положение и план работы психолого - логопедической службы в школе
рабочая программа по логопедии на тему
Организационная основа деятельности психолого - логопедической работы в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_psihologo-logopedicheskoy_sluzhbe.docx | 35.54 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_psihologo_-_logopedicheskoy_sluzhby.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
П О Л О Ж Е Н И Е
о психолого-логопедической работе в ГБОУ
2015 – 2016 уч.г.г.
Общие положения
- Настоящее Положение определяет организационную основу
деятельности психолого-логопедической работы (далее — ПЛР) в образовательном учреждении (далее – Учреждение / ОУ).
1.2. ПЛР - организационная структура, в состав которой входят специалисты, оказывающие психологическую, коррекционную и педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса.
1.3. Деятельность ПЛР осуществляется на всех ступенях образовательного процесса ГБОУ СОШ – дошкольной, начальной, средней, старшей ступени обучения, основываясь на принципе преемственности всех ступеней обучения ГБОУ СОШ.
1.4.Положение является основой для определения статуса, регламентации специфики организации деятельности ПЛР и разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.27, 41) (далее закон "Об образовании в РФ", Законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами Департамента образования города Москвы и Северного окружного управления нормативной документации, определяющей работу педагогов-психологов и логопедов ГБОУ «Школа № 717» г. Москвы и настоящим Положением.
1.5. ПЛР строится на взаимодействии с педагогическими советами,
методическими объединениями педагогов, администрацией, медицинскими
работниками образовательных учреждений, а также родителями или лицами,
их заменяющими, представителями общественных организаций, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков.
1.6. Деятельность ПЛР создается приказом руководителя Учреждения.
1.7. Педагогом –организатором, ответственным за деятельность ПЛР может
являться работник, имеющий высшее педагогическое образование, проработавший в образовательном учреждении не менее 5 лет, который назначается приказом руководителя образовательного учреждения.
1.8. Количество сотрудников, занятых ПЛР, определяется штатным
расписанием Учреждения, его потребностями и возможностями.
Цели и задачи психолого-логопедической работы
2.1. Целями ПЛР являются:
• содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного
учреждения в создании социально-педагогической ситуации развития,
соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников
образовательного процесса;
• содействие в формировании и приобретении обучающимися, воспитанниками Учреждения основных компетенций, необходимых для успешного освоения учебных программ;
• оказание помощи обучающимся, воспитанникам Учреждения в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
• содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также
формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия,
ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.2. Задачи ПЛР:
• проводить психологический анализ социальной ситуации развития в Учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействовать личностному и интеллектуальному развитию обучающихся,
воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
• формировать у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ;
• обеспечивать психолого-логопедической компетенцией образовательные программы с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
• осуществлять профилактику по преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
• участвовать совместно с педагогическим коллективом Учреждения в
подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности
на разных ступенях образования.
Основные направления деятельности психолого-логопедической работы
К основным направлениям деятельности ПЛР относятся:
3.1. Психолого-логопедическое просвещение —формирование:
∙у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей Учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
∙ психологической культуры всех участников образовательного процесса;
∙ создание условий для полноценного личностного развития и
самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном
этапе, сохранения психологического здоровья, а также в своевременном
предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта, осуществление работы по организации в школе социальных
проектов и программ, руководство и контроль их реализации.
3.2. Психолого-логопедическая профилактика - предупреждение
возникновения явлений школьной и социальной дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных
рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Оказание содействия детям и их родителям, педагогам, школьной администрации в получении психолого-логопедической помощи в
муниципальных, городских и окружных специализированных организациях
3.3. Психолого-педагогическая диагностика - углубленное
психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на
протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных
особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в
образования, нормативной документации, определяющей работу педагогов-психологов и логопедов ГБОУ г. Москвы и настоящим Положением.
3.4. Психолого-педагогическая коррекция — активное воздействие на
процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее
индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности
педагогов-психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других
специалистов
3.5. Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса
в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического
консультирования. Оперативное оказание информационной педагогической,
правовой и социально-психологической помощи всем участникам учебно-
воспитательного процесса в вопросах развития, обучения и воспитания
детей.
Организация психолого-педагогической работы
4.1. Общее руководство ПЛР осуществляет руководитель образовательной
организации. Группа специалистов, занимающихся психолого-логопедической работой, функционируют как целостная система, в которой каждый в соответствии со своими должностными обязанностями реализуют свою деятельность в следующих направлениях: профилактическое, просветительское, диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативное.
