Программа внеурочной деятельности «Дисграфия, её профилактика и устранение»
рабочая программа по логопедии на тему

Харькова Елена Олеговна

В течение нескольких лет я работаю по теме самообразования «Дисграфия, её профилактика и устранение». Эта программа является продуктом моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_disgrafiya_eyo_profilaktika_i_ustranenie.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

МАОУ «Моряковская СОШ» Томского района

   Программа

внеурочной деятельности «Дисграфия, её профилактика и устранение»

1-3 классы

     

Автор: учитель начальных классов

                                                                                         МАОУ «Моряковская СОШ»

                                                               Харькова Е.О.

                                                                                                                             

Томск

2017г.

       

    Цели  программы:

     1. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

     2. Активизация речевой и мыслительной деятельности.

     3. Формирование орфографической зоркости.

      Задачи:

     1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

     2. Совершенствование умения дифференцировать буквы, сходные по кинетическим       и оптическим признакам.

     3. Формирование фонематического восприятия:

     а) дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики;

     б) развитие звукового анализа;

     в) развитие слогового анализа;

     4. Развитие и совершенствование артикуляторной и мелкой моторики.

     5. Практическое освоение морфологических элементов слова.  

     6. Обучение простым и сложным формам языкового анализа.

     7. Совершенствование лексического запаса, грамматического строя.

     8. Развитие связной речи путем формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так наиболее уместные для него языковые средства.

     9. Формирование у детей контрольно-оценочных действий.

     10. Развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти.

     

Пояснительная записка.

     Нарушение письма является весьма распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. По данным профессора М.Е. Хватцева, которые относятся к 50-м годам прошлого века, у 6% учащихся массовых школ была выявлена дисграфия [46]. Н.В. Разживина приводит данные за 2005 г. - 50% младших школьников в той или иной мере допускают на письме специфические ошибки [36].

     «Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации и последующего отклоняющегося поведения учащихся»[36]. Проблема коррекции нарушений письма у младших школьников остается актуальной. Это связано, во-первых, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, а во-вторых, с увеличением количества учащихся, у которых выявляется дисграфия.

     Была разработана программа внеурочной деятельности «Профилактика и коррекция дисграфии».  При планировании курса обращалось внимание на тематическое планирование логопеда и тематическое планирование по русскому языку и чтению в данном классе. Основой курса является программа по коррекции дисграфии Е.В.Мазановой «Логопедия», а также использовался материал методического пособия «Юным умникам и умницам» О. Холодовой. В коррекционной работе  были использованы упражнения по самомассажу рук М.С. Аммосовой [1], пальчиковая гимнастика В.В. Цвынтарного [47] и В.Н. Черняковой [48] а также штриховка по методике Е.Н. Потаповой [34], работа с различными трафаретами, изографами, графические диктанты. При разработке тематического планирования для 3 классов использовались упражнения, рекомендованные Л.Н. Ефименковой.

     Программа рассчитана  на 3 года.  34 занятия (1 раз в неделю) в год по 40 - 35 минут.

Форма работы: фронтальная и индивидуальная.

Формы контроля: диагностика, результаты контрольных точек по русскому языку и чтению.

 Возраст детей – 7-11 лет.

Ожидаемый результат: применение методики по коррекции дисграфии Е.В. Мазановой:

    1.повысит качество устной и письменной речи.

     2.активизирует  речевую и мыслительную деятельности.

     3.сформирует орфографическую зоркость.

     При разработке тематического планирования учитывались возрастные, психологические и специфические особенности учащихся младших классов. Условные обозначения в календарно-тематическом планировании даны согласно концепции Е.В. Мазановой.

Примерная модель занятий.

  1. Орг. момент. (1-2 минуты).
  2. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты, из пособия О. Холодовой). «Качания головой», «Ленивые 8», «Шапка для размышлений».
  3. Разминка (из пособия О. Холодовой, 3 минуты). Создаёт у детей определенный положительный эмоциональный фон. Подготавливает интерес к активной учебно-познавательной деятельности.
  4. Упражнения на развитие мелкой моторики (3 минуты). На выбор учителя: штриховка, самомассаж, пальчиковая гимнастика.
  5. Физ.минутка.
  6. Задания по тетрадям Мазановой Е.В. ( 15 минут).
  7. Графический диктант или работа с изографами (10 минут).
  8. Итоги (1-2 минуты).

1 класс (34 часа).

Календарно-тематическое планирование.

1.Развитие зрительного и слухового восприятия – 8 часов.

2. Развитие звукового анализа - 3 часов.

3. Слоговой анализ – 3 часов.

4. Ударение – 2 часа.

5. Слог – 1 часа.

6. Звукобуквенный анализ – 3 часов.

7. Развитие пространственного восприятия – 1 часа.

8. Развитие зрительного восприятия – 2 часа.

9. Развитие слухового восприятия – 1 час.

10. Разделительные ь и ъ – 3 часов.

11. Работа над памятью – 3 часов.

12. Диагностика – 1 часа.

