Развитие слогового анализа и синтеза
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему
Конспект по логопедии по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slogovogo_analiza_i_sinteza_slov.docx | 24.18 КБ |
kopiya_otkrytyy_urok_2.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Петрушкова Нина Васильевна учитель- логопед ГБОУ школа №34 г. Санкт-Петербург
Класс: 3 «В»
Тема занятия: «Развитие слогового анализа и синтеза»
Логопедическое занятие в 3 «В» классе ГБОУ школа №34 Невского района Санкт - Петербург
Теме занятия: «Развитие слогового анализа и синтеза слов»
Цель урока: Сформировать навык слогового анализа и синтеза
слов сложной слоговой структуры: Задачи урока: 1.Закрепить понимание слогообразующей роли гласных в словах. 2.Автоматизировать навык деления слов на слоги. 3.Формировать умение синтезировать слова из предложенных слогов. 4.Формировать фонематические представления на предлагаемые слоги. 5.Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.
Лексическая тема: обобщение по теме (Ранняя весна): природа и приметы ранней весной.
Оборудование: презентация урока в Power Point, компьютер, DVD карточки с заданием, доска, мел, рабочие тетради, цветные карандаши, мяч, картинки обитателей леса, картинка - грач, конверт с письмом и разрезными картинки животных.
План занятия:
1.Организационный момент.
2Сообщение темы.
3.Оформление работы в тетради.
4.Определение слогов в слове.
5.Составление слов из слогов.
6.Иигра с мячом (согласование существительных с числительными 1,5)
7.Работа с предложением.
8.Приход весны (в кабинет входит ученица одетая в костюм весны)
9.Физкультминутка.
10.Письмо с заданием из конверта.
11.Работа над стихотворением.
12.Игра «Слово-перевёртыш»
13.Итог урока.
Ход урока:
1.Организация начала урока:
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2.Сообщение темы.
Сегодня мы с вами продолжим беседу о ранней весне, её приметах и природе в это время года.
Посмотрите на экран и скажите: (СЛАЙД №2)
- Кого, вы видите на мониторе? (Снежную королеву).
- В каких ещё сказках она была? (Дети перечисляют)
- Вспомните, что она делала в сказках? – (заколдовывала).
- Значит, кто она? (Колдунья).
3.Оформление работы в тетради.
«Колдунья» пропишем слово, разделив его на слоги.
И поставим ударение для правильного чтения.
- Вспомним правило:
Знает каждый из учеников
сколько гласных столько и слогов.
4. Снежная королева предлагает (с экрана): звук мультимедиа.
Определить на слух, сколько слогов в словах, устный ответ
(Весна, дождь, тепло, погода, ветер, лужа, деньки, облака)
5. Снежная королева заколдовала картинки с приметами ранней
весны (все картинки на экране «заколдованы»). (СЛАЙД №3)
Вы должны составить слова из слогов и картинки вновь восстановятся:
солнышко, проталины, сосульки, капель, ручейки, птицы, под-
снежники, ледоход, (картинки на экране появляются по одной). (СЛАЙДЫ 4 -12).
(дети достают из конвертов слоги и составляют слова).
- Записать цифрой в строчку, сколько слогов в этих словах.
6. Игра с мячом – (согласование существительных с числительным 1,5)
1 5 1 5
Сосулька сосулек туча туч
Луч лучей дерево деревьев
Лужа луж ручей ручьёв
Льдина льдин птичка птичек
7. Работа с предложением (составление предложения из заданных слогов)
Ребята, Снежная королева заколдовала очень важные слова.
Чтобы их прочитать, необходимо ответить на следующие вопросы:
- От чего зависит состояние человека, когда ему хочется веселиться,
играть, смеяться или наоборот грустить, плакать? (настроение);
(запишем первый слог)
- Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами,
плохая видимость на улице (туман);
(запишем первый слог)
- Какой музыкальный инструмент стоит у нас в зале? (пианино);
(запишем первый слог)
- Как называется внутренняя сторона кисти руки? (ладонь);
(запишем первый слог)
- Что значит? Посетить кого-нибудь (больного или друзей); (навестить);
(записать второй слог)
- Артистка балета, это кто? (балерина).