4.2. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательном учреждении оказывается группой специалистов,
объединённых психолого-логопедической работой. Состав группы определяется целями и задачами ОУ.
4.3. Специализированная помощь участникам образовательного процесса,
а также содействие в профессиональной деятельности специалистов по ПЛР Учреждения оказываются образовательными организациями, предназначенными для углубленной специализированной помощи всем, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: организациями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи.
4.4. Структура ПЛР предусматривает двойное подчинение специалистов (педагогов-психологов и логопедов) - по административной и по профессиональной линиям:
∙ административное руководство осуществляет руководитель
Учреждения (директор ГБОУ «Школа № 717) через руководителя СП
∙ профессиональное руководство - через педагога-организатора по ПЛР
4.5. Специалисты (педагог – психолог, логопед, дефектолог) несут персональную ответственность за соблюдение профессиональных этических принципов, правильность своих заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционно-развивающих методик и технологий, обоснованность рекомендаций.
4.6. Специалисты (педагог – психолог, логопед, дефектолог) несут ответственность за ведение документации. Основным документом Службы является Перспективный план психолого-логопедической работы
образовательного процесса ОУ, который составляется специалистами в соответствии с целями и задачами ПЛР и спецификой ОУ. Перспективный план согласуется педагогом – организатором по ПЛР и утверждается руководителем ОУ.
Обязательными документами являются: -рабочие программы -календарные планы работы;
-ежегодные аналитические отчеты;
-документация, сопровождающая те или иные виды деятельности в
соответствии с методическими требованиями к ним.
4.7. Планы и отчеты всех специалистов (педагог – психолог, логопед, дефектолог) согласуются с педагогом – организатором по ПЛР и утверждаются руководителем ОУ.
4.8. Распорядок работы специалистов (педагог – психолог, логопед, дефектолог) определяется, исходя из нормативной недельной нагрузки, в соответствии с планом работы и общим распорядком ОУ. График работы утверждается руководителем Учреждения.
4.9. Для осуществления деятельности специалистов (педагог – психолог, логопед, дефектолог) в Учреждении создаются кабинеты, которые размещаются в отдельном помещении и имеет необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми.
4.10. В целях создания единого профессионального пространства,
обобщения и распространения опыта регулярно проводятся мероприятия, на
которых обсуждаются наиболее важные проблемы развития ПЛР по комплексу.
4.11. Аттестация специалистов проводится в соответствии с действующими нормативными документами.
Структура службы
5.1. Первичное звено психолого-логопедической работы формируется в образовательной организации, выполняя работу по реализации задач в соответствии с уровнем квалификации работающих специалистов, целями и задачами Организации.
На должность педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога принимаются работники, имеющие подготовку в соответствии с государственным образовательным стандартом профессий.
Общее руководство ПЛР осуществляет директор Учреждения.
Количество специалистов определяется потребностями и возможностями конкретного образовательного учреждения.
Педагог – организатор по ПЛР назначается приказом руководителя образовательного учреждения.
5.2. Специалисты (педагог – психолог, логопед, дефектолог) осуществляют:
∙ своевременное выявление учащихся, имеющих трудности в обучении, поведении, нарушения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии с целью оказания им комплексной помощи;
∙ работу по определению содержания, методов и форм их обучения воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития;
∙ консультативную помощь родителям, педагогам по проблемам
обучения, воспитания в семье;
∙разработку индивидуальных рекомендаций по оказанию обучающимся возможной психолого-медико-педагогической помощи;
∙ профилактическую работу по предупреждению возникновения
трудностей в интеллектуальном, психическом и социальном развитии
обучающихся; подготовку документации для окружной психолого-медико-
педагогической комиссии с целью оказания специализированной помощи участникам образовательного процесса.
Обеспечение деятельности
6.1. Психолого-логопедическая работа обеспечивается: администрацией
образовательного учреждения, через разработку конкретных должностных инструкций сотрудников Службы; специалистами, окончившими высшее
учебное заведение по специальностям "психология", "логопедия"
имеющие незаконченное высшее образование или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию.
