«Дифференциация звуков и букв С и Ш»
план-конспект урока по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Петровская Ольга Александровна
Конспект занятия на тему:
«Дифференциация звуков и букв С и Ш»
Возраст: начальная школа
Цель: восполнение пробелов в овладении дифференциацией звуков и букв С и Ш.
Задачи: - научить производить фонемный анализ на примере слов со звуками С и Ш;
- пополнить словарный запас.
Оборудование: большие плакаты со звуками, письменные принадлежности, маленькие карточки со звуками, карточки с упражнениями, мяч.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Сядет тот, кто назовет:
- Мебель, которая начинается на звук С.
- Одежду, которая начинается на звук Ш.
- Вид транспорта, у которого звук С в конце слова.
- Животных, в названиях которых звук Ш не в начале слова.
- Имена, которые начинаются со звука С.
- Имена, в которых есть звук Ш.
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня мы будем учиться различать буквы и звуки С и Ш.
Кто охарактеризует звук С? (согласный, глухой, твердый)
А он может стать мягким? (да)
Кто охарактеризует звук Ш? (согласный, глухой, твердый)
А этот звук может стать мягким? (нет)
Как вы думаете на что похожи буквы С и Ш?( С - на половинку бублика, на крючок; Ш – на расческу, на полосу препятствий и т.п.)
- РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
Раздать карточки со звуками изображением вниз. Дети по очереди переворачивают карточки и произносят, то что изображено на картинках.
Слова: шило, сила, шторм, стол, сито, маска, мошка, басня, уши, усы, квас, волос, голос, малыш, лес, камыш, душ, наш, катушка, дрожь.
- ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ
Я вам буду произносить слова, а вы попробуйте услышать звук С или Ш. Определите где стоит звук в слове. Запишите в тетрадке в ряд услышанный звук и его место в слове.
Слова: сутки, мышка, пасть, пылесос, шутки, старушка, миска, сосиска, пастушок, ватрушка, страшно, машина, братишка. (1с; 3ш; 3сь; 5с и 7с; 1ш; 1с и 6ш; 3с и 6ш; 6ш; 1с и 5с; 3ш; 6ш)
- ИГРА В МЯЧ
Все встают. Я вам буду кидать мячик и Говорить первый слог слова, а вы попробуйте добавить еще слог, так, чтобы получилось слово.
- СА или ША
Ли… КА… Ми… Кры… | Колё… Колба… Но… Ро… |
- СЫ или ШИ
Ли… Ко… У… Но… Мы… У… | Кры… Шала… Кры… Воло… Малы… Камы… |
Молодцы! Справились с заданием.
- РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
У ваших столах лежат карточки, на которых написаны слова. Но вот беда! Сильный ветер подул, и некоторые буквы улетели. Я раздам каждому многоэтажный домик (таблица) и попрошу вас вернуть слова в свои квартиры.
С | Ш | СЬ | СШ |
Слова: игру…ка, …каф, кра…ивая, …катулка, реди…ка, …крепка, ма…ина, машини…т, су…ка, …умка, весну…ка, ве…на, марты…ка.
Карточки со словами и таблицы по количеству детей.
- Закончи предложение.
Сегодня я очень рассеяна. Мне нужна ваша помощь. Я буду сейчас читать стихотворение. А вы внимательно слушайте. Если я ошибусь, поправьте меня. Но только по одному и произнеся правильно стихотворение:
Положили в плошку….КАСКУ.
Надевал пожарник….КАШКУ!
Сочинял писатель…БАШНЮ,
Рисовал художник…БАСНЮ!
Сладко спит в берлоге… МИСКА,
На столе с салатом …МИШКА.
В поле землю я… ПАСУ,
На лугах коров…ПАШУ.
На лицо надета…МАШКА,
Имя нашей кошки…МАСКА.
Как нам хочется …ШУМЕТЬ
Спать спокойно, не…СУМЕТЬ
- Диктант.
А теперь внимательно послушайте стихотворение.
ПУШИСТАЯ КОШКА НА СОЛНЫШКЕ СУШИТ
ШЁРСТКУ НА СПИНКЕ, ХВОСТИК И УШИ.
Кто сушит шёрстку (кошка)
Кошка? Что с ней произошло? (она попала под дождь, или искупалась.)
Почему вы так решили? (кошка сушит на солнышке шёрстку, хвостик, уши)
Как интересно! А может она загорает. Я начинаю беспокоиться о ней. Вдруг она обгорит, ведь кошка, как я правильно поняла, лысая. (кошка не загорает, а сушит спинку, значит лежит не на спинке; не лысая, потому что на спинке шерстка)
Молодцы! Все правильно услышали.
А теперь еще раз послушайте стихотворение, а затем постарайтесь его записать в тетради, не забудьте подчеркнуть орфограммы.
Стихотворение читается еще раз и дети по памяти пишут его в свои тетради, отмечая орфограммы.
А теперь проверьте правильно вы написали текст ( текст представлен на доске).
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"
Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1. Развитие фонематического восприятия;2....