Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
презентация к уроку по логопедии на тему
Анализ причин возникновения нарушения письма,симптомы. Коррекционная работа при различных видах дисграфий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_disgrafiy.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ обследований устной и письменной речи показал: дислексией и дисграфией страдают 6 – 8 % младших школьников в общеобразовательных классах и 90-98 % в коррекционных классах. У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.
Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов. Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок. Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.
Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет. Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.
Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, повторяющихся ошибках проявляющееся в стойких,, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Г.М.ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д . Речевые симптомы Неречевые симптомы Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне предложения Ошибки на уровне слова Симптомы дисграфий
Дисграфия Артикулятор- но-акустическая Акустичес- кая Оптичес- кая Аграммати- ческая Отражение в письме Неправильного звукопроизношения Нарушение фонемного распознавания Недоразвитие грам- матического строя речи Недоразвитие зри- Тельного гнозиса, Пространственных представлений
Дисграфии % Сложная, смешанная форма дисграфии (акустическая, оптическая, фонематическая, аграмматическая с элементами дизорфографии и явлениями языковой интерференции) 54 Фонематическая: преимущественно на почве смешения дифференциальных признаков оппозиционных фонем, звукобуквенного состава слова 20 Оптическая: преимущественно на почве нарушения дифференциальных признаков графических образов букв 7 Графомоторная: преимущественно на почве кинестетической и кинетической апраксии пишущей руки 8 Артикуляторно- акустическая: на почве нарушения фонетического анализа звукового состава слова, трудностей программирования и контроля 11 Распределение детей по видам дисграфий ( N = 25 )
ДИСГРАФИЯ: Артикулярно – акустическая – отражение в письме, неправильное произношение. Акустическая – нарушение фонемного распознавания. Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи. Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса пространственных представлений. Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречающиеся виды дисграфий:
МЕХАНИЗМЫ ДИСГРАФИЙ 1.Неправильное произношение звуков. 2.Недостаточность слуховых дифференцировок. 3.Нарушение языкового анализа и синтеза. 4.Недоразвитие грамматического строя речи. 5.Несформированность зрительно- пространственных функций.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИЙ 1.Артикулярно-акустическая. 2.На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая. 3.На почве нарушения языкового анализа и синтеза. 4.Аграмматическая. 5.Оптическая.
Процесс письма Речедвигательный анализатор Речезрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор
Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового состава слова, подлежащего записи 2. Уточнение звуков 1.Определение последова- тельности и количества звуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинети- ческую систему последовательных движений
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия Механизмы: 1.Неточность слуховой дифференциации звуков Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты 2. Неточность кинестетического анализа. 3.Неточность в выборе фонемы. В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласных нижнего ряда.
Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений. Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил.,сущ.+числ.). Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.
1. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме. Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв.
Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ДИСГРАФИИ Замены звуков по глухости – звонкости. Замены звуков по твердости – мягкости. Пропуски букв, слогов при диктанте. Перестановки букв, слогов. Слитное написание слов с предлогами. Слияние двух предложений в одно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовый материал по разным видам дисграфий.
В тестовых заданиях представлен материал по аграмматической дисграфии,аккустической, на основе нарушений языкового анализа и синтеза и оптической. Тестовые задания представлены в усложнении, по ...
Обзорный материал для родителей.
Предоставлен материал по развитию речевого дыхания, работа над голосом, его интоннационной выразительностью, требования к развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук....
Тесты на определение вида дисграфии
Данные тесты помогут учителю-логопеду определить преобладающий вид дисграфии у учащихся 1-4 классов. Данные тесты по выявлению акустико-артикуляционнной, акустической, оптической, аграматической дисгр...
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
Статья "Виды дисграфии".
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Р. И.Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса пи...
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...
Классификация видов сказок.
Уучебно методический материал для уроков литературы....