Программа внеурочной деятельности «Дисграфия, её профилактика и устранение»
рабочая программа по логопедии на тему
В течение нескольких лет я работаю по теме самообразования «Дисграфия, её профилактика и устранение». Эта программа является продуктом моей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_disgrafiya_eyo_profilaktika_i_ustranenie.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
МАОУ «Моряковская СОШ» Томского района
Программа
внеурочной деятельности «Дисграфия, её профилактика и устранение»
1-3 классы
Автор: учитель начальных классов
МАОУ «Моряковская СОШ»
Харькова Е.О.
Томск
2017г.
Цели программы:
1. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
2. Активизация речевой и мыслительной деятельности.
3. Формирование орфографической зоркости.
Задачи:
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Совершенствование умения дифференцировать буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам.
3. Формирование фонематического восприятия:
а) дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики;
б) развитие звукового анализа;
в) развитие слогового анализа;
4. Развитие и совершенствование артикуляторной и мелкой моторики.
5. Практическое освоение морфологических элементов слова.
6. Обучение простым и сложным формам языкового анализа.
7. Совершенствование лексического запаса, грамматического строя.
8. Развитие связной речи путем формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так наиболее уместные для него языковые средства.
9. Формирование у детей контрольно-оценочных действий.
10. Развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти.
Пояснительная записка.
Нарушение письма является весьма распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. По данным профессора М.Е. Хватцева, которые относятся к 50-м годам прошлого века, у 6% учащихся массовых школ была выявлена дисграфия [46]. Н.В. Разживина приводит данные за 2005 г. - 50% младших школьников в той или иной мере допускают на письме специфические ошибки [36].
«Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации и последующего отклоняющегося поведения учащихся»[36]. Проблема коррекции нарушений письма у младших школьников остается актуальной. Это связано, во-первых, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, а во-вторых, с увеличением количества учащихся, у которых выявляется дисграфия.
Была разработана программа внеурочной деятельности «Профилактика и коррекция дисграфии». При планировании курса обращалось внимание на тематическое планирование логопеда и тематическое планирование по русскому языку и чтению в данном классе. Основой курса является программа по коррекции дисграфии Е.В.Мазановой «Логопедия», а также использовался материал методического пособия «Юным умникам и умницам» О. Холодовой. В коррекционной работе были использованы упражнения по самомассажу рук М.С. Аммосовой [1], пальчиковая гимнастика В.В. Цвынтарного [47] и В.Н. Черняковой [48] а также штриховка по методике Е.Н. Потаповой [34], работа с различными трафаретами, изографами, графические диктанты. При разработке тематического планирования для 3 классов использовались упражнения, рекомендованные Л.Н. Ефименковой.
Программа рассчитана на 3 года. 34 занятия (1 раз в неделю) в год по 40 - 35 минут.
Форма работы: фронтальная и индивидуальная.
Формы контроля: диагностика, результаты контрольных точек по русскому языку и чтению.
Возраст детей – 7-11 лет.
Ожидаемый результат: применение методики по коррекции дисграфии Е.В. Мазановой:
1.повысит качество устной и письменной речи.
2.активизирует речевую и мыслительную деятельности.
3.сформирует орфографическую зоркость.
При разработке тематического планирования учитывались возрастные, психологические и специфические особенности учащихся младших классов. Условные обозначения в календарно-тематическом планировании даны согласно концепции Е.В. Мазановой.
Примерная модель занятий.
- Орг. момент. (1-2 минуты).
- «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты, из пособия О. Холодовой). «Качания головой», «Ленивые 8», «Шапка для размышлений».
- Разминка (из пособия О. Холодовой, 3 минуты). Создаёт у детей определенный положительный эмоциональный фон. Подготавливает интерес к активной учебно-познавательной деятельности.
- Упражнения на развитие мелкой моторики (3 минуты). На выбор учителя: штриховка, самомассаж, пальчиковая гимнастика.
- Физ.минутка.
- Задания по тетрадям Мазановой Е.В. ( 15 минут).
- Графический диктант или работа с изографами (10 минут).
- Итоги (1-2 минуты).
1 класс (34 часа).
Календарно-тематическое планирование.
1.Развитие зрительного и слухового восприятия – 8 часов.
2. Развитие звукового анализа - 3 часов.
3. Слоговой анализ – 3 часов.
4. Ударение – 2 часа.
5. Слог – 1 часа.
6. Звукобуквенный анализ – 3 часов.
7. Развитие пространственного восприятия – 1 часа.
8. Развитие зрительного восприятия – 2 часа.
9. Развитие слухового восприятия – 1 час.
10. Разделительные ь и ъ – 3 часов.
11. Работа над памятью – 3 часов.
12. Диагностика – 1 часа.
13.Заголовок текста. Работа с деформированным текстом – 2 часа.
Тематическое планирование.
1 четверть (8часов).
1. Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет.
