Дифференциация звуков В-Вь
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Флягина Наталья Сергеевна

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ТНР 1 класс. Технологическая карта занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v-v.docx17.75 КБ
Файл teh._karta_zanyati_v-v.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет: логопедическое занятие  Класс 1

Тема занятия: Дифференциация звуков В-Вь.      

Оборудование:  школьная доска, звуковые символы,  картинки, цифры, ,кубики.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащегося : учащийся  владеет

регулятивными УУД: 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

познавательными УУД:1) владеть звуковым анализом и синтезом; 3) различать гласные от согласных и согласные по твердости и мягкости, глухости и звонкости с направляющей помощью.

коммуникативными УУД:1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по  алгоритму с организующей помощью; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда.

личностными УУД: радоваться своим успехам.

Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД (знать, уметь)

Закреплять способы дифференциации В-Вь  в словах, в предложениях.

Учить применять полученные знания в  практической деятельности.

Согласовывать имена числительные  с именами существительными.

Уметь дифференцировать звуки В-Вь; соотносить звук с буквой; согласовывать им.числительные с им.существительным; составлять предложение из предложенных слов.

Метапредметные

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из источника.

Уметь переносить полученные знания.

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.

Планировать свои действия с опорой на алгоритм.

Работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ.

Анализировать плюсы и минусы в своей работе.

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Адекватно оценивать свою работу на занятии.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап 5 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.

Игровой момент

Беседа

1.Даёт установку на работу

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

3. Работа по алгоритму.

 

Выделяет одинаковый звук в словах.

Определяет тему и цель занятия.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах, соотносить с буквой.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организовать высказывание по алгоритму

Беседа

Работа  перед  зеркалом.

Выполняет артикуляционную, дыхательную гимнастику.

Сравнивает артикуляцию звуков, дает характеристику звуков по алгоритму.

Регулятивные: выполнять упражнения по плану

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Поисково-исследовательский этап

1-2 мин.

Организовать поиск решения проблемы.

(Как будем различать?)

Беседа

Прием наложения тыльной стороной ладони под подбородок

Предлагает уч-ся определить способы различения звуков.

Самостоятельно называет способы различения звуков.

Познавательные:

Умение называть способы различения звуков.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Практический этап

20 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Демонстра-ция.

Игровой метод.

Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний.

Выполняет пальковую гимнастику,   физминутку.

Упражнения    по определению звука в слове.

 Складывает букву.

 

Согласовывает существительные с числительным.

 

Предметные:

Умение читать без ошибок,  различать буквы, грамотно писать.

Познавательные:

Извлекать информацию.Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты  деятельности.

Коммуникативные:

 Слушать, высказывать точку зрения.  Адекватно использовать речевые средства для оформления своих мыслей.

Рефлексивно-оценочный этап

8-9 мин.

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей.

Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне.

Трудность дальнейшего планирования действий  для совершенствования результата.

Личностные:

Способность к самооценке. Формирование  умения выражать своё отношение к товарищам,

выражать

свои эмоции.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.

 Формирование умения

осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.

Познавательные:

умение делать

выводы.



Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия.

Тема:  Дифференциация звуков В-Вь.

Лексическая тема: Посуда

Цель: формирование умения дифференциацировать  звуки  [в], [в’].

Задачи:

обучающие:

- уточнить и закрепить артикуляцию звуков;

- уточнить различия по твёрдости-мягкости;

- активизировать словарный запас обучащихся;

- формировать навыки словообразования, словоизменения;

- закреплять умения соотносить звук с буквой;

- формировать представления о  значимости посуды в жизни людей.

коррекционные:

- развивать мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, умение согласовывать речь с движениями;

- развивать фонематический слух, слоговую структуру слова,  словестно-логическое мышление, внимание, память;

- совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.

воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание бережного отношения к посуде;

- формирование навыка доброжелательности, самостоятельности.

Формы организации деятельности:

индивидуальная.

Технологии:

гуманно-личностные (максимальная реализация возможностей детей);

компенсирующего обучения (успешное усвоение знаний);

игровые (стимулирование учащихся к учебной деятельности, повышение результативности знаний).

