Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС
статья по логопедии на тему

Бабичева Татьяна Владимировна

В статье "Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС представлены основные компоненты программного содержания обучения в условиях ФГОС. Рассказывается об особенностях логопедической работы; что итогом логопедического воздействия должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных. В статье рассмотрены компоненты логопедического сопровождения, выявлены его цель и задачи, определены направления: диагностическое, коррекционно-развивающее, методическое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_logopedicheskoy_sluzhby_v_usloviyah_fgos.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нацелен на изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного образования как усвоения знаний, умений, навыков (УЗН), к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от изолированного изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Таким образом, сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование универсальных учебных действий в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности – обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение), в освоении ими образовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Итогом логопедического воздействия (в тандеме с общепедагогическим) должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод:

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в школе в новых условиях ФГОС благоприятно отразится на предметных результатах обучающихся. А чтобы коррекционно-развивающая деятельность была действительно успешной, надо грамотно организовать логопедическое сопровождение в школе.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;

- формирование всех сторон (компонентов) речи;

- развитие невербальных психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребёнка.

Общей целью логопедического сопровождения является коррекция устной и письменной речи.

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата выдвигаю перед собой задачи:

  1. Проводить логопедическую диагностику:

- своевременно выявить речевые нарушения, предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями;

- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

  1. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:

- исправить дефектное звукопроизношение,

- сформировать звукослоговую структуру слова,

- развить фонематические процессы.

  1. Сформировать лексический компонент речи:

- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы.

  1. Сформировать грамматическую сторону речи обучающихся:

- устранить имеющиеся аграмматизмы.

  1. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

- расширить фразу до необходимого объёма;

- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

  1. Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
  2. Развивать невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи: мышление, внимание, зрительную и речеслуховую память; временные и пространственные представления; мелкую моторику.
  3. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию (через различные игры, речевые упражнения, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы, беседы на тему значимости логопедической работы для дальнейшего становления личности).
  4. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, волевой саморегуляции(регулятивные универсальные учебные действия).
  5.  Свести к минимуму эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности и как следствие, нежелание работать.
  6.  Формирование коммуникативных умений и навыков:

- самостоятельно планировать речевое высказывание;

- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- развивать диалогические и монологические высказывания;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- воспитание толерантности, культуры речевого общения.

  1. Сформировать нравственные установки  ребёнку через смысловое содержание речевого материала.

Направления логопедического сопровождения:

  1. Диагностическое:

- обследование речи обучающихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной работы.

В первых классах проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников. Второй этап диагностики представляет собой углублённое логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

  1. Коррекционно-развивающее:

- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

- отслеживание динамики речевого развития обучающихся;

- подготовка документов на ПМПК совместно с учителем, соцпедагогом.

  1. Методическое. Повышение профессиональной компетентности:

- консультирование педагогических работников;

- консультирование родителей;

- выступление на школьных, районных МО учителей начальных классов, учителей-логопедов;

- проведение открытых логопедических занятий;

- выступление на родительских собраниях;

- работа по теме самообразования;

- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между МДОУ и школой.

Для организации, скажем так, правильного логопедического сопровождения, реализации выдвинутых задач и по рекомендации школьной администрации, мне пришлось с декабря 2013 года пересмотреть свою работу. Изучив технологические карты уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе, проанализировав новое содержание логопедической работы, разработала структуру технологической карты логопедического занятия. И провожу свои занятия согласно ФГОС.

Результаты своей работы отслеживаю с помощью посещения уроков в начальной школе, мониторингов, которые самостоятельно разработала, опираясь на логопедические задачи, психологическую литературу, статьи об образовательном процессе в условиях ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. Система оценивания заним...

Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...

Организация творческой деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО.

Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных слу...

Презентация по теме: Как написать проект логопедического занятия в условиях ФГОС общего образования.

В презентации дается описание авторской структурно-функциональной модели, как основы проектирования логопедического занятия . (Автор к.п.н. Суходимцева А.П.). Даны рекомендации по определению темы ,по...

Авторский курс «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на логопедических занятиях в условиях ФГОС»

Любовь к Родине, сохранение её культурных традиций, бережное к ним отношение играют огромную роль в становлении личности подрастающего поколения. Для младшего школьника важно любить свою семью, свой р...