(записать последний слог)
Из записанных слогов прочитаем и запишем предложение
(Наступила весна.) (СЛАЙД №13)
Молодцы! Вы победили Снежную королеву и стали настоящими маленькими волшебниками.
Разгадайте девиз добрых волшебников (определить порядок слов
в предложении)
Посмотрите на экран монитора (Дети выходят к компьютеру и читают)
Всегда, побеждает, зло, добро; (СЛАЙД №14)
(Добро всегда побеждает зло.) (СЛАЙД №15)
8.Приходит весна.
Стук в дверь и входит весна, (в руках изображение грача)
Здравствуйте ребята, я к вам в гости пришла и весну принесла,
Как вы меня ждали?
Дети рассказывают весне стихотворение по очереди.
1 ребёнок - К вам весна шагает быстрыми шагами.
2 ребёнок - И сугробы тают под её ногами.
3 ребёнок - Чёрные проталины на полях видны.
4 ребёнок - Видно очень тёплые ноги у весны.
(Весна уходит, а на доске выставляется изображение «Весны и грача.)
9.Физкультминутка.
Ушла зима, пришла весна, (Дети выполняют ходьбу на месте)
Нас очень радует она! (Хлопают в ладоши)
Небо синеет и солнышко греет. (Сводят и разводят руки над
головой)
Подснежник цветёт и трава зеленеет. (Выполняют упр. Цветок)
10. Посмотрите, ребята, у грача в клюве есть какой- то конверт.
(Логопед достаёт письмо и читает.)
Когда я летел над лесом, то встретил много животных, а каких,
догадайтесь сами. (Из конверта достаются разрезные картинки
и раздаются детям). Дети составляют данного им животного.
А как вы думаете, каких обитателей леса мог грач встретить ещё?
(бурундук, дятел, ворона, волк, воробей, сорока, хорёк) – картинки
выставляются на доску
Запишем слова по домикам согласно слоговой структуре.
( в тетради рисуем домики и ставим цифры-1,2,3 - записываем слова
в 1 домик – слова с одним слогом: во 2 домик - слова с двумя
слогами; в 3 – домик – с тремя слогами).
11.Прочитать стихотворение и назвать слова с 1, 2, 3 слогами.
(задание выполняется устно)
Рыхлый снег темнеет в марте
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
12. Восстановление слов из слогов (появление лишнего слога).
(ученик выходит к доске, определяет его и вычёркивает)
Игра «Слова - перевёртыши».
Записать слоги, прочитать сделать первый слог вторым.
(читать справа налево)
Тог, и, час, сей, дём, ве, под, рок, у, ся, чил, кон, и, вот.
(Вот и кончился урок, подведём сейчас итог)
(Выставляется изображение картинки «Весна»)
По ней ребята рассказывают, чем они сегодня занимались.
Спросить ребят, что им понравилось?
Что не понравилось?
Молодцы! (СЛАЙД№16)
Используемая литература:
1. Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» М., «Влада», 2001.
2. Л. Я. Гадасина, О. Г. Ивановская «Звуки на все руки» СПб, 1999.
3. Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М. 1991.
4. И. Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М. 1997.
5. А.К. Аксенова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» М. «Просвещение» 1987.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
добро всегда зло побеждает
Добро всегда побеждает зло!
Наступила весна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
Развитие слогового анализа и синтеза у младших школьников на уроках логопедии
Представлен опыт работы по развитию слогового анализа и синтеза у младших школьников на уроках логопедии. Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых...
Методическая разработка презентации: "Развитие слогового анализа и синтеза"
Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"...
Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")
Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...
"Развитие слогового анализа и синтеза у детей с ОВЗ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности".
Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его слоговому и звуковому анализу и синтезу....
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗАИ СИНТЕЗА СЛОВ
Серия упражнений, направленных на коррекцию дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова (преодоление пропусков элементов слов - букв, слогов; перестановок букв, слогов)....
Развитие слогового анализа и синтеза у младших школьников
Развитие слогового анализа и синтезаРаботу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основ...