Ответственность
Работники Службы несут ответственность за:
∙ выполнение функциональных обязанностей;
∙ конфидециальность персональной информации;
∙ выполнение утвержденного плана работы;
∙ своевременное предоставление отчетности установленной формы;
∙ повышать свою квалификацию;
∙ за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ОУ,
распоряжений руководителя Учреждения и иных локальных нормативных
актов, должностных обязанностей, установленных должностными
инструкциями, сотрудники несут дисциплинарную ответственность
порядке, определенном трудовым законодательством.
Документация
Психолого-логопедическая работа отражена в следующей документации:
1. Годовой план работы педагога-психолога, утвержденный директором.
Журнал психолога для учета консультаций всех участников образовательного процесса.
Журнал учёта рабочего времени. Методический материал по работе с детьми, родителями
(законными представителями), для педагогических работников.
Методический материал по работе с детьми для родителей
(законных представителей). 2.Список учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. Речевая карта на каждого ученика, зачисленного на логопедические занятия. Расписание логопедических занятий, утвержденное руководителем ОУ. Журнал учёта посещаемости логопедических занятий. Рабочая программа, составленная с учетом структуры речевого
дефекта конкретного обучающегося или группы учащихся.
Общий план методической работы учителя-логопеда на учебный год.
Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
Отчет о работе за год.
3. Годовой план работы дефектолога, утвержденный директором. Карта динамического развития ребенка. Журнал учета обследуемых учащихся. Список учащихся, нуждающихся в занятиях у дефектолога.
Состав групп (для групповых и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий). График работы специалиста. Психокоррекционная программа для школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения.
Программа коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. Расписание коррекционно - развивающих занятий, утвержденное руководителем ОУ.
Журнал учёта посещаемости занятий дефектолога. Отчет о работе за год.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Утверждаю Директор ГБОУ
«15» сентября 2015г.
ГОДОВОЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
на 2015- 2016 уч.гг.
Цель психолого-логопедической работы:
• содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социально-педагогической ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
• содействие в формировании и приобретении обучающимися, воспитанниками Учреждения основных компетенций, необходимых для успешного освоения учебных программ;
• оказание помощи обучающимся, воспитанникам Учреждения в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
• содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия,
ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.2. Задачи психолого-логопедической работы:
• проводить психологический анализ социальной ситуации развития в Учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействовать личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
• формировать у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ;
• обеспечивать психолого-логопедической компетенцией образовательные программы с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
• осуществлять профилактику по преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
• участвовать совместно с педагогическим коллективом Учреждения в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности на разных ступенях образования.
Дата проведения | Вид деятельности | Аудитория | Ответственный |
В течение года | Организационно – методическая работа
| Педагог – психолог, дефектолог, учитель-логопед | |
Диагностическая работа | |||
Сентябрь - октябрь | 1. Выявление индивидуально-типологических особенностей и склонностей воспитанников для последующего учета в осуществлении образовательного процесса 2. Наблюдение за воспитанниками во время занятий и прогулок. | Воспитанники ДОУ | Педагог – психолог, воспитатели |
1. Выявление индивидуально-типологических особенностей и склонностей воспитанников для последующего учета в осуществлении образовательного процесса 2. Наблюдение за учащимися во время уроков и на переменах. 3. Диагностика готовности к школьному обучению. | Учащиеся 1- ых классов | Педагог – психолог, учителя | |
1.Выявление детей с проблемами в развитии. 2. Первичное обследование детей начальных, 5,6 классов (подробное обследование детей вновь прибывших). 3. Подробное обследование детей отобранной группы; распределение детей по диагнозам на подгруппы: 4. Комплектование подгрупп, групп и индивидуальных занятий. 5. Анализ результатов диагностики и комплектования. 6. Статистический учет 7. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса - планирование работы на год. 8. Выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса. 9.Оформление документации | Учащиеся 1-6 классов с ОВЗ | Дефектолог | |
1.Обследование уровня развития речи детей старших и подготовительных групп. 2.Углубленное обследование уровня развития речи детей с нарушениями речи. | Воспитанники ДОУ | Учитель-логопед | |