2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет. Схема тела.
3.Развитие зрительного и слухового восприятия. Схема тела. Геометрическая форма.
4.Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма.
5. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки [и] - [ы].
6. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки [с] - [сь].
7. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки [к] - [кь].
8. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки [т] - [ть].
2 четверть (7 часов).
9. Развитие звукового анализа. Звуки [р] - [л].
10. Развитие звукового анализа. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки [в] - [вь].
11. Развитие звукового анализа. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки [п] - [пь].
12. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [з] - [зь]; звуки [с] - [сь].
13. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [б] - [бь]; звуки [п] - [пь].
14. Слоговой анализ. Работа над слуховой памятью. Звуки [д] - [дь]; звуки [т] - [ть].
15. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки [а] - [я].
3 четверть (9 часов).
16. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки [г] - [гь]; [к] - [кь]. Слог.
17. Слог. Развитие зрительной памяти. Мягкий знак.
18. Звукобуквенный анализ слова. Работа над памятью.
19.Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] - [ш]; [ж] - [з].
20Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] - [ш]; [ж] - [з].
21. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация [ж] - [ш]; [ц] - [с].
22 Развитие зрительного восприятия. Дифференциация [ш] - [щ]; [ч] - [щ].
23. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация [в] - [ф].
24.Развитие слухового восприятия. Гласные и согласные звуки.
4 четверть (10 часов).
25. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти и восприятия.
26. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти. Предлоги.
27. Разделительные ь и ъ. Развитие памяти. Предлоги.
28. Работа над памятью. Слово.
29. Работа над памятью. Слово. Предложение.
30. Работа над памятью. Предложение. Текст.
31-32. Диагностика.
33-34. Заголовок текста. Работа с деформированным текстом.
2 класс (34 часов).
Календарно-тематическое планирование.
1.Развитие зрительного и слухового восприятия – 2 часа.
2. Развитие звукового анализа - 3 часов.
3. Работа над зрительным образом букв - 4 часов.
4. Слоговой состав слова – 2 часа.
5. Упражнения в переносе слов.– 1 часа.
6. Ь -смягчающий, Ь -разделительный.– 2 часа.
7. Разделительные ь и ъ.– 2 часа.
8. Безударные гласные.– 2 часа.
9. Части речи. – 10 часов.
10. Состав слова. Однокоренные слова. – 5 часов
11. Диагностика – 1 час.
Тематическое планирование.
1 четверть (9 часов).
1. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство.
2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма.
3. Развитие звукового анализа.
4. Развитие звукового анализа.
5. Развитие звукового анализа.
6. Буквы Л-М; л-м.
7. Буквы К-Н; к-н.
8.Буквы Н-П; н-п.
9. Буквы С-Е; с-е.
2 четверть (7 часов).
10.Слоговой состав слова.
11. Слоговой состав слова.
12. Упражнения в переносе слов.
13. Ь -смягчающий, Ь -разделительный.
14. Ь -смягчающий, Ь -разделительный.
15. Твёрдый знак.
16. Разделительные ь и ъ.
3 четверть (12часа).
17-18. Безударные гласные.
19-20. Предмет (существительные).
21-22. Действие (глагол).
23-24.Признак (прилагательные).
26-26. Предмет. Действие. Признак.
27-28. Предлоги.
4 четверть (6 часов).
29. Родственные и однокоренные слова.
30. Корень слова.
31. Приставка.
32.Дифференциация предлогов и приставок..
33. Суффикс.
34. Диагно
3 класс (34 часов).
Календарно-тематическое планирование.
1.Работа над предложением и текстом – 9 часов.
2. Состав слова - 8 часов.
3. Безударные гласные в корне слова - 2 часа.
4. Разделительные ь и ъ.– 2 часа.
8. Существительное. Склонение.– 7 часов.
9. Части речи. – 10 часов.
10. Части слова. Однокоренные слова. – 2 часа
11. Работа над устной речью – 3ч.
12. Диагностика – 1 час.
Тематическое планирование.
1 четверть (9 часов).
1. Работа над предложением и текстом. Составление предложений по схемам. Интонация.
2. Работа над предложением и текстом. Составление предложений. Интонация. Развитие слухового восприятия.
3. Работа над предложением и текстом. Главные и второстепенные члены предложения. Развитие слухового внимания и памяти.
4. Работа над предложением и текстом. Составление рассказа по серии картинок. Игра «Редактор».
5. Работа над предложением и текстом. Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. Составление рассказа и сказки по серии картинок.
6. Работа над предложением и текстом. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Работа над сказками.
7. Работа над предложением и текстом. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Составление и запись рассказа по картинке.
8. Работа над предложением и текстом. Распространение предложений. Составление и запись рассказа-описания по плану.
9. Работа над предложением и текстом. Распространение предложений. Составление и запись рассказа-описания. Составление и запись рассказа – сравнения.
