Рекомендации
материал по логопедии по теме
по нозологиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl_zpr.docx | 19.81 КБ |
1_kl_tnr.docx | 42.16 КБ |
2_kl._zpr.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические рекомендации учителю по работе
с детьми, обучающихся по АООП НОО вариант 7.1.
1 класс
Добукварный период.
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- определять количество звуков в словах;
- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- определять количество гласных согласных звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в слове;
- придумать слова на определенный звук
Дидактические игры
Игра «Хлоп-топ»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. 1.Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.
Ход игры:
- Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком К, и топнуть, если он услышит слово со звуком Г.
- Упражнение лучше начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
3.Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог ПА, и подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться, если он услышит слог БА.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Ход игры:
Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах работы, учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук или тех, кто не смог его найти.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Ход игры:
Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.
Ход игры:
У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Ход игры:
Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
Игра «Внимательные ушки» (с использованием мячиков суджоку: красный-гласный, синий-твёрдый согласный, зелёный-мягкий согласный)
Цель: развитие фонематического анализа, синтеза.
- Учитель называет слова, дети выделяют 1 звук слове и поднимают нужный мячик. (Далее–последний звук слове, второй по счёту, третий, предпоследний звук в слове).
- Учитель показывает мяч определённого цвета – дети должны придумать слово, на данный звук.
- Работа в команде. Учитель раздаёт детям в группе мячики разного цвета. Каждый ребёнок - это определённый звук. Дети должны придумать слово, используя только эти звуки, выстроится в линию и назвать свой звук.
Букварный период.
Развитие языкового анализа и синтеза
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения.
5. Придумать предложение, соответствующее схеме.
6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
7. Выделение из текста предложения с определенным количеством слов.
8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.
Развитие слогового анализа и синтеза
1. Определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;
2. Записать слова в два столбика (разложить картинки в две группы) в зависимости от количества слогов;
- Определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (__буз, ут__, лод__, ка__даш);
- Найти в предложении слова с определенным количеством слогов;
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке (из изученных букв);
- Выделить в словах первый слог. Записать полученные слоги, объединив их в слова. Прочитать полученное предложение (улей, домик, машина, луна, жаба – У дома лужа);
- Выделить из слова и записать слог с заданным гласным.
Дидактические игры
Игра «Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего встают Се-ре-жа, Ма-ри-на и т. д.
Игра «Перевертыши»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4-6) каждому играющему.
Ход игры: учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое.
Примерный материал: слоги сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.
Игра «Часы»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: круги с передвигающимися стрелками и кармашками для слогов; наборы слогов (бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко; ба, мыш, ма, ка, ры, ран; за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки).
Ход игры: К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все слоги. Полученные слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги.
Игра «Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Ход игры: Водящий записывает на доске слово по слогам. Следующий ученик подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (ок-но – но-ра – ра-ма – ма-ши-на – и т.д.).
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры: Учитель бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.
Игра «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Цель: закрепление умения добавлять слог до слова, дифференцировать звуки, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры: Учитель бросает детям мяч, называя первый слог. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает слово.
При работе над темой «Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы» работу простраивать по направлениям:
1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
3. Формирование умения определять наличие звуков в слове.
4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами.
5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).
Ежедневно работать над просодической стороной речи (интонацией, ударением).
Проводить психотерапевтическую работу:
а) воспитание уверенности в себе;
б) воспитание саморегуляции и самоконтроля.
Предварительный просмотр:
Логопедические рекомендации учителю по работе
с детьми 1 класса,
имеющими трудности в развитии устной и письменной речи
Добукварный период.
1. Развитие фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи)
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
При работе над развитием фонематического восприятия должна строго соблюдаться поэтапность в использовании упражнений. Вначале необходимо научить различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Рекомендуется проводить следующие упражнения:
∙ учитель произносит подряд несколько звуков (4 -5), среди которых есть и отрабатываемый звук, ребёнку предлагается прослушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтобы было легче ориентироваться, учитель на первых порах выделяет этот звук голосом);
∙ учитель предлагает ребенку прослушать слова, которые он произносит, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком;
∙ учитель называет 5 -7 слов, ученик слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова;
∙ учитель предлагает прослушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести или графически записать.
Далее следует научить ребенка различать отрабатываемый звук в своей собственной речи. С этой целью предлагается ряд предметных картинок. Ребёнок должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук.
После этого можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. С этой целью подбираются упражнения, в которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш).
