Логопедические приёмы работы над голосом
презентация к уроку по логопедии на тему

Кувыкина Елена Михайловна

Работа над дыханием и голосом способствует развитию фонематического слуха, постановке и автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_priemy_raboty_nad_golosom.pptx326.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедические приемы работы над голосом. Материал подготовила: учитель – логопед МБОУ СОШ № 23 Кувыкина Е. М.

Слайд 2

Дыхательный акт Дыхательный акт Вдох Задержка Время Выдох Задержка

Слайд 3

Диафрагмальное дыхание Правильное речевое дыхание базируется на смешанном типе дыхания : диафрагмально – рёберном . Участие диафрагмы контролируется рукой. При вдохе диафрагма опускается, куполы её уплотняются , центр передвигается несколько книзу, рёбра поднимаются , межрёберные промежутки расширяются (живот надувается ). При выдохе диафрагма поднимается и приобретает выпуклую форму (живот втягивается ).

Слайд 4

Дыхательные упражнения Упражнение 1. Сделайте вдох на счёт 1, 2, 3, 4, на 5, 6 – задержите дыхание, на счёт 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 – выдох. Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8…15. Упражнение 3. Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т. д. Темп счёта не ускорять, воздух не добирать. Упражнение 4 . Произнесите скороговорку – считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки *: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т. д.

Слайд 5

Работа над голосом Включает: отработку благозвучности; улучшение его тембра; нахождение основного тона голоса и развитие его устойчивости; развитие силы; изменение высоты голоса, т. е. расширение его диапазона.

Слайд 6

Упражнения на звонкость Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М. Упражнение 2. Произнесите протяжно и плавно ( пропевая ) слоги: ма , мэ , ми, мо, му .

Слайд 7

Упражнения на улучшение тембра голоса Следует снять зажатость челюстей и напряжение в области мышц шеи, глотки и гортани. Нередко голос у детей звучит приглушённо, поскольку, застревая в задней части ротовой полости, быстро затухает.

Слайд 8

Упражнения для шеи. Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Слайд 9

Упражнения для мышц нижней челюсти. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, вернуть в исходное положение. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот, подержать на счёт 1 – 5, затем расслабить. Коснуться подбородком поочерёдно правого и левого плеча. Коснуться подбородком груди.

Слайд 10

Упражнения для мышц глотки и мягкого нёба. Произвольно покашливать. Имитировать полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой. Надувать щёки при зажатом носе.

Слайд 11

Упражнения на устойчивость голоса Устойчивость полученного звука достигается путём вокализации гласных. Сначала отрабатывается каждый гласный звук в отдельности. Далее нужно переходить к упражнениям на сочетание гласных звуков: сначала на одном выдохе петь 2 звука, затем 3, 4, максимум 5 звуков. В этих упражнениях отрабатывается один из важнейших элементов правильной речи – слитность . Важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. Звуки должны быть одинаковыми по длительности и громкости. При отработке гласных звуков во всевозможных сочетаниях детям следует объяснить, что это не просто набор звуков, а контур будущих слов , например: ауа – контур слова а зб у к а , аиуы – к а н и к у л ы .

Слайд 12

Упражнения на развитие силы голоса Упражнение. Прочитай тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса. Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? – Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! Гром грохочет – бух! Трах! Словно горы рушит. Тишина в испуге – ах! – Затыкает уши.

Слайд 13

Упражнения на изменение высоты голоса Упражнение 1. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания . Чтоб овладеть грудным регистром, Я становлюсь аквалангистом. Всё ниже опускаюсь, ниже! А дно морское ближе, ближе!.. И вот уж в царстве я подводном! Хоть погрузился глубоко, Но голосом грудным, свободным Распоряжаюсь я легко. Чтоб овладеть грудным регистром, Полезно стать аквалангистом . Упражнение 2. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.

Слайд 14

Работа над дыханием и голосом способствует развитию фонематического слуха, внимания на звуковую сторону речи, постановке и автоматизации звуков; формирует готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

Слайд 15

Список использованной литературы Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М., 1991. Привес М. Г., Бушкович В. И., Лысенков Н. К. Анатомия человека. Спб ., 1985. Тучинская Л.Н. Логопедические приёмы работы над голосом // Логопед. 2012. № 5. Лалаева Р. И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. Спб ., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии» (из опыта работы)

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы ...

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

"ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпо...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

"Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"

Авторы: Галитовская Е.Ю., Плетенева Т.А., Буравская Т.А.Использование здоровьесберегающих технологий, представленные в данной статье,  оказывает положительное воздействие на учеников: повышается ...

Приёмы работы логопеда с родителями в логопедическом пункте

При логопедической работе с ребёнком нельзя отрицать важность работы с родителями, поскольку именно родители служат важнейшим фактором успеха и стимулом для работы ребёнка-младшеклассника. В данной ст...

Презентация "Применение логопедических приёмов на уроках для улучшения техники чтения"

В презентации представлены материалы для работы с детьми начальной школы....