2 четверть (8 часов).
10-11. Состав слова. Корень слова.
12-13. Состав слова. Родственные слова.
14-15. Состав слова. Приставка.
16. Состав слова. Суффикс.
17. Состав слова. Приставка. Суффикс.
3 четверть (11часа).
18-19. Безударные гласные в корне слова
20-21. Разделительные ь и ъ.
22-23. Существительное (предмет).
24. Существительное (падежи).
25. В.п.
26. Р.п.
27. Д.п.
28. Т.п.
4 четверть (5 часов).
29. Имя прилагательное.
30. Глагол.
31. Последовательный пересказ. Рассказы-описания.
32 Краткий пересказ. Выборочный рассказ
33. Устные сочинения.
34. Диагностика.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
для обучающихся
1. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь№1. –М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
2. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь№2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с.
3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь№3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
4. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь№4.– М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 39 с.
5. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь№5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с.
для учителя
1. Аммосова М.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе// Логопед. – 2004. - №6. – С. 78-82.
2. Буцыкина Т.П., Вартопетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед. – 2005. - №3. – С. 84-94.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997 – 25 с.
4. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 224с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 335с.
6. Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок. – М: ЭКСИМО – Пресс, 2001. - 80 с.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М.: Просвещение, 1990. – 49 с.
8. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками// Логопед. – 2005. - №2. – С. 53-60.
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.- 35с.
10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., - 1995. – 275с.
11. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 1997. – 252 с.
12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 221с.
13. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989. – 211с.
14. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. – Санкт-Петербург, «Союз», 2004. 218 с.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
17. Лоскутова Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников// Школьный логопед. – 2005. - №2. С. 67-77.
18. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов – на Дону, 1998. 245 с.13
19. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь№1. –М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
20. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь№2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с.
21. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь№3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
22. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь№4.– М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 39 с.
23. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь№5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с.
24. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет// Логопедия. – 2004. - №3 –С.39-46.
25. Микфельд Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников// Логопедия. – 2004. - №4. –С. 42-53.
26. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – С. – Петербург: Стройлеспечать. 1990.
27. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков// Логопед. – 2004. - №2. – С. 4-14.
28. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления// Логопед. –2004. - №4. –С. 13-25.
29. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы// Дефектология. – 1995. - №3. – С.16-19.
30. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1986 – 135 с.
31. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001 – 286 с.
32. Пинюгина Е.В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с ФФН речи// Логопед в детском саду. – 2004. - №3. – С. 29-36.
33. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/ Под ред. Иншаковой О.Б.. – Москва – Воронеж, 2001. – 215 с.
34. Потапова Е.Н. Радость познания. – Москва: Просвещение, 1990 – 95с.
35. Прищепова И.В. О диагностике нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи// Логопедия. – 2004. -№1. – С. 63 – 70.
36. Разживина Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией// Практическая психология и логопедия. – 2005. - №3. – С. 50-55.
37. Савина Л.П., Крылова Т.В. Большой букварь в играх, сказках, стихах, загадках, - М.: «АСТ», 1999. – 192 с.
38. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.
39. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушением речи. М.: Просвещение, 1985. – 73с.
40. Словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400с.
41. Тараканова А.А. Формирование мыслительной операции сравнения у младших школьников с дисграфией в процессе коррекционно-логопедической работы// Практическая психология и логопедия. – 2005. - №3. – С. 48-50.
42. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. – М.: Просвещение, 1969–80 с.
43. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с.
44. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М. – 2000. – 45 с.
45. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методические пособия для 2,3,4 классов.
46. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие в 2 т./Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. - Том 2. – 502 с.
47. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997. – 52с.
48. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи// Логопед. – 2005. - №2. – С. 61-70.
49. Шалавина М.Л. Методология исследовательской работы. – Новокузнецк, -1994. 65с.
50. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся школ. – М.: АРКТИ, 1997. – 214с.
51. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 57с.
52. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста// Логопедия – 2004. – №2. – С. 60-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"
Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии с применением логопедических методо...
Что такое дисграфия и способы ее устранения.
Следует отметить резкое увеличение распространенности дисграфии у детей за несколько последних десятилетий.Это говорит о большой устойчивости данной формы речевой патологии. Возможность предупреждения...
Методические рекомендации по профилактике и устранению дисграфических ошибок.
В материале описываются классические методы и приёмы профилактики и устранения трудностей в формировании письменной речи младших школьников. Методика может быть использована как учителями начальных кл...
«Досуговая деятельность, как средство профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения» - обмен опытом.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в...
Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.
Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...
Что такое дисграфия и дислексия, способы устранения.
Материал содержит слайд,раскрывающий понятие дислекии и дисграфии, как нарушения, на что следует обратить внимание (тест),и как один из способов коррекции,игры с младшими дошкольниками, у которых есть...