Дифференциация звуков В-Вь
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ТНР 1 класс. Технологическая карта занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v-v.docx | 17.75 КБ |
teh._karta_zanyati_v-v.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Предмет: логопедическое занятие Класс 1
Тема занятия: Дифференциация звуков В-Вь.
Оборудование: школьная доска, звуковые символы, картинки, цифры, ,кубики.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащегося : учащийся владеет
регулятивными УУД: 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).
познавательными УУД:1) владеть звуковым анализом и синтезом; 3) различать гласные от согласных и согласные по твердости и мягкости, глухости и звонкости с направляющей помощью.
коммуникативными УУД:1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму с организующей помощью; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда.
личностными УУД: радоваться своим успехам.
Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные УУД (знать, уметь) | Закреплять способы дифференциации В-Вь в словах, в предложениях. Учить применять полученные знания в практической деятельности. Согласовывать имена числительные с именами существительными. | Уметь дифференцировать звуки В-Вь; соотносить звук с буквой; согласовывать им.числительные с им.существительным; составлять предложение из предложенных слов. | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Уметь выделять существенную информацию из источника. | Уметь переносить полученные знания. |
Регулятивные УУД | Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно. Планировать свои действия с опорой на алгоритм. | Работать по алгоритму. | |
Коммуникативные УУД | Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ. | Анализировать плюсы и минусы в своей работе. | |
Личностные УУД | Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности. | Адекватно оценивать свою работу на занятии. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 5 мин. | Психологический настрой на занятие, активизация внимания. Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели. | Игровой момент Беседа | 1.Даёт установку на работу 2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний. 3. Работа по алгоритму. |
Выделяет одинаковый звук в словах. Определяет тему и цель занятия. | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Познавательные: Умение выделять общий звук в словах, соотносить с буквой. Коммуникативные: Высказывать свои предположения. Регулятивные: Определять и осознавать цели учебной деятельности. |
Ориентировочный этап 5 мин. | Организовать высказывание по алгоритму | Беседа | Работа перед зеркалом. | Выполняет артикуляционную, дыхательную гимнастику. Сравнивает артикуляцию звуков, дает характеристику звуков по алгоритму. | Регулятивные: выполнять упражнения по плану Коммуникативные: Излагать свои мысли |
Поисково-исследовательский этап 1-2 мин. | Организовать поиск решения проблемы. (Как будем различать?) | Беседа Прием наложения тыльной стороной ладони под подбородок | Предлагает уч-ся определить способы различения звуков. | Самостоятельно называет способы различения звуков. | Познавательные: Умение называть способы различения звуков. Коммуникативные: Высказывать свои предположения. |
Практический этап 20 мин. | Обеспечить применение знаний на практике. | Упражнение Демонстра-ция. Игровой метод. | Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний. | Выполняет пальковую гимнастику, физминутку. Упражнения по определению звука в слове. Складывает букву.
Согласовывает существительные с числительным.
| Предметные: Умение читать без ошибок, различать буквы, грамотно писать. Познавательные: Извлекать информацию.Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: Слушать, высказывать точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для оформления своих мыслей. |
Рефлексивно-оценочный этап 8-9 мин. | Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата. Излагают суждения в устной форме. | Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей. Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне. | Трудность дальнейшего планирования действий для совершенствования результата. | Личностные: Способность к самооценке. Формирование умения выражать своё отношение к товарищам, выражать свои эмоции. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать. Регулятивные: Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: умение делать выводы. |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема: Дифференциация звуков В-Вь.
Лексическая тема: Посуда
Цель: формирование умения дифференциацировать звуки [в], [в’].
Задачи:
обучающие:
- уточнить и закрепить артикуляцию звуков;
- уточнить различия по твёрдости-мягкости;
- активизировать словарный запас обучащихся;
- формировать навыки словообразования, словоизменения;
- закреплять умения соотносить звук с буквой;
- формировать представления о значимости посуды в жизни людей.
коррекционные:
- развивать мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, умение согласовывать речь с движениями;
- развивать фонематический слух, слоговую структуру слова, словестно-логическое мышление, внимание, память;
- совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.
воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание бережного отношения к посуде;
- формирование навыка доброжелательности, самостоятельности.
Формы организации деятельности:
индивидуальная.