13.Заголовок текста. Работа с деформированным текстом – 2 часа.

Тематическое планирование.

1 четверть (8часов).

     1. Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет.

     2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет. Схема тела.

     3.Развитие зрительного и слухового восприятия. Схема тела. Геометрическая форма.

     4.Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма.

     5. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки [и] - [ы].

     6. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки [с] - [сь].

     7. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки [к] - [кь].

     8. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки [т] - [ть].

2 четверть (7 часов).

      9. Развитие звукового анализа. Звуки [р] - [л].

     10. Развитие звукового анализа. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки [в] - [вь].

     11. Развитие звукового анализа. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки [п] - [пь].

     12. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [з] - [зь]; звуки [с] - [сь].

     13. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [б] - [бь]; звуки [п] - [пь].

    14. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [д] - [дь]; звуки [т] - [ть].

     15. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки [а] - [я].

3 четверть (9 часов).

     16. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки [г] - [гь]; [к] - [кь]. Слог.

     17. Слог. Развитие зрительной памяти. Мягкий знак.

     18. Звукобуквенный анализ  слова. Работа над памятью.

     19.Звукобуквенный анализ  слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] - [ш]; [ж] - [з].

     20Звукобуквенный анализ  слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] - [ш]; [ж] - [з].

     21. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] - [ш]; [ц] - [с].

     22  Развитие зрительного восприятия. Дифференциация [ш] - [щ]; [ч] - [щ].

     23. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация [в] - [ф].

     24.Развитие слухового восприятия. Гласные и согласные звуки.

4 четверть (10 часов).

      25. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти и восприятия.

     26. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти. Предлоги.

     27. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти. Предлоги.

     28. Работа над памятью. Слово.

     29. Работа над памятью. Слово. Предложение.

     30. Работа над памятью. Предложение. Текст.

     31-32. Диагностика.

     33-34. Заголовок текста. Работа с деформированным текстом.

2 класс (34 часов).

Календарно-тематическое планирование.

1.Развитие зрительного и слухового восприятия – 2 часа.

2. Развитие звукового анализа - 3 часов.

3. Работа над зрительным образом букв - 4 часов.

4. Слоговой состав слова – 2 часа.

5. Упражнения в переносе слов.– 1 часа.

6. Ь -смягчающий,  Ь -разделительный.– 2 часа.

7. Разделительные ь и ъ.– 2 часа.

8. Безударные гласные.– 2 часа.

9. Части речи. – 10 часов.

10. Состав слова. Однокоренные слова. – 5 часов

11. Диагностика – 1 час.

Тематическое планирование.

1 четверть (9 часов).

     1. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство.

     2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма.

     3. Развитие звукового анализа.    

     4. Развитие звукового анализа.

     5. Развитие звукового анализа.

     6. Буквы Л-М; л-м.

     7. Буквы К-Н; к-н.

     8.Буквы Н-П; н-п.

     9. Буквы С-Е; с-е.

2 четверть (7 часов).

     10.Слоговой состав слова.

     11. Слоговой состав слова.    

     12. Упражнения в переносе слов.

     13. Ь -смягчающий,  Ь -разделительный.

     14. Ь -смягчающий,  Ь -разделительный.

     15. Твёрдый знак.

     16. Разделительные ь и ъ.

3 четверть (12часа).

      17-18. Безударные гласные.

     19-20. Предмет (существительные).

     21-22. Действие (глагол).

     23-24.Признак (прилагательные).

     26-26. Предмет. Действие. Признак.

     27-28. Предлоги.

4 четверть (6 часов).

     29. Родственные и однокоренные слова.

     30. Корень слова.

     31. Приставка.

     32.Дифференциация предлогов и приставок..

     33. Суффикс.

     34. Диагно

3 класс (34 часов).

Календарно-тематическое планирование.

1.Работа над предложением и текстом – 9 часов.

2. Состав слова - 8 часов.

3. Безударные гласные в корне слова - 2 часа.

4. Разделительные ь и ъ.– 2 часа.

8. Существительное. Склонение.– 7 часов.

9. Части речи. – 10 часов.

10. Части слова. Однокоренные слова. – 2 часа

11. Работа над устной речью – 3ч.

12. Диагностика – 1 час.

Тематическое планирование.

1 четверть (9 часов).

     1. Работа над предложением и текстом. Составление предложений по схемам. Интонация.

     2. Работа над предложением и текстом. Составление предложений. Интонация. Развитие слухового восприятия.

     3. Работа над предложением и текстом. Главные и второстепенные члены предложения. Развитие слухового внимания и памяти.

     4. Работа над предложением и текстом. Составление рассказа по серии картинок. Игра «Редактор».    

     5. Работа над предложением и текстом. Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. Составление рассказа и сказки по серии картинок.

     6. Работа над предложением и текстом. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Работа над сказками.

     7. Работа над предложением и текстом. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Составление и запись рассказа по картинке.    

     8. Работа над предложением и текстом. Распространение предложений. Составление и запись рассказа-описания по плану.