Обследование уровня развития речи, навыков письма и чтения учащихся | Учащиеся 1-3-их классов (по запросу) | Учитель-логопед | |
Октябрь -ноябрь | 1.Обследование уровня психических процессов у детей старших, подготовительных групп. 2. Обследование уровня познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в коррекционной работе. | Воспитанники ДОУ | Педагог – психолог |
1.Диагностика уровня школьной тревожности; 2.Диагностика межличностных отношений в классе. | Учащиеся 5 – ых классов | Педагог – психолог, | |
Декабрь – январь | Диагностика учебной мотивации | Учащиеся 1- 4 классов, 5 –7 классов | Педагог – психолог |
Промежуточное обследование уровня развития речи детей, зачисленных на логопункт | Воспитанники ДОУ | Учитель-логопед | |
Промежуточное обследование уровня психических процессов у детей старших, подготовительных групп. | Воспитанники ДОУ | Педагог – психолог | |
В течение года | Профдиагностика, отбор в профильные классы | Учащиеся 8-10- ых классов | Педагог – психолог, администрация |
Февраль - март | Диагностика эмоционального состояния Диагностика агрессивного поведения | Учащиеся 9-11 –ых классов Учащиеся 7-8 –ых классов | Педагог - психолог |
В течение года | Коррекционно развивающая работа учителя - дефектолога по развитию различных функций | Учащиеся 1-6 классов с ОВЗ | Дефектолог |
Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитие речи, педагогам, обучающим детей с ОВЗ | Учащиеся 1-6 классов с ОВЗ | Дефектолог | |
Апрель – май | Итоговое обследование уровня развития речи детей, зачисленных на логопункт . | Воспитанники ДОУ | Учитель-логопед |
Итоговое обследование уровня развития речи и психических процессов у детей старших, подготовительных групп. | Воспитанники ДОУ | Педагог – психолог Учитель-логопед | |
Диагностика интеллектуальной готовности к переходу в среднее звено | Учащиеся 4 – ых классов | Педагог – психолог, администрация | |
Диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом | Учащиеся 1 –ых классов | Педагог – психолог | |
1.Диагностика уровня тревожности; 2.Диагностика межличностных отношений в классе. | Учащиеся 5 – ых классов | Педагог - психолог | |
Сентябрь, декабрь, май | Проведение тестовых срезов | Учащиеся 1-6 классов с ОВЗ | Дефектолог |
Сентябрь -май | 1.Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в психолого-логопедическом сопровождении. 2.Разработка индивидуальных маршрутов для детей с тяжелыми нарушениями речи | Воспитанники ДОУ Учащиеся 1-3-их классов (по запросу) | Учитель - логопед |
Сентябрь - октябрь | Адаптационные занятия Организация адаптации учеников к ОУ | Учащиеся 1 – ых классов | Педагог – психолог |
Сентябрь - январь | Адаптационные занятия Организация адаптации учеников к среднему звену | Учащиеся 5- ых классов | Педагог - психолог |
В течение года | Профориетациооные занятия Формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию | Учащиеся 8-11 классов | Педагог – психолог, классные руководители |
Декабрь - февраль | Развивающие занятия Содействие гармоничному развитию межличностных отношений в школьном коллективе. | Учащиеся 5ых- 6 ых классов | Педагог – психолог, классный руководитель |
Ноябрь - апрель | Групповые развивающие занятия с детьми, направленные на повышение уровня их школьной готовности, социально – психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. | Учащиеся 1- ых классов | Педагог - психолог |
Февраль - май | Психологическая подготовка к экзаменам. Работа с учащимися. | Учащиеся 9-ых и 11-ых классов. | Педагог – психолог Классные руководители |
В течение года | Проведение тематических психологических классных часов: (по запросу) | Учащиеся 3-11 классов | Педагог – психолог, Классные руководители, социальный педагог |
В течение года | Целенаправленная индивидуальная работа с родителями (лицами их заменяющими), педагогами по улучшению взаимодействия::
| Педагогический коллектив, учащиеся, воспитанники и их родители | Педагог – психолог, учитель – логопед, дефектолог, социальный педагог, администрация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.
Речевая готовность детей к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...
Логопедическая служба в МОУ «Ялгинская СОШ» . Особенности работы школьного логопеда.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работа...
Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС
В статье "Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС представлены основные компоненты программного содержания обучения в условиях ФГОС. Рассказывается об особенностях логопедической работы; чт...
В чём заключается логопедическая служба.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т. е. работает на...
Годовой план работы логопедической службы
В годовом плане освящены направления работы с указанием содержания, целей и задач...
План работы психолого-социально-логопедической службы.
План работы психолого-социально-логопедической службы отражает комплексное взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их...
О работе логопедической службы в школе
Выступление учителя - логопеда на общешкольном собрании для родителей детей с ОВЗ в рамках "Семейной гостиной"...