Здоровьезберегающие

Методы и приёмы: :    

-   биоэнергопластика (связь рук и языка),  

- модели  артикуляции звука. Они отражают артикуляционный уклад в момент произнесения звука, знакомят ребенка с основными свойствами  и отношениями мира звуков   Т.е., применение  моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.

проблемно-поисковые;

анализ, синтез;

сравнение;

наглядные;

практический;

самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

поощрение;

соучастие;

разъяснение;

создание ситуации успеха;

познавательная игра.

Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

репродуктивный;

Принципы обучения:

тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;

взаимосвязь развития речи и моторики;

комплексный и системный подход;

дифференцированный подход;

деятельный подход.

Средства обучения:

наглядные пособия;

раздаточный материал;

интерактивная доска.

 

Прогнозируемые результаты:

  Должно сложиться представление о твёрдости-мягкости согласных звуков [В] и [В*].

Учащийся научится дифференцировать звуки[В] и [В*].

Научится делать анализ  слов со звуками [В] и [В*].

У учащегося разовьётся интерес к познавательной деятельности на занятии.

Оборудование школьная доска, звуковые символы,  картинки, цифры, кубики.

Ход занятия

Орг. момент

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Дыхательная гимнастика

Очень жаркий день-денёчек!                    Длительный вдох носом

Дунь – подунь, мой ветерочек,                Длительный выдох ром

Ветерочек-ветерок,                                   Короткий вдох носом

Дунь подунь, мой ветерок.                       Короткий выдох ртом

Артикуляционная гимнастика.

В весёлом домике (улыбнуться), за заборчиком (оскал). Жил-был язычок. (Высунуть язык.) Во дворе домика (улыбочка) росли цветы. Утром бутончики открывались, а вечером за закрывались (трубочка с рукой). Я зычок любил наблюдать за цветами (трубочка) из домика (улыбочка).

Однажды решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

- Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Артикуляционное упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки                ( артикуляционное упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Работа над выработкой плавной, длительной воздушной струи

А по дороге домой вдруг поднялся сильный ветер (сдуваем шарик) Удерживаем шарик в воздухе. Устал язычок и лёг отдохнуть (Лопаточка) А в это время кто-то постучался в дверь.

Основная часть

  К нам в гости пришли ребята Витя и Вася. А как их можно назвать одним словом. Это кто? А что общего у них? Значит над  чем мы с тобой будем сегодня работать? Значит какая тема нашего занятия?

С собой они принесли разные предметы. Давай поможем мальчикам разобрать эти предметы. Какие предметы мы прикрепим Вите, а Какие Васе  (крепим на прищепки синии и зелёные): кувшин, велосипед, вилка, ведро, сковорода, ковшик, самовар.

А почему мы с тобой  распределили именно так:

   Характеристика звука  (согласный, звонкий, твёрдый-мягкий)

А какой буквой обозначается этот звук (запись на песке двумя руками).  

- Какая картинка здесь лишняя? Почему? Как можно назвать предметы одним словом? (посуда)  Из чего может быть сделана посуда? Значит она какая? Посчитаем кувшины (считает выкладывая цифры на доске); один кувшин, а много……; большой кувшин, а маленький….

Давай сделаем звуковой анализ слова КУВШИН. Обозначь каждый звук буквой (запись на доске). Сколько, гласных, согласных звуков, сколько слогов, почему. Ударный звук, слог.

Физминутка

Ва-ва – сцепить руки в «замок».

Во-во – поднять сцепленные руки вверх.

Ву-ву – вытянуть сцепленные руки вперёд.

«Веер»

Сонце светит ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер,

Пусть прохладою повеет.

Развитие мелкой моторики

- Массаж Су – Джок шарами. Ребенок повторяет слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. 


Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку


- Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

А теперь давай каждому пальчику придумаем имя со звуком В.

 Придумывание предложения со словом вода и кувшин  (схема предложения).

Итог

- О каких звуках мы сегодня говорили на занятии? Что мы о них узнали?
    - Что тебе понравилось на занятии? Что было сложно?

- А мне очень понравилось, что ты старался и за это ты получаешь наклейку.

- Ты молодец! Оцени свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....