  9. Работа над предложением и текстом. Распространение предложений. Составление и запись рассказа-описания. Составление и запись рассказа – сравнения.

2 четверть (8 часов).

     10-11. Состав слова. Корень слова.

     12-13. Состав слова. Родственные слова.

     14-15. Состав слова. Приставка.

     16. Состав слова. Суффикс.

     17. Состав слова. Приставка. Суффикс.

3 четверть (11часа).

     18-19. Безударные гласные в корне слова

     20-21. Разделительные ь и ъ.

     22-23. Существительное (предмет).

     24. Существительное (падежи).

     25. В.п.

     26. Р.п.

     27. Д.п.

     28. Т.п.

4 четверть (5 часов).

     29. Имя прилагательное.

     30. Глагол.

     31. Последовательный пересказ. Рассказы-описания.

     32 Краткий пересказ. Выборочный рассказ

     33. Устные сочинения.

     34. Диагностика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся

1. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь№1. –М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.

2. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь№2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с.

3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь№3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.

4. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь№4.– М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 39 с.

5. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь№5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с.

для учителя

1. Аммосова М.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе// Логопед. – 2004. - №6. – С. 78-82.

2. Буцыкина Т.П., Вартопетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед. – 2005. - №3. – С. 84-94.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.,  Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997 – 25 с.

4. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 224с.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 335с.

6. Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок. – М: ЭКСИМО – Пресс, 2001. - 80 с.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М.: Просвещение, 1990. – 49 с.

8. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками// Логопед. – 2005. - №2. – С. 53-60.

9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.- 35с.

10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., - 1995. – 275с.

11. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 1997. – 252 с.

12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 221с.

13. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989. – 211с.

14. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. – Санкт-Петербург, «Союз», 2004. 218 с.

15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303с.

16. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

17. Лоскутова Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников// Школьный логопед. – 2005. - №2. С. 67-77.

18. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов – на Дону, 1998. 245 с.13

19. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь№1. –М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.

20. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь№2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с.

21. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь№3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.

22. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь№4.– М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 39 с.

23. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь№5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с.

24. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет// Логопедия. – 2004. - №3 –С.39-46.

25. Микфельд Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников// Логопедия. – 2004. - №4. –С. 42-53.

26. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – С. – Петербург: Стройлеспечать. 1990.

27. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков// Логопед. – 2004. - №2. – С. 4-14.

28. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления// Логопед. –2004. - №4. –С. 13-25.

29. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы// Дефектология. – 1995. - №3. – С.16-19.

30. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1986 – 135 с.

31. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001 – 286 с.

32. Пинюгина Е.В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с ФФН речи// Логопед в детском саду. – 2004. - №3. – С. 29-36.

33. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/ Под ред. Иншаковой О.Б.. – Москва – Воронеж, 2001. – 215 с.

34. Потапова Е.Н. Радость познания. – Москва: Просвещение, 1990 – 95с.

35. Прищепова И.В. О диагностике нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи// Логопедия. – 2004. -№1. – С. 63 – 70.    

36. Разживина Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией// Практическая психология и логопедия. – 2005. - №3. – С. 50-55.

37. Савина Л.П., Крылова Т.В. Большой букварь в играх, сказках, стихах, загадках, - М.: «АСТ», 1999. – 192 с.

38. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.

39. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушением речи. М.: Просвещение, 1985. – 73с.

40. Словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400с.

41. Тараканова А.А. Формирование мыслительной операции сравнения у младших школьников с дисграфией в процессе коррекционно-логопедической работы// Практическая психология и логопедия. – 2005. - №3. – С. 48-50.

42. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. – М.: Просвещение, 1969–80 с.

43. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с.

44. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М. – 2000. – 45 с.

45. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методические пособия для 2,3,4 классов.

46. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие в 2 т./Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. -  Том 2. – 502 с.

47. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997. – 52с.

48. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи// Логопед. – 2005. - №2. – С. 61-70.

49. Шалавина М.Л. Методология исследовательской работы. – Новокузнецк, -1994. 65с.

50. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся школ. – М.: АРКТИ, 1997. – 214с.

51. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 57с.

52. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста// Логопедия – 2004. –  №2. – С. 60-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"

Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методо...

Что такое дисграфия и способы ее устранения.

Следует отметить резкое увеличение распространенности дисграфии у детей за несколько последних десятилетий.Это говорит о большой устойчивости данной формы речевой патологии. Возможность предупреждения...

Методические рекомендации по профилактике и устранению дисграфических ошибок.

В материале описываются классические методы и приёмы профилактики и устранения трудностей в формировании письменной речи младших школьников. Методика может быть использована как учителями начальных кл...

«Досуговая деятельность, как средство профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения» - обмен опытом.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в...

Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.

Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...

Что такое дисграфия и дислексия, способы устранения.

Материал содержит слайд,раскрывающий понятие дислекии и дисграфии, как нарушения, на что следует обратить внимание (тест),и как один из способов коррекции,игры с младшими дошкольниками, у которых есть...