Программа логопедического кружка для 3 классов "Речевичок"
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Цель программы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rechevichok_3_klass.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА "РЕЧЕВИЧОК"
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Связная речь характеризуется: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объём и характер высказывания, подбирает языковой материал).
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, с уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладения правильным чтением и грамотным письмом.
Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста являются нарушения структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей, на синтаксическом уровне – пропуски значимых элементов, искажения структуры предложений.
Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.
Бедность словарного запаса, неумение четко выразить свою мысль, отсутствие понимания связей в тексте, а отсюда трудности последовательной передачи содержания услышанного, прочитанного увиденного, приводят к тому, что учащиеся не владеют навыками написания изложения и сочинения, следовательно, это препятствует успешному обучению по программе русского языка и литературы.Необходимо помнить, что связная речь является средством обучения и методом контроля за полученными знаниями.
Цельпрограммы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности .
Задачи:
- Расширение словарного запаса учащихся, формирование умения использовать вновь введенную лексику в самостоятельной речи в точном соответствии с замыслом высказывания.
- Формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.
- Формирование смысловой и лексико – синтаксической организации связного сообщения.
- Совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.
- Формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
- Формирование умения отражать причинно - следственные отношения между фактами действительности.
- Развитие инициативных форм речи.
- Формирование лингвистического отношения к языку.
- Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительной, слуховой и объем линейной вербальной памяти.
Характеристика коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 60групповыхзанятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Время занятий- вторая половина дня.
Обобщенная структура группового логопедического занятия:
- мотивационная установка
- актуализация имеющегося опыта
- уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
- совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности
- совершенствование умений построения различных видов синтаксических конструкций
- развитие навыков построения связного высказывания:
- установление логической последовательности, связности;
- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение)
- развитие коммуникативных умений и навыков (инициативные формы речи)
- формирование контрольно – оценочных действий
- рефлексивный анализ.
Личностные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ожидаемые предметные результаты освоения содержания программы логопедического кружка:
К концу обучения дети должны знать:
- Типы речи (повествование, описание, рассуждение);
- Структуру и правила построения повествовательного текста;
- Части повествовательного текста (начало, основная часть, концовка);
- Структуру и правила построения описательного текста;
- Правила смысловой (содержательной) и языковой (лексико – синтаксической) организации связного сообщения;
- Средства межфразовой связи (личные, указательные местоимения; наречия, обозначающие место и время действия (тут, там, тогда и др.); текстовые синонимы
К концу обучения ученики должны уметь:
- Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
- словосочетания по типу согласования и управления;
- предложения по данным словам и словосочетаниям; по вопросам с опорным словом и без него и др.;
- распространять и сокращать предложения;
- находить предложения в сплошном тексте
- Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:
- текст и набор предложений;
- текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему рассказа).
- Анализировать текст:
- распознавать вид текста (повествование, описание, рассуждение);
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части;
- устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- составлять план связного высказывания
- Самостоятельно строить связные высказывания:
- определять замысел высказывания;
- программировать смысловую структуру высказывания;
- устанавливать последовательность развёртывания высказывания (план);
- отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);
- составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;
- составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;
- писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.
- Вести диалоги по учебной теме:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
- сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
- Вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:
- систематичность проведения занятий;
- распределение их порядка нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений;
- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого – педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима: осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.
- формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Учебно-тематический план работы кружка "Речевичок"
№ | Тема | Кол-во час | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2 | Речь. История развития культуры речи. | 1 | |
3 | Виды речи. Диалог и монолог. | 1 | |
4 | Слово. Значение слова. Многозначные слова. | 1 | |
5 | Омонимы.Синонимы.Антонимы. | 1 | |
6 | Упражнение в различении омонимов,синонимов, антонимов. | 1 | |
7 | Словосочетание. | 1 | |
8 | Фразеологизмы. | 1 | |
9 | Предложение.Виды предложений по интонации. | 1 | |
10 | Предложение.Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |
11 | Слово, словосочетание,предложение. | 1 | |
12 | Виды предложений. Составление предложений. | 1 | |
13 | Составление предложений по схеме, по картинке, по вопросам, по опорным словам. | 1 | |
14 | Деформированные предложения. | 1 | |
15 | Текст. Выделение признаков связного текста. | 1 | |
16 | Текст. Основная тема и мысль текста. Заглавие. | 1 | |
17 | Текст.Деление текста на части.Составление плана. | 1 | |
18 | Текст – повествование. | 1 | |
19 | Текст – описание. | 1 | |
20 | Текст – рассуждение. | 1 | |
21 | Упражнения на различение типов текстов. | 1 | |
22 | Деформированный текст без деления на слова. | 1 | |
23 | Деформированный текст с разбивкой на слоги вместо слов. | 1 | |
24 | Деформированный текст с нарушением структуры предложения или всего высказывания. | 1 | |
25 | Деформированный текст на восстановление порядка частей. | 1 | |
26 | Деформированный текстна восстановление порядка предложений. | 1 | |
27 | Деформированный текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении | 1 | |
28 | Деформированный текст на восстановление порядка слов в предложении. | 1 | |
29 | Деформированный текст с исключением. | 1 | |
30 | Изложение – повествование. | 1 | |
31 | Практические упражнения. Изложение – повествование. | 1 | |
32 | Изложение – описание. | 1 | |
33 | Практические упражнения. Изложение – описание. | 1 | |
34 | Изложение – рассуждение. | 1 | |
35 | Практические упражнения. Изложение – рассуждение. | 1 | |
36 | Изложение с творческим заданием. | 1 | |
37 | Выборочное изложение. | 1 | |
38 | Практические упражнения. Выборочное изложение. | 1 | |
39 | Сжатое изложение. | 1 | |
40 | Практические упражнения. Сжатое изложение. | 1 | |
41 | Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. Метафора. | 1 | |
42 | Практические упражнения. Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. Метафора. | 1 | |
43 | Сочинение– повествование. | 1 | |
44 | Практические упражнения. Сочинение– повествование. | 1 | |
45 | Сочинение – описание. | 1 | |
46 | Практические упражнения. Сочинение – описание. | 1 | |
47 | Сочинение – рассуждение. | 1 | |
48 | Практические упражнения. Сочинение – рассуждение. | 1 | |
49 | Сочинение по серии сюжетных картинок. | 1 | |
50 | Практические упражнения.Сочинение по серии сюжетных картинок. | 1 | |
51 | Сочинение по одной сюжетной картинке. | 1 | |
52 | Практические упражнения. Сочинение по одной сюжетной картинке. | 1 | |
53 | Сочинение по закрытой картинке. | 1 | |
54 | Практические упражнения. Сочинение по закрытой картинке. | 1 | |
55 | Сочинение на основе личного опыта учащихся. | 1 | |
56 | Практические упражнения. Сочинение на основе личного опыта учащихся. | 1 | |
57 | Сочинение по картине. | 1 | |
58 | Практические упражнения. Сочинение по картине. | 1 | |
59 | Сочинение-фантазия "Если..." | 1 | |
60 | Итоговое занятие "Чему мы научились?" | 1 |
Рекомендуемая литература
1. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 1. Устная связная речь. Лексика. –М.: ВЛАДОС, 2006.
2. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 2.Предложение. Текст. –М.: ВЛАДОС, 2008.
3. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 3.Письменная связная речь. –М.: ВЛАДОС, 2010.
4. Т.П. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения. – М.: АПК и ППРО,2008.
5. В.К. Воробьёва. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: Астрель: транзиткнига, 2006.
6. Л.П. Доблаев. Логико – психологический анализ текста – Саратов, 1969.
7. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: ВЛАДОС, 2006.
8. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.
9. И.Н. Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005.
10. Г.Я. Солганик. Стилистика текста. - М.: Флинта; наука, 2000.
11. А.В. Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1979.
12. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Капельки солнца"
Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...
Рабочая программа по кружку "Веселые нотки", рабочие программы по музыке для 1,2,3,4 классов по УМК "Планета знаний"
Пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематический план...
Программа логопедического кружка для 1 классов "Звуковая мозаика"
Предлагаемая программа направлена на восполнение пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи пе...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Программа логопедического кружка "Мир общения"
Программа кружка «Мир общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 В рамках реализации ФГОС программа кружк...