Следующий этап – звуковой анализ слов (определение количества и последовательности звуков в слове). В этот период обучения необходимо широко использовать разрезную азбуку. Предлагать ребенку преобразовывать слова путем замены гласной или согласной буквы, нескольких букв, слога, или нескольких слогов (СУП-СУК-СОК-СОМ-СОН-СЫН-СЫНОК-СЫРОК-СЫР). Необходимо обратить внимание на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова. Используются таблицы, перфокарты, где нужно заменить буквы или слоги:
- в словах зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово и объясни его значение;
- в словах СУК, РОС замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово;
- в словах ПИЛА, ГОРА, РАД, РАМА переставь согласные, чтобы получилось новое слово;
- в словах меточка, малина, борона, долото замени первый слог, чтобы получилось новое слово.
Постепенно в упражнения включают разнообразные задания:
1. Составление слов по первому или последнему звуку, слогу с использованием картинки и без нее;
2. Составление слов из букв или слогов, данных в разбивку.
3. Игры со звуками. «Добавь звук». Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К: Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - … Какое новое слово получится, если добавить звук Т: Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …
4. Вставьте в слово после первого звука Л: Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …, Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - … Вставить в слово после первого звука Р: Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …, сок - …, койка - …, мак - …
5. «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …, зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …
6. «Кто больше?». Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно, чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце. Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука: в начале слова – сахар, слон, сумка; в середине – миска, мост, маска; в конце слова – овес, автобус, насос. За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель. Аналогично можно играть и с другими звуками.
7. «Чем отличаются слова». Ребёнок слушает пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.
8. «Придумай словечко». Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)
9. «Строители». Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам. Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а» ◊ БАРАНКА. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ ◊ «к», «о», «т».
10. «Прошагай слово». Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.
11. «Волшебники». Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов. Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога ◊ КОТИК, измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог ◊ ЛИСТ.
12. «Собери слово». Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов. Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА
13. «Найди слог». Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.
14. «Ударный слог». Произносим громко только ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.
Букварный период.
В случае, если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине.
Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
Предложение.
• Придумать предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определенного количества слов.
• Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.
• Поднять карточку (табличку) — цифру, соответствующую количеству слов предъявляемого предложения.
• Показать схему предложения, соответствующую этому предложению.
Слово.
• Разложить картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных.
А ...А, У ...А
• Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.
• Вставить нужный слог. (Ка...даш, ...рандаш.)
• Изменить один звук слова, составить цепочки слов. (Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон.)
• Составить слова из букв одного слова. (Машина — шина, Маша, ниша.)
• Добавить звуки к одному и тому же слогу до получения слова.
Па-р, па —рк, па — ром, па — руса
• Составить цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.
• Игра с кубиком. Ребёнок бросает кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков (слогов) в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
• Выделение из предложения, рассказа слова с заданным звуком.
• Игра «Лото» («Определите первый звук в слове»). Раздаются карточки с предметными картинками, их названия начинаются с различных звуков. У ребёнка фишки с буквами. Необходимо закрыть фишкой то слово, которое начинается с этой буквы. Побеждает тот, кто правильно закрыл фишками все карточки. Можно изменить задание (звук на конце слова, в середине).
Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.
Основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.
Основными направлениями в работе являются:
- уточнение структуры предложения;
- развитие функции словоизменения и словообразования;
- работа по морфологическому анализу состава слова;
- работа с однокоренными словами.
Дидактические игры
Игра «Наведи порядок»
Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный
порядок слов.
Ход игры: На наборном полотне в беспорядке выставлены карточки со
словами предложения. Ребёнок расставляет на своем наборном полотне слова в нужной последовательности.
Примерный материал:
лесом, скрылось, за, солнце.
окно, стучит, в, дождь.
детей, у, интересных, много, дел.
морозе, на, скрипит, снег, ногами, под.
дежурил, в, сегодня, Сережа, классе, Косарев.
Игра «Дополни»
Цель: развитие умения распространять предложение.
Ход игры: Учитель картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает его дополнить.
• Изменить слова по образцу. Листья клена — кленовые листья. Улицы города — ...
Лист капусты — ...
• Подставить по очереди слова в предложение.
Я налью молоко в стакан из... (миска, бидон, кувшин, графин).
• Составить словосочетания путем нахождения пары слов из двух столбиков.
• Составить предложение, меняя одно слово или добавляя.
Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы.
• Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
• Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
• Формирование умения определять наличие звуков в слове.
• Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами.
• Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
•Дописывание недостающих букв (парных согласных).
Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
• Найди неправильно написанную букву (о, с, а, э, е).
• Отгадай, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закрывается листом бумаги.)
• Прочитай слоги так, чтобы получилось слово
бе ли над мо цикл по жа мо пись то ло ба жу са жа си ня
• Чтение или составление слов, отличающихся одной буквой.
Кот — кол, мука — муха, следы — слезы и т.д.
• Наращивание слов. То-сто-стол— столб-столбик
• «Буксир». Ребёнок следит за чтением учителя, читающего в разном темпе.
• «Эхо». Чтение вслед за учителем.
• «Жужжащее чтение». Чтение одновременно с учителем.
Задания, направленные на предупреждение оптической дисграфии.
Работа проводится в следующих направлениях:
- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
- расширение объема и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза.
Для развития зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Подобные задания нужно давать и на узнавание букв. Например: найти букву среди ряда других букв; соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
- Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.
- Дети запоминают 4-6 картинок, букв, цифр, фигур, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
- Игра «Что изменилось?». Учитель раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем учитель незаметно меняет их расположение. Ученики говорят, что изменилось и восстанавливают первоначальное расположение.
- Игра «Фигуры». Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает на столе спички (счетные палочки) и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Второй игрок, посмотрев, закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем
открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. Правильность проверяется, затем играющие меняются ролями.
Упражнение целесообразно проводить до тех пор, пока дети не научатся удерживать в памяти не менее 10 спичек.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе;
- определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку (справа, слева от самого себя);
- определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или изображениями.
Упражнения на этом этапе могут быть следующими:
- Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая). Поднять другую руку, назвать ее (левая).
- Соотнести свои части тела с соответствующей рукой, назвать их (правое ухо, левая щека и т.д.).
- Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа. Аналогично с левой рукой.
- Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, сзади.
- Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.
- Возьми красный и зеленый кубики. Поставь их один на другой. Какой кубик расположен выше (ниже): красный или зеленый?
- Возьми синий, зеленый и красный кубики. Поставь их один на другой так, чтобы
1) красный был выше синего, а зеленый – выше красного; назови цвет кубика между двумя другими;
2) красный был ниже зеленого, а зеленый – ниже синего; назовите цвета кубиков сверху вниз, а затем снизу вверх;
3) синий был ниже красного и выше зеленого;
4) синий был между красным и зеленым.
- Возьми шарик и кубик. Расположи шарик над кубиком; за кубиком; перед кубиком; под кубиком.
- Нарисуй вазочку с цветком. Правее нее нарисуй конфету, а левее вазочки – яблоко.
- Расположи в ряд картинки: часы, книга, очки. Что расположено: слева от книги, справа от книги? Что левее: часы или книга, очки или книга? Что правее: книга или часы, часы или очки?
- Кто из людей, изображенных на рисунках, - левша?
- Сидя за столом, определить его правый и левый края.
- Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх (спинкой вниз); левый и правый карманы у джинсов.
Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:
- написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
- положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата треугольник;
- нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок.
- Обозначить на строке 4 точки. Поставить знак «+»:
от первой точки – снизу; от второй точки – сверху;
от третьей точки – слева; от четвертой точки – справа.
+
+ +
+
- Обозначить на строке 4 точки. От каждой провести стрелку в направлении:
от первой точки – вниз; от второй точки – вправо;
от третьей точки – вверх; от четвертой точки – влево.
Дидактические игры
Игра «Разноцветные точки»
Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:
- ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;
- заданное направление сохранилось во время чтения;
- соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.
Игра «Водители»
Играющий сидит за партой. Он – «водитель». «Полицейский» (учитель) показывает карточки с изображениями различных машин. Водитель должен определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.
Игра «Маленький жук»
Для игры нужно поле из 16 клеток (4*4), и маленькое изображение жука.
Учитель дает следующую инструкцию:
Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, можно взять поле из 25, 36 клеток. Задание усложнять можно и ходами: 3 клетки влево, 2 клетки наискосок вправо - вниз.
Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Например:
- Найти фигуру, букву в ряду сходных (печатных и рукописных) букв.
- Нарисовать, (сложить из палочек) фигуру или букву по образцу после кратковременного просмотра, по памяти.
- Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из данных элементов печатных и рукописных букв.
- Найти заданную фигуру (букву) среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
- Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
- Реконструировать букву, добавляя или убирая элемент: из А –Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.
- Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв, например: Р –Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.
- Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.
- Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р –Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.
Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.