Технологии:
гуманно-личностные (максимальная реализация возможностей детей);
компенсирующего обучения (успешное усвоение знаний);
игровые (стимулирование учащихся к учебной деятельности, повышение результативности знаний).
Здоровьезберегающие
Методы и приёмы: :
- биоэнергопластика (связь рук и языка),
- модели артикуляции звука. Они отражают артикуляционный уклад в момент произнесения звука, знакомят ребенка с основными свойствами и отношениями мира звуков Т.е., применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.
проблемно-поисковые;
анализ, синтез;
сравнение;
наглядные;
практический;
самостоятельная работа и работа под руководством педагога;
Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
поощрение;
соучастие;
разъяснение;
создание ситуации успеха;
познавательная игра.
Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
репродуктивный;
Принципы обучения:
тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;
взаимосвязь развития речи и моторики;
комплексный и системный подход;
дифференцированный подход;
деятельный подход.
Средства обучения:
наглядные пособия;
раздаточный материал;
интерактивная доска.
Прогнозируемые результаты:
Должно сложиться представление о твёрдости-мягкости согласных звуков [В] и [В*].
Учащийся научится дифференцировать звуки[В] и [В*].
Научится делать анализ слов со звуками [В] и [В*].
У учащегося разовьётся интерес к познавательной деятельности на занятии.
Оборудование школьная доска, звуковые символы, картинки, цифры, кубики.
Ход занятия
Орг. момент
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Дыхательная гимнастика
Очень жаркий день-денёчек! Длительный вдох носом
Дунь – подунь, мой ветерочек, Длительный выдох ром
Ветерочек-ветерок, Короткий вдох носом
Дунь подунь, мой ветерок. Короткий выдох ртом
Артикуляционная гимнастика.
В весёлом домике (улыбнуться), за заборчиком (оскал). Жил-был язычок. (Высунуть язык.) Во дворе домика (улыбочка) росли цветы. Утром бутончики открывались, а вечером за закрывались (трубочка с рукой). Я зычок любил наблюдать за цветами (трубочка) из домика (улыбочка).
Однажды решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)
- Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Артикуляционное упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( артикуляционное упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
Работа над выработкой плавной, длительной воздушной струи
А по дороге домой вдруг поднялся сильный ветер (сдуваем шарик) Удерживаем шарик в воздухе. Устал язычок и лёг отдохнуть (Лопаточка) А в это время кто-то постучался в дверь.
Основная часть
К нам в гости пришли ребята Витя и Вася. А как их можно назвать одним словом. Это кто? А что общего у них? Значит над чем мы с тобой будем сегодня работать? Значит какая тема нашего занятия?
С собой они принесли разные предметы. Давай поможем мальчикам разобрать эти предметы. Какие предметы мы прикрепим Вите, а Какие Васе (крепим на прищепки синии и зелёные): кувшин, велосипед, вилка, ведро, сковорода, ковшик, самовар.
А почему мы с тобой распределили именно так:
Характеристика звука (согласный, звонкий, твёрдый-мягкий)
А какой буквой обозначается этот звук (запись на песке двумя руками).
- Какая картинка здесь лишняя? Почему? Как можно назвать предметы одним словом? (посуда) Из чего может быть сделана посуда? Значит она какая? Посчитаем кувшины (считает выкладывая цифры на доске); один кувшин, а много……; большой кувшин, а маленький….
Давай сделаем звуковой анализ слова КУВШИН. Обозначь каждый звук буквой (запись на доске). Сколько, гласных, согласных звуков, сколько слогов, почему. Ударный звук, слог.
Физминутка
Ва-ва – сцепить руки в «замок».
Во-во – поднять сцепленные руки вверх.
Ву-ву – вытянуть сцепленные руки вперёд.
«Веер»
Сонце светит ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер,
Пусть прохладою повеет.
Развитие мелкой моторики
- Массаж Су – Джок шарами. Ребенок повторяет слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку
- Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
А теперь давай каждому пальчику придумаем имя со звуком В.
Придумывание предложения со словом вода и кувшин (схема предложения).
Итог
- О каких звуках мы сегодня говорили на занятии? Что мы о них узнали?
- Что тебе понравилось на занятии? Что было сложно?
- А мне очень понравилось, что ты старался и за это ты получаешь наклейку.
- Ты молодец! Оцени свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....