Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС
статья по логопедии на тему
В статье "Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС представлены основные компоненты программного содержания обучения в условиях ФГОС. Рассказывается об особенностях логопедической работы; что итогом логопедического воздействия должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных. В статье рассмотрены компоненты логопедического сопровождения, выявлены его цель и задачи, определены направления: диагностическое, коррекционно-развивающее, методическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_logopedicheskoy_sluzhby_v_usloviyah_fgos.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нацелен на изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного образования как усвоения знаний, умений, навыков (УЗН), к определению этой цели как формирования умения учиться;
- от изолированного изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;
- от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Таким образом, сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование универсальных учебных действий в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности – обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение), в освоении ими образовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.
Итогом логопедического воздействия (в тандеме с общепедагогическим) должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод:
Успешность коррекционно-развивающей деятельности в школе в новых условиях ФГОС благоприятно отразится на предметных результатах обучающихся. А чтобы коррекционно-развивающая деятельность была действительно успешной, надо грамотно организовать логопедическое сопровождение в школе.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
- профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.
Общей целью логопедического сопровождения является коррекция устной и письменной речи.
В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата выдвигаю перед собой задачи:
- Проводить логопедическую диагностику:
- своевременно выявить речевые нарушения, предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями;
- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.
- Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:
- исправить дефектное звукопроизношение,
- сформировать звукослоговую структуру слова,
- развить фонематические процессы.
- Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы.
- Сформировать грамматическую сторону речи обучающихся:
- устранить имеющиеся аграмматизмы.
- Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
- Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
- Развивать невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи: мышление, внимание, зрительную и речеслуховую память; временные и пространственные представления; мелкую моторику.
- Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию (через различные игры, речевые упражнения, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы, беседы на тему значимости логопедической работы для дальнейшего становления личности).
- Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, волевой саморегуляции(регулятивные универсальные учебные действия).
- Свести к минимуму эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности и как следствие, нежелание работать.
- Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- развивать диалогические и монологические высказывания;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- воспитание толерантности, культуры речевого общения.
- Сформировать нравственные установки ребёнку через смысловое содержание речевого материала.
Направления логопедического сопровождения:
- Диагностическое:
- обследование речи обучающихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной работы.
В первых классах проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников. Второй этап диагностики представляет собой углублённое логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
- Коррекционно-развивающее:
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
- отслеживание динамики речевого развития обучающихся;
- подготовка документов на ПМПК совместно с учителем, соцпедагогом.
- Методическое. Повышение профессиональной компетентности:
- консультирование педагогических работников;
- консультирование родителей;
- выступление на школьных, районных МО учителей начальных классов, учителей-логопедов;
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступление на родительских собраниях;
- работа по теме самообразования;
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между МДОУ и школой.
Для организации, скажем так, правильного логопедического сопровождения, реализации выдвинутых задач и по рекомендации школьной администрации, мне пришлось с декабря 2013 года пересмотреть свою работу. Изучив технологические карты уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе, проанализировав новое содержание логопедической работы, разработала структуру технологической карты логопедического занятия. И провожу свои занятия согласно ФГОС.
Результаты своей работы отслеживаю с помощью посещения уроков в начальной школе, мониторингов, которые самостоятельно разработала, опираясь на логопедические задачи, психологическую литературу, статьи об образовательном процессе в условиях ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания заним...
Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...
Организация творческой деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО.
Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных слу...
Презентация по теме: Как написать проект логопедического занятия в условиях ФГОС общего образования.
В презентации дается описание авторской структурно-функциональной модели, как основы проектирования логопедического занятия . (Автор к.п.н. Суходимцева А.П.). Даны рекомендации по определению темы ,по...
Авторский курс «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на логопедических занятиях в условиях ФГОС»
Любовь к Родине, сохранение её культурных традиций, бережное к ним отношение играют огромную роль в становлении личности подрастающего поколения. Для младшего школьника важно любить свою семью, свой р...