Для лучшего усвоения их соотносят с какими – либо сходными предметами и изображениями: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т.д.
Развитие моторики.
На уроках целесообразно несколько минут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание, работа с крупой, пуговицами, лепка на уроках технологии и т.д. А также использование различных пальчиковых игр с речевым сопровождением.
Ежедневно работать над просодической стороной речи (интонацией, ударением).
Проводить психотерапевтическую работу:
а) воспитание уверенности в себе;
б) воспитание саморегуляции и самоконтроля.
Предварительный просмотр:
Логопедические рекомендации учителю по работе
с детьми имеющими трудности в развитии устной и письменной речи
2 класс
- Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
- Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
- Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выпол нение.
- Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
- Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
- Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
- Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
- Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
- Стремиться к индивидуальному подходу.
- Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
- Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
- В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
- На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
- Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
- Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Развитие мелких дифференцированных моторных двигательных умений.
- самомассаж (тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук);
- пальчиковая гимнастика, игры;
- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов (собирание мозаики, сортировка монет, перебор крупы, шнуровка, завязывание узлов, закручивание шурупов, гаек, игры с конструктором, рисование различными материалами;
- графические упражнения («Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй лабиринт», рисование по клеткам).
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- определять количество звуков в словах;
- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- определять количество гласных согласных звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в слове;
- осуществлять тонкую дифференциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;
Дидактические игры и упражнения на усвоение темы
«Безударные гласные в корне слова»
Игра: «Положи палочку».
Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения.
Ход игры: учитель показывает игрушки, картинки (по одной теме), а ученик должен записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, он должен положить палочку над первой полоской, если в конце – над второй.
Игра: «Догадайся сам».
Цель: тренировка в слогоделении, в ударении.
Ход игры: в верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с другой – два кружка. Учитель показывает картинки птиц, дети должны не только произнести слова названия птиц, но и разделить слова на части, определить на какую часть слова падает ударение. Затем надо определить в какую часть доски следует поместить показанную птицу. Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзинки.
Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения.
Слуховые упражнения.
1. Покажи ударную гласную в словах (книга, пенал, учебник, тетрадь, блокнот).
2. Назови в предложении (в тексте) все ударные гласные.
- Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.
3. Соотнеси слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажи это светофором зеленого цвета.
- Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.
Упражнения на списывание.
1.Спиши слова, обозначь ударение.
- Ребята, девочки, мальчики.
2. Спиши предложение, поставь ударение над выделенными словами.
Чем различаются выделенные слова?
- Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса.
Упражнения творческого характера.
1. Выпиши слова, имеющие три слога. Поставь ударение.
- Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.
2. Составь словосочетание с данными словами. Поставь ударение.
- Яркие цвет; солнечное краски; желтый небо.
3. Выпиши из словаря слова по теме, предложенной учителем. Поставь ударение.
4. Дополни предложения подходящими по смыслу словами. Поставь ударения.
Стоит в поле….. Машина стоит…..
Игра «Ударение меняет смысл»
На доске три столбика слов со знаками ударения.
Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово, и записать его рядом с данным.
Хлопок- Полки- Пропасть- Стоит- Мелки- Потом- Сушу- | Замок- Пары- Дорога- Трусить- Крою- Стрелки- Угольный- | Кружки- Мука- Плачу- Поля- Мою- Знаком- Солью- |
Упражнения, направленные на различение ударной и безударной гласной.
Упражнения на списывание.
1.Спеши, в выделенных словах обозначь ударение, подчеркни безударные гласные.
Кот спит на траве. Ира кладет мел у доски. Ребята идут домой.
2.Запиши под диктовку слова из словаря. Подчеркни безударные гласные. Поставь ударение. (Учитель читает подготовленные слова.)
Игра «Вышиваем» слова
Слова можно «вышивать» крестиками. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.
Ученик под диктовку обозначает крестиками ударные и безударные слоги в словах:
школа, мама, парта, рука, коза, доска, окно, корова, ягнёнок, утята, котята, котёнок, собака, петушок, колобок, козочка, уточка, кошечка, медвежонок, индюшонок, поросёнок.
Быстрый диктант
Под диктовку нужно записать не все слово , а только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.
Игра «Сильный — слабый»
На доске записаны трехсложные слова.
Ребенку нужно обозначить сильную позицию гласного в каждом слове знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.
борода | кормушка | горчица | колено |
сердечко | деловой | травинка | бегуны |
старичок | храбрецы | полотно | часовой |
кислота | чистота | писатель | зимовка |
Упражнения, направленные на формирование умения подбирать
проверочное слово и изменять его.
Упражнение устное.
Назови в словах безударную гласную и проверочное слово.
Коса, коза, сосна, мосты, река, нора, трава.
Упражнение на списывание.
1.Спиши слова с безударной гласной, рядом напиши проверочные слова.
Ш…ги - …, л…са - …, м…ря - …, гр…б - ….
2.Спиши предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.
На тр…ве еще блестит р…са. На дв…ре г…рой, а в …збе в…дой. (Снег.). На дв…ре тр…ва, на тр…ве др…ва.
3.Спиши предложения. Найди проверяемое слово и проверочное слово.
Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.
4.Спиши предложения (слова). Подчеркни безударную гласную в словах, в скобках укажи проверочное слово.
Дети были в лесу. Охотник убил лису. В селе за рекою потух огонек.
Упражнение творческого характера.
1.Выберите и запишите слова с безударной гласной, проверяемые по принципу "один – много". Рядом укажите проверочное слово.
По утрам я завожу (часы). У оленя красивые (рога). Снег лежал на вершине (горы).
2.Допишите предложения, вставляя слова с пропущенной безударной гласной.
Завод дает (стр…на) машины. Мальчик посидел у … (р…ка).
Игра «Скажи быстро!»
Учитель называет слово с безударной гласной, а ученик подбирает проверочные слова (тропа, гора, трав, стена, поля, холмы, космонавт, почтальон, голова, борода, холода, сторожка, молоток, садовник, старик, река, цена, звериный, грибок, скрипят, девятый, мясной, бежать).
Упражнения, направленные на формирование умения выделять
безударную гласную в корне слов.
Слуховые упражнения.
1.Назови в словах безударную гласную в корне. Объясни, как проверил.
Ловил, варил, хвалил, стрелял.
2.Послушай загадку. Назови слова с безударной гласной в корне.
Я над речкой лежу,
Оба берега держу. (Мост.)
3.Укажи безударную гласную в:
1) корне и суффиксе: красота, теснота;
2) корне и приставке: зарядил, отвечать, завяжи, отвечать.
4.Приведи пример с определенным корнем (-лис-, -лист-, -мёд-, -миг-), с определенной приставкой и суффиксом.
5.Учитель читает предложение, учащийся поднимает карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне.
Зимой в поле лежал,
весной в речку побежал.
Упражнения творческого характера.
1. Выпиши из текста однокоренные слова, поставь ударение. Подчеркни безударную и ударную гласные, выдели корень.
В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
2. Выпиши из группы слов слова с ударной гласной в корне.
Мак, маковый, макушка, маковка.
Мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть.
3. От данного корня образуй слова с безударной гласной в корне.
-низ- ( низинка, низовье, низок)
-нов- ( новинка, новичок, обновление)
Упражнение с выборочным ответом.
В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запиши эти слова
1) слезать, слежка, летит
2)слезать, следить, слетать.
3) перелезет, наследил, долететь.
Упражнения на списывание.
К выделенным словам подбери однокоренные. Укажи корень. Какой является в корне гласная? Подчеркните ее. Поставьте ударение.
Часы чинит …….Лес охраняет………За садом ухаживает…..
Различные виды выборочных диктантов.
Выпиши слова с безударной гласной в корне. Поставь ударение, подчеркни безударную гласную в корне.
Стояла зима. Миша шел за водой. Тропинка была узкая. Тропка утопала в снегу. Вдруг Миша заметил следы зайца. Он глодал кору дерева около дома.
Игра «Покажи, не ошибись»
У ученика — набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.
Учитель называет слова с безударными гласными в корне. Ребёнок поднимает карточку с нужной буквой.
Трава, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, перо, чистота, тянуть, скала, стекло, кисель, глядеть, краснеть, точить, длина, трясти, храбрец, окно, пчела и др.
Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов.
Упражнения устные.
1.Прочитай загадку (пословицу). Назови слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
а зовут его …….(скворец. )
Бежит с горушки,
прижав ушки…..(заяц)
2.К данному слову назови однокоренные слова с ударной гласной в корне.
Платить (плата, платный, расплата), тяжелый (тяжесть, тяжко).
3.Учитель показывает слово с безударной гласной в корне. Ребёнку надо назвать проверочное слово.
рябина цветет
гнездо носить
бельчата несут
4. Образуй однокоренные слова с указанными суффиксами: -ок-, -очк-, -к-.
лесок козочка горка
грибок розочка норка
носок лампочка вилка
Какая группа слов нуждается в проверке? Почему?
Назови проверочные слова.
Упражнения творческого характера.
1. Выпиши из текста однокоренные слова. Среди однокоренных слов подчеркни проверочные.
Морская служба.
Без моря не могут жить моряки. Трудна и почетна эта служба. Мечтают о заморских плаваньях и ребята. Они видят парусные корабли. Фрегаты тихо плывут по взморью.
2. Из слов, записанных на доске, составь предложения. Устно назови поверочное слово.
3. Измени словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.
М…ховая шапка – шапка из меха
Зв…риный след – след …..
Ст…льная лента – лента из…..
4. Измени данное словосочетание, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что делать? Проверочное слово укажи в скобках или подчеркни.
Заниматься чтением – ч..тать, заниматься письмом – п…сать, делать примерку – прим…рять.
5. Определи, какая гласная в корне проверена:
Трепещет – тр..п..тали, подголосок – г..л..са.
6. К данным словам припиши рядом слова с противоположным значением. Укажи проверочные слова.
Дешевый -….., маленький - …., тяжело - ….
Упражнения на списывание.
1. Спиши. Подчеркни безударную гласную в корне и проверочное однокоренное слово.
Дорога шла в гору. Гористая местность была хорошо мне знакома. И горный воздух был особенно чистым и приятным.
2. Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне, припиши проверочные однокоренные.
В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят. Лиса несет пищу своим деткам. Лисица тихо идет по земле. След заметает хвостом.
3. Спиши предложения, вставляя в текст подходящие по смыслу слова.
За окном прокричал … петух (г..л..систый).
Поляна была укрыта … ковром одуванчиков (з..л..тым).
Игра «Быстрый ответ»
Учитель называет слово, отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает ответ проверочным словом, например: «Конец, пишем О, кончить».
Ночной, дождливый, хвостатый, холмистый; глазастый, тяжёлый, земной, ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, стерпеть, платить, косить, денёк, линейка, морской, лесной, речной, бежать, лежать, тереть, смотреть, просить, грозить, смешить, спешить, беда, стекло, плясать, вязать, глядеть, трясти, вести, везти, спасти.
Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне.
Упражнение на списывание.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Припиши из скобок нужное проверочное слово.
Зв..зда (звездный, звезды); м..рщинка (морщины, сморщенный); п..терка (пятерочка, пять, пятый).
2. Спиши. Подчеркни среди группы однокоренных слов нужное слово с ударной гласной в корне.
Садик, сад, садовник, садочек.
Упражнения творческого характера.
1. Из двух слов выбери проверочное. Запиши, вставляя пропущенную гласную.
Следом, следы – нас..ледил.
2. Выберите из слов проверочные и запиши их к данному корню (слова диктует учитель):
- мест - | Местечко, местный, место, вместить, вместительный, предместье, разместил |
- мер - | Мерить, измерять, мерки, обмер, отмерить, пример, соизмерение, примерка, умеренный. |
Игра « Сколько слов?»
Здесь записаны слова сл...зал, пос.дел, б...чок.
Сколько слов вы можете записать? Подбери к каждому проверочное слово. (Подбирая проверочные слова, устанавливаем, что слов может быть больше, чем записано: слезал — лезет и слизал — лижет, посидел — сидя и поседел — седенький, бочок— бок и бачок - бак.)
Устно составь предложения с шестью записанными словами.
Игра «Различай на слух»
Учитель читает четверостишие. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами.
Мама простыни стирала и на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала, дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает, свою силу развивает.
А на крыше мой флажок развевает ветерок.
К старости наш дедушка очень поседел.
Он в саду на бревнышко сел и посидел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации ролевых и коллективных игр
"Путешествие в мир сказок". Каждая группа выбирает сказку и разыгрывает её, а зрители должны отгадать, какая это сказка. "Мы ждём гостей". школьники выбирают хозяйку, хозяина, детей семьи, которые г...
Требования и рекомендации к ведению классного журнала
Очень полезный материал для каждого учителя, особенно молодого специалиста. При заполнении журнала иногда возникают вопросы, ответы на которые можно найти в этом материале. ...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"
Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...
Рекомендации по созданию или коррекции предметно-развивающей среды класса и рекомендации для виртуального класса
Рекомендации учителю...
Методические рекомендации к программе наставнической деятельности «Наставник – путь к успеху» (Организация и рекомендации)
Предпосылкой создания концепции программы стали особые образовательные потребности одного класса ГКОУ РОО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28», получающих образование в дистан...