар в окне».

Работа над ошибками.

2

14.02

15.02

Развитие устной речи через умение составлять предложения. Овладение умением письменно излагать зрительно воспринятый текст по вопросам.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

12

Составление рассказа по серии картинок

 «Зимние забавы».

Работа над ошибками.

2

21.02

22.02

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  рассказа  по серии картинок.

Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

13

14

Изложение текста по опорным словам. «Не обижай животных!»

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

2

28.02

01.03

Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда картинок,

предметов, расположенных в определённом порядке. 

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

 Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

15

16

Творческая работа

  «Моя  МАМА»

Работа над ошибками

2

07.03

14.03

Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

17

18

Текст-описание.

«Снег теперь уже не тот».

Работа над ошибками.

2

15.03.

21.03

Развитие мышления и воображения, опираясь на личный опыт и наблюдения.

Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам.

Учиться писать свободный диктант.

 Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

19

20

Сочинение  по наблюдениям «Ранняя весна».

Работа над ошибками.

2

23.03

24.03

Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам.

Формировать умение создавать повествовательный текст по картинке, вопросам и опорным словам.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Конец 3 четверти: 20 часов.

IV четверть (16 занятий)

1

2

Описание животного

Работа над ошибками.

2

04.04

06.04

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых слов по слоговой структуре.

Развивать мышление через умение применять правило

Формировать умения описывать предмет. Формировать умения использовать в речи слова обозначающие признаки предмета.

Формировать умение соотносить заголовок текста с его главной мыслью, формировать умения восстанавливать деформированный текст.

Развивать творческое воображение.

Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

3

4

Сочинение по рисунку

«Посадка деревьев».

Работа над ошибками

2

11.04

12.04

Овладение умением писать письма. Познакомиться с особенностями текста письма.

Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст,

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

5

6

Сочинение  по картине И. И. Левитана                            «Весна. Большая вода»  

Работа над ошибками

2

18.04

   19.04

Овладение умением  определять части в тексте, составлять план, умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

Формировать умение рассматривать картину. Формировать умение связно и последовательно передавать содержание картины.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

7

8

Сочинение по рисунку и опорным словам.

«Дети и зайцы».

Работа над ошибками.

2

25.04

26.04

Развитие связной и письменной речи в процессе  составления  предложений.

Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

9

 

10

Изложение по коллективно составленному плану и опорным  словам                 «Страшный клад»

Работа над ошибками.

2

02.05

03.05

Развитие связной и письменной речи в процессе составления текста. Коррекция и развитие связной и письменной речи.

Формировать умение распознавать типы речи. Учить рассуждать, аргументировать свою позицию. Расширять словарный запас и вкус к литературному языку.                                              Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

11

12

Сочинение с элементами рассуждения

«Что я умею делать».

Работа над ошибками.

2

10.05

16.05

Развитие связной письменной речи в процессе  составления  предложений.                                                                                                                                                                                                                                                            

Формировать умение распознавать типы речи. Учить рассуждать, аргументировать свою позицию. Расширять словарный запас и вкус к литературному языку.                                              Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

13

14

 Изложение текста «Умей обождать» по вопросам

Работа над ошибками.

2

17.05

23.05

Развитие связной письменной речи в процессе  составления  предложений.                                                                                                                                                                                                                                                            

Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, логически связывать части текста.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

15

16

Сочинение с элементами рассуждения

«Мой любимый герой».

Работа над ошибками.

2

24.05

30.05

Развитие связной письменной речи в процессе  составления  предложений.

Формировать умение строить текст  с элементами рассуждения, использовать речевые средства для передачи отношения к описываемому событию.  Работать с текстом: определять главную мысль.

Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

IV четверть: 16 часов

Конец года: 68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы в 1 классе на 2016-2017 учебный год по ФГОС

В рабочей программе имеется планируемые предметные результаты освоения учебногопредмета, содержание учебного предмета и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике 2 класс 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена к учебнику "Информатика 2 класс" Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа русский язык 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России В. П. Канакина

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Окружающий мир 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России А. А. Плешаков

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Л. Ф. Климанова

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" на 2016-2017 учебный год.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (...